Сергей Аксёненко |
|
2008 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей АксененкоКризис демократииПроект государственного устройства для России и УкраиныНо всё же ХХ век принёс колоссальный опыт в плане государственного строительства. Он один дал для России не меньше, чем все предыдущие века. Страна пережила последовательно этапы - абсолютного царизма (то есть, того самого, что существовал с незапамятных времен) до 1906 года, царизма-парламентаризма (опыт Государственной Думы) 1906-1917 гг., либеральной демократии 1917 г., строительства интернационального коммунизма 1917-27 гг., строительства государственного коммунизма 1927-41 гг., строительства государства с коммунистической идеологией 1941-91 гг., либеральной демократии с перераспределением собственности 1991-93 гг., президентской олигархии 1993-99 гг., президентской автократии с 1999 г. <65> На базе этого опыта мы постараемся разработать для России <66> то, что не сделали правители СССР. То есть, дать схему оптимального демократического правления. Как я уже говорил, западные формы не работают в других странах, каждая страна должна найти свои методы для воплощения в жизнь тех светлых идей, которые несет понятие "демократия". Причем хорошо, что такую разработку делает посторонний человек, а не правитель. Правитель впадет в искушение обставить фасад своего авторитаризма отдельными элементами демократии и сказать, что это особый путь его народа. <67> Итак, России в ХХ веке приходилось балансировать между тремя формами правления: авторитарной (царизм, часть правления И. Сталина, правление президента РФ после его победы над парламентом), коллективной (Политбюро) и хаотической (либеральная демократия). Опыт показывает, что Россия постоянно стремится к самовластию. Самовластие редко бывает благом для народа, а реально ограничивать самовластие удавалось не демократическим институтам, а лишь совету высших руководителей, то есть, Политбюро. Но и здесь существует опасность того, что подобное правление скатится к олигархии, поэтому необходимо создание равновесного механизма. Правитель ограничивает Политбюро, Политбюро - правителя. То, что это возможно, показывает практика - опыт правления Хрущева и Брежнева. Представительская демократия в России не работает: то ее расстреливают в Белом Доме, то под видом депутатов в парламент приходят олигархи, то ее разгоняют цари, то матросы, то она становится послушным орудием в руках президента. Значит нужно строительство корпоративной демократии. На Западе тоже идут к этому, о чем свидетельствует усиление влияния общественных (негосударственных) организаций. Только Запад называет это гражданским обществом, тем более, что еще в муниципалитетах вольных городов средневековья купеческие и ремесленные гильдии были допущены к управлению. Регистрация тех общественных организаций, которые будут иметь право доступа к государственному управлению, должна быть жесткой. Они действительно должны объединять миллионы людей. Их должно быть мало. Выборы в парламент должны быть многоступенчатыми и мажоритарными. То есть, население небольшого округа избирает местных депутатов - так труднее прорваться "денежным мешкам". <68> Ведь многие знают друг друга в лицо, особенно хороших учителей, врачей и других достойных людей на местах. А эти депутаты районного уровня избирают депутатов парламента, скажем, один от ста. Выборы в советы регионов должны быть прямые. Тот, кто становится министром, губернатором или депутатом парламента пишет заявление, в котором указывает, что на время исполнения полномочий все доходы от его бизнеса, ценных бумаг, банковских вкладов идут государству, а он сам живет на зарплату. То же пишут члены семьи чиновника высшего ранга. <69> Президент избирается парламентом на 4 года, а с ним и вице-президент. Но высшим координирующе-распорядительным органом должен быть Госсовет (что-то типа Политбюро), в котором Президент – только председатель. В Госсовет входят президент, вице-президент, председатель парламента, премьер, представители двух-трех крупнейших регионов, трех-четырех крупнейших фракций парламента, совета общественных организаций. Госсовет подает на утверждение парламента кандидатуру премьера и членов правительства, назначает и смещает губернаторов (парламент тоже должен иметь право смещать высших должностных лиц) исполняет другие властные функции. Самоуправление на местах в небольших общинах (коммунах, громадах) осуществляется по принципам Мадебургского права – население избирает мэра (городского голову) и совет. В мегаполисах самоуправление немного другое, хотя оно также отвечает идеям, заложенным в Мадебургское право. Население избирает совет, а он назначает и смещает мэра. Районные советы мегаполиса тоже имеют своих председателей, кроме того их представители образуют совет при мэре с определенными правами – эдакая верхняя палата. В городах центрального подчинения префект госсовета следит за соблюдением законов. В области назначаются губернаторы (с минимальным штатом), которые с согласия областного совета назначают глав администраций, то есть, глава администрации теперь становится как бы руководителем «правительства» области. Губернатор назначает и префектов городов областного подчинения. В районах – также, только вместо губернаторов там воеводы. В городах районного подчинения префектов нет – их функции исполняет воевода. <70> Вообще-то система у меня разработана очень детально, начиная от обоснования необходимости переноса столицы. Систему свою я начал разрабатывать еще при существовании СССР, именно для этой страны. В нынешней ситуации из всех республик бывшего союза моя система лучше всего подходит для России. Но ее подробное изложение займет большой объем и для статьи не годиться. Поэтому в той краткой схеме, что я дал выше, можно найти определенные противоречия и недосказанности, но на деле их нет. Всё учтено в полном варианте.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |