Владимир ЩИПИН |
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Владимир ЩипинИконописцы Черевковской волостиXVII векИзобразительное искусство второй половины XVII века – последняя и весьма интересная страница многовековой истории развития древнерусской художественной культуры. В отличие от более раннего времени сохранился солидный документальный материал об искусстве этой эпохи. Благодаря этому живопись XVII века как определенное художественное явление изучена достаточно хорошо. Неоспоримой представляется ведущая роль Москвы как культурного центра и лидерство крупнейших мастеров Оружейной палаты – Симона Ушакова, Федора Зубова, Иосифа Владимирова, Степана Рязанца. Достаточно определенно обрисовываются отдельные художественные школы, например: Поволжье, Поморский край и т.д.[1] Известно, что северо-восточные области играли в это время очень активную роль в художественной жизни страны. Значение крупных художественных центров приобретают города Ярославль, Вологда, Великий Устюг, расположенные на важнейшей жизненной артерии русского государства в XVII в., – на пути из Москвы в Архангельск. В. Г. Брюсова выделяет особую холмогорско-устюжскую школу иконописания, к которой относился, например, признанный мастер Семен Холмогорец[2]. В отличие от, скажем, строгановских икон, адрес которых – Сольвычегодск, холмогорско–устюжская школа, вероятно, не могла ограничиваться только мастерскими этих двух городов. Достаточно напомнить, что расстояние между ними ни много ни мало – 650 километров по Северной Двине. Очевидно, что связующими звеньями между посадскими иконописцами Великого Устюга и Холмогор были волостные иконописцы, работавшие в крупных селах Подвинья. Косвенным подтверждением наличия мастеров иконописи в волостных центрах Центрального Поморья является богатство разнообразных художественных очагов на протяжении всего течения Северной Двины. К творчеству местных иконописцев восходит искусство бытовой росписи по дереву, в частности, прялок. Справедливо утверждение М. А. Реформатской, высказанное ею в работе «Северные письма»: «Мастера известных нам росписных промыслов в Пермогорье, Черевкове, Шенкурске, Тойме в качестве своих творческих предшественников несомненно имели древних двинских иконописцев, создавших фольклорные по духу, красочные и изобретательные по декоративной выдумке произведения»[3]. Более 20 лет назад в работе «О северных письмах» ее автор Г. И. Вздорнов отмечал, что «история северных писем еще не написана» Следует добавить, что она не написана и до сих пор. Далее он писал, что «выяснение роли отдельных областей в общей картине развития иконописи на севере должно способствовать решению этой задачи» [4]. Наше исследование было направлено на поиск имен иконописцев Черевковской волости[5], работавших в XVII в., и выявление их связей с Великим Устюгом, Холмогорами и даже с Москвой. Трудность заключалась в том, что в документах XVII в. очень редко указывалась принадлежность того или иного иконных дел мастера к конкретному селу. В нашем случае, как правило, упоминалось отношение к Великоустюжскому уезду. Тем не менее удалось установить имена по меньшей мере шестерых изографов Черевкова, работавших во второй половине XVII в. Первое упоминание о черевковских иконописцах относится к 1650 г. В этом году иконники Черевковской волости Михаил Анисимов Карамзин и Иван Ефимов Попов писали иконы для четырехъярусного иконостаса хаврогорской церкви Иоанна Предтечи Холмогорского уезда[6]. Здесь необходимо указать на ошибочное утверждение авторов «Словаря русских иконописцев XI–XVII веков», что правильная фамилия Михаила Анисимова – Каримзин. Дело в том, что в Черевкове фамилия Карамзин фиксируется с 1626 г.[7] вплоть до наших дней, существует деревня Карамзино (Стрелинская). За 375 лет во всех документах (писцовые и переписные книги, ревизские сказки, материалы земских статистических обследований и пр.) другого написания этой фамилии не встречается. В 1652 г. упоминается Анисим Карамзин, который по заказу сольвычегодского купца Ивана Ермолаева написал первую икону местночтимого святого Прокопия Устьянского для Введенской церкви с. Верюги (Бестужево), где хранились мощи святого[8]. Несмотря на то, что Анисим Карамзин не соотнесен с Черевковской волостью, можно предположить его родство с вышеупомянутым Михаилом Анисимовым Карамзиным. В пользу черевковского происхождения Анисима свидетельствует и то, что с. Бестужево расположено сравнительно недалеко от Черевкова (80 км), оба села традиционно были связаны тесными экономическими и родственными связями, оба населенных пункта соединял тракт, служивший для жителей Бестужева единственной дорогой, выводящей к Северной Двине. Потому действия купца Ивана Ермолаева вполне понятны и объяснимы: заказ на икону он разместил в ближайшем к Бестужеву иконописном центре. В 1666 г. царь Алексей Михайлович решил провести масштабные работы по росписи соборов Московского Кремля, села Коломенского и других московских храмов. В Великий Устюг была направлена грамота с указанием разыскать всех иконописцев Великого Устюга и уезда и в срочном порядке в сопровождении пристава направить в Москву для участия в работах[9]. В 1666–67 гг. под руководством признанного московского иконописного мастера Симона Ушакова в стенных росписях кремлевских храмов приняли участие 12 иконописцев Великоустюжского уезда, а среди них и трое черевковцев: Лука Фомин Брагин, Иван Григорьев Соснин, Василий Петров Попов[10]. Таким образом, черевковские мастера составляли четверть всех иконописцев Великого Устюга и уезда. Прибыв в Москву 20 июня, они тут же включились в работу. Черевковцы участвовали в росписи Архангельского и Успенского соборов, церкви Спаса Нерукотворного в Кремле, царского дворца. Бригаду иконописцев возглавляли Степан Рязанец и Симон Ушаков[11]. Работа под руководством таких признанных мастеров как Симон Ушаков и Степан Рязанец не могла не сказаться на росте мастерства провинциальных художников. В 1669 г. в отписке устюжского воеводы все трое черевковцев упоминаются как иконописцы Устюга Великого третьей статьи[12]. Правда, к этому времени Василий Попов умер, а Лука Брагин перебрался в Холмогоры[13]. Поэтому в очередную поездку на работы в Москву в составе группы устюжан из 8 человек отправился только один черевковец – Иван Соснин. В 1670 г. он принимал участие в росписи царского дворца в Коломенском[14]. Следует упомянуть и о еще одном черевковце – иконнике Федоре Григорьеве. В переписной книге города Устюга и черных волостей Устюжского уезда 1677-1678 гг. на Черевковском погосте значился двор «иконника Федки Григорьева, у него дети Игнашка, Гришка 10 лет, Ивашка – 3 лет» [15]. В то же время в челобитной устюжского воеводы Гавриила Мышецкого 1666 г. о розыске иконописцев для отправки в Москву говорится: «…сыскано в Устюжском уезде иконников … шесть человек, а про достальных, Государь, … в доездных памятях написано: Стенька Голцов, Поспелко Максимов, Фетка Иконников не сысканы…»[16]. Представляется, что и в том и в другом документе речь идет об одном и том же человеке. Полагаю, что иконник Федор, узнав о предстоящей поездке в Москву, просто-напросто спрятался, потому что работа в столице была трудной и малооплачиваемой. Так, в 1669 г. в челобитной царю устюжские иконописцы жаловались, что, работая в Москве, они «одолжали неоплатными долгами и обнищали и в конец разорились; а женишка наши и детишка на Устюге бродят в миру и питаются Христовым именем»[17].
Итак, нам удалось в составе иконописцев Великоустюжского уезда второй половины XVII в. достоверно выявить шестерых мастеров Черевковской волости: Брагин Лука Фомин, Иконников Федор Григорьев, Карамзин Михаил Анисимов, Попов Василий Петров, Попов Иван Ефимов, Соснин Иван Григорьев. Кроме того, Анисим Карамзин с большой степенью вероятности тоже может быть отнесен к черевковским иконописцам. Исходя из вышесказанного, можно предполагать действительно тесные связи между черевковскими иконных дел мастерами и художниками Великого Устюга и Холмогор. Если с Устюгом такая связь не вызывает никаких сомнений, то существование прочных взаимоотношений с Холмогорами подтверждается упомянутыми фактами работы черевковцев Михаила Карамзина и Ивана Попова над иконами Хаврогорской церкви Холмогорского уезда и переездом из Черевкова в Холмогоры Луки Брагина (вместе с ним перебрался в Холмогоры и устюжанин Евдоким Сабельников). В свою очередь, наличие прямой и обратной связи иконописцев в цепочке волостной центр – уездный центр – столица позволяет говорить о едином культурном пространстве русского государства XVII в., в рамках которого проходило взаимодействие, взаимовлияние и взаимное обогащение всех составляющих этой цепочки.
Источники и библиография1. Российский архив древних актов (РГАДА). Ф. 396. Оружейная палата. Оп. 1. Ч. 8. Д. 10258. 2. РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Оп. 1. Д. 507. 3. РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Оп. 1. Д. 15047. 4. РГАДА. Ф. 141. Приказные дела старых лет. Оп. 1. Д. 70. 5. Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 1. М., 1909. 6. Брюсова В. Г. Семен Спиридонов Холмогорец – изограф XVII в. (1642–1695 гг.). К вопросу о холмогорско-устюжской школе живописи // Ежегодник Института истории искусств. 1960 . Вып. 11. М., 1961. 7. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984. 8. Васильев Ю.С. Монастыри и святые Важского края // История и культура Важского края: Тезисы докладов. Вельск, 1992. 9. Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. 10. Вздорнов Г. И. О «северных письмах» // Советское искусствознание. 1980. Вып. 1. М., 1981. 11. Кольцова Т.М. Северные иконописцы: опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998. 12. Реформатская М. А. Северные письма. М., 1968. С. 40. 13. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Редактор-составитель И.А. Кочетков. М., 2003. 14. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 2: Словарь. М., 1910. 15. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 3. М., 1914. 16. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 4. М., 1916. Примечания:[1] Брюсова В. Г. Семен Спиридонов Холмогорец – изограф XVII в. (1642–1695 гг.). К вопросу о холмогорско-устюжской школе живописи // Ежегодник Института истории искусств. 1960 . Вып. 11. М., 1961. С. 246. [2] Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984. С. 144. [3] Реформатская М. А. Северные письма. М., 1968. С. 40. [4] Вздорнов Г. И. О «северных письмах» // Советское искусствознание. 1980. Вып. 1. М., 1981. С. 46. [5] Центр Черевковской волости – с. Черевково расположено в 160 км севернее г. Великого Устюга на левом берегу Северной Двины, в XVII в. входило в состав Великоустюжского уезда. Ныне с. Черевково входит в Красноборский район Архангельской области. [6] Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Редактор-составитель И.А. Кочетков. М., 2003. С. 316; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. М., 1984. С. 144-145. [7]В писцовой книге 1626 г. в деревне Левонтьевской значился священник местной Никольской церкви Федор Карамзин. См.: РГАДА. Ф.1209. Оп. 1. Д. 507. Л. 31 об. Земский писарь Якунка Карамзин в 1628 г. писал решение Черевковского волостного схода по выборам разрубного целовальника. См.: РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 70; цит. по: Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 1. М., 1909. С. 99. [8] Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Редактор-составитель И.А. Кочетков. М., 2003. С. 316; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 549; Васильев Ю.С. Монастыри и святые Важского края // История и культура Важского края: Тезисы докладов. Вельск, 1992. С. 26.; Кольцова Т.М. Северные иконописцы: опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998. С. 12. [9] Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 3. М., 1914. С. 349. [10] Поручная запись посадских людей Великого Устюга. 1666 г. РГАДА. Ф. 396. Оружейная палата. Оп. 1. Ч. 8. Д. 10258. Л. 30. Сведения приводятся по оригиналу, т. к. в публикации данного документа в вышеупомянутой книге Успенского А.И. в названии Черевковской волости допущена ошибка. [11] Успенский А. И. Указ. соч. С. 39, 218, 358; Словарь русских иконописцев XI–XVII веков… С. 104, 498, 632. [12] Успенский А. И. Указ. соч. Т. 4. М., 1916. С. 441. [13] Там же. [14] Успенский А. И. Указ. соч. Т. 2: Словарь. М., 1910. С. 260. [15] РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Оп. 1. Д. 15047. Л. 310. [16] РГАДА. Ф. 396. Оружейная палата. Оп. 1. Ч. 8. Д. 10258. Л. 29. [17] Успенский А. И. Указ. соч. Т. 4. М., 1916. С. 441. Материал предоставлен для публикации в ХРОНОСе автором. Ранее публиковались в кн.: Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений. Вып. 1. (Труды СПбГУКИ. Т. 171.) СПб., 2006. С. 288-292. Здесь читайте:Владимир Щипин (авторская страница).
|
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|