Олег ХЛОБУСТОВ |
|
2009 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Олег ХЛОБУСТОВКуда же смотрит ФСБ?!Этот недоуменно-возмущенный вопрос всегда поднимается СМИ после очередной трагедии, подобной подрыву «Невского экспресса» 27 ноября 2009 г. Но насколько он справедлив? Не пора ли объективно взглянуть на суровую реальность наших дней? Ведь еще во второй редакции Концепции национальной безопасности России, утвержденной 10 января 2000 г. подчеркивалось: «Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России». Этот факт опровергает распространенное заблуждение о том, что якобы только «11 сентября 2001 года международный терроризм бросил вызов современной цивилизации». После принятия в марте 2006 г. федерального закона «О противодействии терроризму», в России была создана новая система противодействия этой угрозе, включающая Национальный антитеррористический комитет (НАК) и Федеральный оперативный штаб, а также Антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом президента России 12 мая 2009 г., отмечается, что основными источниками угроз в сфере государственной и общественной безопасности являются: - разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; - деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти, уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения; - экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; - сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией. Поздно ночью 27 ноября я случайно увидел первый экстренный выпуск новостей с сообщением о крушении «Невского экспресса». Разумеется, у большинства первых слушателей сразу же зародилось подозрение о диверсии или террористическом акте как причине этой катастрофы. И оснований для этого имеется немало. Скажем честно: на сегодняшний день имеются несколько субъектов, вполне способных осуществить подобную диверсионно-террористическую акцию. И, возможно, самое страшное, это то, что подобные преступления воспринимается общественным сознанием уже не как запредельные явления, а как вполне ожидаемые: порог шоковой реакции на подобные преступления перейден, произошло привыкание к повседневным опасностям и угрозам окружающего мира. В Памятке по антитеррористическому поведению, распространенной Антитеррористической комиссией Москвы, говорится: «… Захват заложников или взрыв с большим числом пострадавших, к сожалению, перестали быть уникальными событиями. Наша любимая столица более десятка раз становилась объектом атак террористов….». А кто виноват в происходящем? Без сомнения, многие тут же назовут «власти, спецслужбы, военных, милицию» и еще черт знает кого! А вот если бы только они заглянули в закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. и прочитали бы там о принципе взаимной ответственности личности, общества и государства за обеспечение безопасности, то, наверное, были бы безгранично удивлены этой, в общем-то, абсолютно рациональной, справедливой и оправданной постановкой проблемы. А прочитав о требовании соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, вообще впали бы в прострацию! Между тем понятно, что борьбу с терроризмом должны вести спецслужбы, а вот победить, точнее – изжить терроризм может только само общество! В уже упоминавшейся Концепции национальной безопасности Российской Федерации по этому поводу подчеркивалось, что «решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества». «Память о сотнях погибших, - продолжает Памятка по антитеррористическому поведению, - боль и страдания тысяч раненных и покалеченных, печаль и скорбь родственников взывают к тому, что все мы должны сделать все необходимое, чтобы не повторились Дубровка, Автозаводская, Рижская, Пушкинская и другие всем нам известные трагические события. Для эффективной борьбы с терроризмом в нее должны включаться не только спецслужбы и органы государственной власти, но и все общество. Этому учит опыт стран, много лет ведущих борьбу с боевиками и экстремистами. И нам следует как можно скорее перейти от состояния невежества или паники к осознанию того, что принимать меры по предупреждению и пресечению деятельности террористов – это неизбежная каждодневная необходимость»*. В августе 2009 года международный телевизионный канал Euronews предложил зрителям вопрос: можно ли победить современный терроризм? Утвердительно «да» на него ответил 51% респондентов в европейских странах, приявших участие в интерактивном голосовании. На аналогичный же вопрос интервьюеров ВЦИОМа в России утвердительно ответили только 25 опрошенных. В то же время, только 37% респондентов высказывали сомнения в том, что наши власти способны защитить население (правда, в 2008 г. их доля составляла 25% от общего числа ответов. Так что здесь мы видим явно не позитивную динамику оценки усилий правоохранительных органов по обеспечению безопасности общества). 30% опрошенных ВЦИОМ считали, что за прошедший год ситуация в сфере борьбы с терроризмом улучшилась, причем только 4% из них полагали, что она улучшилась существенным образом. Те, кто считал, что ситуация в сфере борьбы с терроризмом в последние годы улучшилась, связывали эти изменения с: - повышением эффективности деятельности спецслужб – 21%; - правильной политикой правительства – 19% (против 5-7% респондентов, придерживавшихся этого мнения в 2006 – 2008 гг.). По мнению наших сограждан, повышению результативности и эффективности борьбы с терроризмом могли бы способствовать: - ужесточение антитеррористического законодательства – 7% ответов; - улучшение работы спецслужб – 5%; - повышение уровня жизни – 5%; - повышение бдительности населения – 4%; - искоренение коррупции в силовых структурах – 3%; - урегулирование миграционных процессов – 3%; - объединение усилий властей, спецслужб и населения – 2%. И если 52% опрошенных считали, что обеспечение безопасности и борьба с терроризмом – дело властей, а не населения, то им оппонировали 42% опрошенных, убежденных в том, что граждане также должны принимать участие в решении этой проблемы. 5 октября 2009 г. Президентом России была утверждена Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации («Российская газета», 20 октября 2009 г.). Данная Концепция адресована, в первую очередь, федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов Российской Федерации, являющихся субъектами противодействия терроризму, Антитеррористическим комиссия в субъектах Федерации, а также журналистам, ученым, общественным организациям, объединениям граждан и иным институтам гражданского общества. Следует отметить, что опубликованная Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации основывается на выработанных современной практикой и теорией рекомендациях отечественных и зарубежных специалистов. В частности, на принятую Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 г. Глобальную контртеррористическую стратегию и определяемый ею План действий (см.: http://www.un.org/russian/terrorism/framework.shtml). На Антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации, в частности, возложены задачи: - участия в реализации на территории субъекта федерации государственной политики в области противодействия экстремизму, - мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на противодействие терроризму, - координация деятельности по осуществлению профилактики терроризма. Концепция констатирует, что совершение преступлений террористического характера в России обусловливается рядом внешнеполитических факторов и внутренних экономических, социальных, межнациональных и межконфессиональных противоречий и условий, в том числе бесконтрольным распространением радикальных, ксенофобских и экстремистских идей, в том числе и через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации. В этой связи в числе важнейших задач противодействия терроризму, наряду с выявлением и устранением причин и условий, способствующих распространению экстремизма и терроризма, выявлением, предупреждением и пресечением действий, направленных на подготовку преступлений террористического характера, указывалось и на необходимость активизации противодействия распространению идеологии терроризма и информационно-пропагандистского обеспечения проведения антитеррористических мероприятий. Разумеется, противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма не ограничивается только мерами информационно-пропагандистского характера, а включает в себя также меры аналитического, методического, правового, воспитательного, образовательного и иного характера, и участвовать в их осуществлении должны не только подразделения органов ФСБ. Однако необходимость информационных мер противодействия терроризму объясняется их достаточно высокой эффективностью и оперативностью воздействия на аудиторию. Следует отметить, что активизация информационно-пропагандистских мер противодействия терроризму, прямо предусматривалась еще Планом мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности, утвержденным президентом России 19 февраля 2005 г. Утвержденная 5 июля 2005 г. главами России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана Концепция сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом также подчеркивает необходимость взаимодействия с гражданским обществом и СМИ в целях противодействия пропаганде терроризма, сепаратизма и экстремизма (п.15) и формирования в общественном сознании понимания необходимости бескомпромиссной борьбы с указанными угрозами безопасности общества и государств (см.: http://www.archive.kremlin.ru/interdocs/2005/07/05/1307_type72067-90911.shtml?type=72067 ). Как прямо отмечается в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, мероприятия информационно-пропагандистского и культурно-образовательного характера должны включать: - разъяснение антиобщественной сущности и опасности идеологии и практики экстремизма и терроризма с целью формирования их неприятия и отторжения населением, в том числе молодежью, - разъяснение обществу задач по противодействию экстремизму, целей и действий органов правопорядка и спецслужб, - формирование правовой и политической культуры населения, пропаганду социально значимых целей и ценностей, идей «культуры мира» (толерантности и взаимодействия)**.
Что касается непосредственно содержания стратегии борьбы с терроризмом и экстремизмом, то для "победы" над ними необходимо, прежде всего, решить те реальные социальные проблемы и противоречия, болезненно-уродливой реакцией на которые и являются эти противоправные формы социальных действий. Иначе, какими бы маргинальными не были сознание, идеология и поведение террористов, они будут встречать «понимание» и даже сочувствие у некоторой части населения, сталкивающейся с аналогичными проблемами. При этом действия властей, связанные с ликвидацией источников социальных конфликтов, ни при каких условиях не должны выглядеть как «уступки» террористам. Общество должно рассматривать их как результат целенаправленной, долговременной политики государства, не связанной с каким-либо террористическими актами или угрозами. Поэтому, ведя борьбу с терроризмом власти должны ясно и недвусмысленно показать, где возможен компромисс при решении проблем, вызвавших тот или иной социальный конфликт, а где - никогда. При этом, отмечал директор российского Центра исследований социального экстремизма И.Ю.Залысин, правительству следует активно сотрудничать с умеренными группировками оппозиции, предлагать им разнообразные компромиссы (например, в случае межэтнических конфликтов - любую форму политической самостоятельности в рамках единого федеративного государства), с тем, чтобы противопоставит их террористам, предотвратить или разрушить союз между ними (см.: Независимая газета, 11 ноября 2000 г.). Что же касается непосредственно террористов, то по отношению к ним требуется жесткая силовая позиция. Единственное, о чем можно говорить с ними, - так это об их разоружении и сдаче властям. В то же время, чтобы быть эффективным, а также легитимным, оправданным в глазах населения, использование правомерного насилия против террористов и экстремистов должно быть подчинено принципам обоснованности, логичности и последовательности. Любые крайности, резкие переходы от жестоких репрессий к мягкой, либеральной политике и обратно, как правило, лишь ослабляют политический режим; колебания, отсутствие логики в действиях властей вызывают непонимание и неприятие в обществе. Непринятие должных правовых мер против лиц, подрывающих стабильность режима, создает ощущение безнаказанности у преступников и их потенциальных подражателей и последователей, а также порождает ощущение беззащитности у их жертв. С другой стороны, чрезмерные репрессии, особенно против невиновных лиц, вызывают отчуждение граждан от поддержки властей. Практика показывает, что только легитимное, то есть рассматриваемое как законное, оправданное в глазах общества применение силы – а разъяснение этих обстоятельств и является одной из задач информационно-пропагандистского сопровождения борьбы с терроризмом, - может быть эффективным в борьбе с терроризмом. Если же общественное мнение не только не понимает, зачем против террористов применяется насилие, но и сочувствует им, трудно достичь победы в этой борьбе. Поэтому властям необходимо убедительно доказать обоснованность использования силы против террористов, раскрыть опасность и бесчеловечную сущность терроризма, дегероизировать тех, кто его практикует. Нельзя также не отметить, что в настоящее время в целом достижения антитеррористической деятельности в России – соотношение количества предотвращенных и подготавливавшихся преступлений, количество раскрытых и расследованных уголовных дел, переданных в суды к их общему числу и другие, находятся на уровне средне мировых показателей. В борьбе с терроризмом важно как добиваться тактических успехов, так и стремиться к последовательному снижению числа и масштабов террористических проявлений, числа их жертв, хотя не следует забывать и того, что терроризм, как феномен человеческой цивилизации, ведет свою историю с до библейских времен. И решать эту задачу призваны Антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации при активном участии в этой работе региональных органов ФСБ России. Примечания * Москвичам о правилах антитеррористического поведения. Антитеррористическая комиссия г. Москвы. М., 2009, тираж 3 000 000 экз. ** Под "культурой мира" понимаются все формы поведения, которые уважают право на жизнь, достоинство и права человека, отрицают насилие во всех его формах и содействуют утверждению принципов мира, справедливости, солидарности, терпимости и понимания между индивидами, социальными группами и государствами. Генеральная Ассамблея ООН на своей юбилейной 50 сессии 20 ноября 1998 года поддержала инициативу ЮНЕСКО о провозглашении 2000 года Международным годом культуры мира и утвердила пятилетнюю Программу воспитания культуры мира. Государствам-членам ООН, в этой связи предлагалось стимулировать образование: - в духе культуры мира, признания и уважения прав человека, терпимости и межнационального взаимопонимания; - в духе защиты и уважения всех прав человека без дискриминации; - продвижения принципов демократии на всех уровнях развития общества; - активизировать борьбу с бедностью, за прогресс и процветание для всех; - способствовать предоставлению каждому гражданину качества жизни, соответствующему человеческому достоинству. Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором. Далее читайте:Олег Хлобустов (авторская страница).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |