Заур Маргиев
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > >

ссылка на XPOHOC

Заур Маргиев

2009 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Заур Маргиев

Абхазия

Историко-географический и этнографический очерк

Ранее читайте:

Абхазцы и черкесы... 

Многочисленные развалины церквей...

Мусульманство начало распространяться в крае... (Восточный берег Черного моря)

В эпоху генуэзцев (XIII – XVI вв.), судя по меркаторским картам, граница Абхазии колебалась между Псоу и Хостой.

В 1540 – 1551 гг. джигеты отодвинули границу Абхазии значительно южнее, за Гагринский хребет. Адлерская долина, называвшаяся Лиеш, Лияш, Лиуш, имела порт с генуэзской факторией, названной на меркаторских картах Layazo. (Фото № 398)

Фото  № 398. Адлер.

В современной Xocтe фактория была уже в XIII веке.

Таким образом, на расстоянии 120 верст, от Сухума до Хосты находилось 8 портов, в которые с торговыми целями заходили генуэзские суда. (Фото № 399 – 404, Карта № 30)

Фото. № 399. Сухум-Кале.

Фото № 401. Сухум. Общий вид города и бухты с горы Чернявского. 1905 г.

Фото № 400. Сухум. 80-е гг. XIX в.

Карта № 30. Восточный берег Черного моря, составленный по атласу Тардье.

Предания, жившие среди джигетов и абхазцев, следы поселений, хорошо еще заметных в начале 70-х годов XIX в., развалины крепостей, множество храмов, район распространения которых на севере ограничивается сандрипшским храмом (построен у реки Сандрипш или Цандрипш, иначе – Хошупсе), указывают на большую плотность населения, на оживленное торговое общение с Западом.

В период XIII – XVI веков вся нагорная полоса южного склона, а также Алания (Осетия) и Черкесия тяготели к морскому берегу, куда доставлялась кожа, воск, мед, скот, рабы, а с берега получали соль, оружие и мануфактурные изделия.

Фото № 402. Развалины генуэзского храма в имении графа Шереметьева.1905 г.

Несмотря на большие препятствия со стороны турок, предприимчивые генуэзцы посещали побережье даже в XVI веке. Пицунда и ее храм очень часто посещались генуэзцами. Здесь находилась крупная фактория. Набожные мореплаватели преподнесли в дар храму колокол, на котором кроме выпуклых изображений святых, была вылита и дата MCCCCCXXVIIII (1529 г.)».

Эта дата, указанная в книге А. Н. Дъячкова-Тарасова «Гагры и их окрестности» Тифлис 1903 г. стр. 49, не совпадает с информацией о том же колоколе из книги «Абхазия. Историко-географические очерки». 1898 г. стр. 95. Вероятнее всего это опечатка в книге.

«С 1830-х годов здесь было русское военное укрепление, памятником коего остались развалины бастиона, пристроенного к северной стене ограды по направлению к горам. По занятии Пицунды русскими войсками, в 30-х годах, в ее храме, стены которого и самый купол поросли живучими кавказскими растениями, внутри, давно обнаженном от всяких украшений, изредка совершалось полковым священником богослужение (часы и обедницы) на которое русские православные воины со­зывались благовестом небольшого колокола, висевшего на близ стоящих к храму деревьях (близ развалин древней звонницы на восточной стороне храма). (Фото № 405)

Фото № 405. Руины двух церквей и колокольни  на территории Пицундского храма.

На колоколе латинскими буквами был означен год МССССХХУПП, то есть 1429 год).

Заур Маргиев. Абхазия. Историко-географический очерк. Глава из книги «Батум во времена Османской империи».

Саму книгу можно приобрести через Интернет: для жителей Грузии у автора zaur064@gmail.com или с сайт автора http://zaurmargiev.sitecity.ru

Далее читайте:

В минувшую восточную Севастопольскую войну... (Пицунда).

Самурзакань.

Приложение. Свидетельствуют архивные документы.

Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.


Далее читайте:

Заур Маргиев (авторская страница).

Абхазия (краткая историческая справка).

Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, общежительный, в Абхазии.

Питиунт, античный и средневековый город и порт на берегу Чёрного моря, на мысе Пицунда.

Пицундский храмовый комплекс (краткое описание и иллюстрации).

Экспонаты музея (краткое описание и иллюстрации).

Хроника грузино-абхазской войны 1992-1993 гг.

Бройдо А.И. Дорога, ведущая к храму, обстреливается ежедневно. Документальная повесть.

Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008.

Барцыц Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС