Дмитрий КОРНЕЙЧУК
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2006 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Дмитрий КОРНЕЙЧУК

2006 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дмитрий КОРНЕЙЧУК

В любви он хотел понимания

Личная жизнь Федора Достоевского: женские мотивы

В 1846 году на литературном небосклоне Санкт-Петербурга появилась новая талантливая звезда — Федор Достоевский. Роман молодого автора "Бедные люди" производит настоящий фурор среди читающей публики. Никому доселе не известный Достоевский в одно мгновение становится публичной персоной, за честь видеть которую в своем литературном салоне сражаются известнейшие люди.

Достоевский, 60-е годы 19-го века

Наиболее часто Достоевского можно было заметить на вечерах у Ивана Панаева, где собирались самые известные писатели и критики того времени: Тургенев, Некрасов, Белинский. Однако отнюдь не возможность поговорить со своими более маститыми собратьями по перу тянула туда молодого человека. Сидя в уголке комнаты, Достоевский, затаив дыхание, наблюдал за женой Панаева — Авдотьей. Это была женщина его мечты! Красива, умна, остроумна — все в ней будоражило его ум. В мечтах признаваясь в пылкой любви, Достоевский из-за своей робости даже боялся лишний раз с ней заговорить.

Авдотья Панаева, впоследствии бросившая своего мужа ради Некрасова, была совершенно равнодушна к новому посетителю своего салона. "С первого взгляда на Достоевского, — запишет она в своих воспоминаниях, — видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Он был худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно подергивались". Как ей, царице среди этих писателей и графов, обратить внимание на такого "красавца"!

Понимая, что ему не удастся покорить гордую красавицу своей внешностью, Достоевский выбирает другой путь: он станет знаменитым писателем (благо почин уже есть!) — и она сама прибежит к нему.

Пишет, но слишком спешит. В вышедшем из-под его пера "Двойнике" отсутствует тот индивидуальный стиль, который принес успех первому роману. Книгу раскритиковали все кому не лень (как было приятно пройтись по этому молодому выскочке!). И вот уже не приглашают Достоевского в литературные салоны, а Белинский не пожимает руки и не называет "надеждой российской литературы". А самое главное — теперь совершенно невозможно показаться у Панаевых, где на него будут смотреть с презрением, как на неудачника! Достоевский пишет брату Михаилу: "Про себя скажу, что я решительно не знаю, что еще со мной будет. Денег у меня нет ни копейки… Я пишу и не вижу конца работе… Скука, грусть, апатия…". Вот от этой-то скуки однажды, по приглашению знакомого, он и заглянул на вечер в кружок Петрашевского...

Собирались там молодые либералы, попивали чаек, почитывали запрещенные цензурой французские книжки да говорили о том, как хорошо будет жить при республиканском правлении. Уютная атмосфера понравилась Достоевскому, и хотя он был убежденным монархистом, начал захаживать на "пятницы".

Только вот плачевно закончились для Федора Михайловича эти "чаепития". Император Николай I совершенно не жаловал различных либералов и их мирных собраний. Помнил, чтo в 1825 году хотели устроить подобные "любители чая"! Поэтому, получив информацию о "кружке Петрашевского", отдал указ всех арестовать. Однажды ночью (был 1849 год) за Достоевским пришли. Сначала полгода заключения в одиночке Петропавловской крепости, потом приговор — смертная казнь, замененная на четыре года острога с дальнейшей службой рядовым...

Последовавшие четыре года были одними из тяжелейших в жизни Достоевского. Дворянин по происхождению, он очутился среди убийц и воров, которые сразу невзлюбили "политического". "…Всякий из новоприбывающих в остроге через два часа по прибытии становится таким, как и все другие, — вспоминал он. — Не то с благородным, с дворянином. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой". Но Достоевский не сломался. Напротив, вышел он совершенно другим человеком. Именно на каторге пришли знание жизни, людских характеров, понимание того, что в человеке могут сочетаться добро и зло, правда и ложь. И самое главное — пришла глубокая вера в Бога, а за ней — уверенность в том, что за преступлением всегда следует божье наказание. Впоследствии данная тематика станет доминирующей в его творчестве.

И вот минули годы каторги. В 1854 году Достоевский прибыл в Семипалатинск. Маленький городок, затерянный в азиатских степях, полный унылых и посредственных провинциальных физиономий. Жизнь не предвещала ничего, кроме ежедневных маршировок под палящим солнцем в целях поддержания боеспособной формы солдат для борьбы с кочевыми племенами…

По прошествии некоторого времени Достоевский влюбился. Объектом его желаний стала жена его знакомого Мария Исаева. Эта женщина всю свою жизнь ощущала себя обделенной как любовью, так и успехом. Родившаяся в довольно состоятельной семье полковника, она неудачно вышла замуж за чиновника, оказавшегося потомственным алкоголиком. Муж терял должность за должностью — и вот семья очутилась в Семипалатинске, который и городом назвать сложно. Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах — все вызывало у нее недовольство браком. Как приятно было ощутить на себе взгляд горящих глаз Достоевского, снова почувствовать себя желанной (о чем пришлось позабыть в связи с постоянным пьянством муженька).

Достоевскому же, на протяжении долгих лет не знавшему женской ласки, казалось, что он встретил любовь всей своей жизни. Вечер за вечером он проводит у Исаевых, выслушивая пьяное красноречие мужа Марии только ради того, чтобы находиться подле своей любимой. Надо заметить, что Федор Михайлович был очень порядочным человеком и, уважая святость брака, не предпринимал никаких попыток вступить в интимную близость с Марией.

В августе 1855 года муж Марии умирает. Наконец-то препятствие устранено, и Достоевский сделал предложение любимой женщине. Любила ли его Мария? Скорее нет, чем да. Жалость — да, но никак не те любовь и понимание, которые так жаждал получить исстрадавшийся от одиночества писатель. Но жизненный прагматизм взял свое. Исаевой, у которой на руках был подрастающий сын и долги за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего поклонника. 6 февраля 1857 года Федор Достоевский и Мария Исаева поженились. В первую брачную ночь произошел случай, ставший предзнаменованием неудачи сего семейного союза. У Достоевского вследствие нервного напряжения случился приступ эпилепсии. Тело, бьющееся в конвульсиях на полу, пена, текущая из уголков его рта, — увиденная картина навсегда вселила в Марию оттенок некоего отвращения к своему мужу, к которому она и так не питала любви.

В 1860 году Достоевский благодаря помощи друзей получил разрешение вернуться в Петербург.

Прямо с поезда писатель попадает в новый для себя мир. Как все изменилось с 40-х годов! Свобода слова, свобода идей! Большинство творческих людей издают газеты и журналы, откликающиеся на актуальные проблемы общества. Не стал исключением и Достоевский. В январе 1861 года вместе с братом он начинает издавать ежемесячное обозрение "Время". Федор Михайлович — главный редактор, Михаил заведует финансовыми вопросами. Журнал быстро приобретает популярность за счет привлечения к сотрудничеству известных писателей (Тургенева, Островского), живой реакции на происходящие в стране события.

Являясь главным редактором, Достоевский лично перечитывает все публикующиеся статьи, пишет свои, начинает издавать по частям роман "Униженные и оскорбленные". Времени на все не хватает — приходится работать и по ночам. Несмотря на радость, которую дает литературное детище, организм с трудом переносит такой изматывающий режим жизни. Учащаются припадки эпилепсии. Семейная жизнь совершенно не приносит умиротворения. Постоянные ссоры с женой: "Зря я вышла за тебя. Без тебя я была бы счастливее". Пасынок — Паша — избалованный ребенок, глядя на которого уже тогда можно было предугадать будущие неприятности…

Встреча с молодой Полиной Сусловой всколыхнула, казалось, навеки угасшие чувства Достоевского, заставив его ощутить себя мужчиной. Знакомство произошло достаточно банально. Суслова принесла рассказ в журнал. Достоевскому понравилось, и он захотел побольше пообщаться с автором. Эти встречи постепенно переросли для главного редактора в насущную потребность, без них он уже не мог обходиться.

Сложно представить более неподходящих друг другу людей, чем Достоевский и Суслова. Она — феминистка, он же всегда придерживался мнения о главенстве мужчин. Она интересовалась революционными идеями, он — консерватор и приверженец монархии. На первых порах Полина увлеклась Достоевским как известным редактором и писателем. Он же бывший ссыльный, а значит, жертва ненавистного ей режима! Однако вскоре пришло разочарование. Вместо сильной личности, которую надеялась найти, молодая девушка увидела застенчивого, больного человека, одинокая душа которого мечтала о понимании.

В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание, быстро и жестоко подавленное введенными частями российской регулярной армии. Все крупные имперские газеты и журналы откликнулись волной дружного одобрения на решительные действия правительства по предотвращению раскола страны. Достоевский не мог остаться в стороне — в журнале появилась статья молодого критика Страхова "Роковой вопрос", посвященная историческим аспектам возникших событий. "…Растолковали ее так: что мы сами, от себя, уверяем, будто поляки до того выше нас цивилизацией, а мы ниже их, что, естественно, они правы, а мы виноваты", — писал Федор Михайлович Тургеневу. В общем, статью поняли неправильно не только читатели, но и всевидящее око цензуры — в декабре журнал закрыли по личному указанию министра внутренних дел.

Попытки Достоевского прояснить ситуацию, обивание порогов чиновничьих кабинетов ни к чему не привели. Огорченный и уставший от всего, он уезжает вместе с Сусловой в Париж. Но здесь, вместо предвкушаемого отдыха с любимой женщиной, Достоевский попадает в какой-то иррациональный сон. Полина заявила, что давно его уже не любит и собирается бросить. Последовало полное слез объяснение, в результате которого решили продолжать совместное путешествие — но уже в качестве друзей.

Интересное это слово "друзья", особенно в отношении женщины, которая душой (ах эта мужская самоуверенность!) и телом всего несколько дней назад принадлежала тебе, позволяла ласкать себя, была так податлива и полна восхищения. Близость Сусловой превратилась для Достоевского в наваждение. Каждый вечер он придумывал тысячи поводов, чтобы подольше задержаться в ее комнате, в надежде, что сегодня она все-таки пустит его на свое ложе…

Такие чувства начали пугать Федора Михайловича. Срочно необходимо отвлечься, переключить внимание на что-то другое. Но что станет панацеей от этой безудержной страсти, что может так же сильно заставить биться сердце в предвкушении наслаждения? Рулетка! В игорном доме Достоевский забывал Полину, свои проблемы — все. Весь мир сосредоточивался в этом крутящемся шарике и надежде, что он остановится на загаданном числе. Именно с этого времени берет свое начало многолетняя слабость Достоевского, принесшая в будущем множество страданий как ему самому, так и близким.

Достоевский не просто игрок — он одержим игрой. И постоянно проигрывает. Вначале пытался оправдать хождение в игорный дом какой-то придуманной системой выигрыша: мол, если правильно рассчитать и поставить, то обязательно повезет и прочее. Потом надоело — просто несся как угорелый к зеленому сукну в тщетной надежде на удачу. Проигрыши дошли до того, что для возвращения Достоевского в Россию Сусловой пришлось заложить в ломбард свои часы (которые составили компанию часам самого Достоевского, уже давно там отдыхавшим!).

Следующий 1864 год стал одним из тяжелейших в жизни Достоевского. Весной от чахотки умирает жена Мария, а летом — брат Михаил. Двойная утрата переживалась очень тяжело: "И вот я остался вдруг один, и стало мне просто страшно… Я тут в первый раз почувствовал, что их некем заменить, что я их только и любил на свете… Стало все вокруг меня холодно и пустынно".

Пытаясь забыться, Достоевский углубляется в решение насущных проблем. А проблем этих было предостаточно! После смерти Михаила оставалось долгов на 25 тысяч рублей. Спасая семью брата от полного разорения, Федор Михайлович выдает векселя под требуемые долги на свое имя, берет родственников на обеспечение. Многие тогда смогли нагреть руки на плохо разбиравшемся в финансовых делах писателе, подписавшем много долговых обязательств, не проверив их истинной обоснованности…

Взваливший на себя долговое бремя, Достоевский крутился как белка в колесе. Пытался издавать журнал, однако вместо прибыли появлялись новые долги. Наконец ситуация дошла до того, что наиболее нетерпеливые кредиторы пригрозили долговой тюрьмой. И тут на сцене появляется известный питерский издатель-перекупщик Стелловский, предложивший Достоевскому три тысячи рублей за издание его трехтомного сборника. Дополнительным пунктом к договору являлось обязательство писателя в счет уже заплаченных денег написать новый роман, рукопись которого необходимо было предоставить не позднее 1 ноября 1866 года. В противном случае Стелловскому переходило исключительное право собственности на все произведения. Не имея выбора, Достоевский соглашается на эти кабальные условия. Полученные деньги уходят на оплату части векселей.

К началу октября писатель не написал еще ни строчки будущего романа. Ситуация была просто катастрофической. Понимая, что сам не успеет написать роман, Достоевский, по совету друзей, решает прибегнуть к помощи стенографистки, которая записывала бы надиктованное писателем. Так в доме Достоевского появилась молодая помощница — Анна Григорьевна Сниткина. Поначалу не понравившиеся друг другу, в процессе работы над книгой они сближаются, проникаются теплыми чувствами. Роман, получивший название "Игрок", закончен в срок и передан Стелловскому. Пришло время расставаться, однако Федор Михайлович, привязавшийся своей одинокой душой к молодой девушке, все оттягивает этот момент, предлагает продолжить совместную работу.

Достоевский понимает, что полюбил Анну, но боится признаться в своих чувствах, опасаясь отказа. Тогда он рассказал ей выдуманную историю о старом художнике, полюбившем молодую девушку. Как бы она поступила на месте этой девушки? Ответила бы взаимностью этому человеку? Конечно, проницательная Анна по нервной дрожи, по лицу писателя сразу понимает, кто истинные персонажи этой истории. Ответ девушки прост: "Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь". Влюбленные венчались в феврале 1867 года.

Несмотря на то, что Достоевский безумно любит свою жену, для Анны семейная жизнь начинается с неприятностей. И благо бы проблемы были только в нехватке денег… Молодую жену сразу невзлюбили родственники писателя, особенно усердствовал пасынок — Петр Исаев. Нигде не работавший, живший за счет отчима, Исаев видел в Анне соперницу, опасался за свое будущее. Что это отчим на старости лет делает? Никак бес в ребро. А коль она ему детей нарожает, а его, любимого сына, под ее влиянием отчим без наследства оставит? И решил выжить молодую мачеху из дому разными мелкими подлостями, оскорблениями и клеветой. Внесла свою лепту и жена покойного брата Достоевского Эмилия Федоровна. Нравилось ей привселюдно делать разные колкие замечания о "руках, не умеющих ничего делать в доме", доводившие молодую хозяйку до слез. Понимая, что так больше продолжаться не может и еще немного, и она просто сбежит из этого дома, Анна уговаривает Достоевского уехать за границу.

Начинается четырехлетнее скитание по чужбине. Замечу, что Достоевский никогда не любил Европу. Да, он восхищался многими культурными памятниками, но никогда не мог понять европейцев, независимо от того, был ли это немец или француз. Слишком уж они материалистичны, замкнуты в себе, забыли о духовности. Центром же истинной духовности видел именно Россию, по которой, сколько бы ни был за границей, постоянно скучал. Хорошо, что Федор Михайлович не дожил до 1917 года и не увидел истинного обличья "приближенного к Богу" русского мужика!

В Германии у Достоевского снова просыпается тяга к рулетке. Оставив жену в Дрездене, он мчится в Гамбург — немецкий Монте-Карло. Проигрывает все привезенные семейные сбережения, а также деньги, одолженные у друзей. Закладывает золотые часы — через полчаса снова гол как сокол. Достоевский возвращается с повинной к жене. Она же его не ругает, понимая, что ее Федор просто не может противостоять этой всепоглощающей страсти. Достоевский обещает больше не играть. Переезжают в Баден-Баден — а здесь снова рулетка. И опять пошло по новой. Только вот на что играть? Под аванс будущей книги Достоевский просит у издателя Каткова 500 рублей. Получив, за день проигрывает. Что же дальше? Просит жену снести некоторые вещи в ломбард, включая подаренные на свадьбу серьги и обручальное кольцо.

Переезжают в Женеву. Здесь, ютясь в дешевой квартирке, испытывая постоянную нужду, Достоевский начинает работу над романом "Идиот". Писать приходится быстро, поскольку сроки поджимали, да и издатель, выплатив несколько авансов, еще не видел ни строчки будущей книги.

Критики часто упрекали Достоевского в незавершенности его романов, нагромождении большого числа сюжетных линий, многие из которых терялись в середине произведений. Дело в том, что, в отличие от тех же Тургенева или Толстого, вполне обеспеченных, Достоевский был вынужден предлагать в издательства не завершенные романы, а только будущие наброски. За планируемые произведения выплачивались авансы, на которые, собственно, он и жил. Со своей стороны издатели ставили сроки, за которые Достоевский не успевал "отшлифовать" свои романы — вот и приходилось где-то что-то упускать, чтобы в срок успеть.

Тяжело писатель переносит смерть от воспаления легких своей трехмесячной дочки Сони. "Никогда не забуду и никогда не перестану мучиться! — пишет он другу Майкову. — Я понять не могу, что ее нет и что я никогда ее не увижу". Как бы в подтверждение нелюбви Достоевского к европейцам "отличились" местные жители. На второй день после смерти дочки пришли с визитом соседи по дому. Только вместо соболезнований заявили, что, мол, это, конечно, грустно, что кто-то умер, однако поскольку рыдания Анны Григорьевны мешают им спать, попросили… не шуметь.

От депрессии выручает работа. Откликом на "нечаевщину" в России становится роман-предостережение "Бесы", который, вслед за "Идиотом", приносит долгожданную известность на родине.

После возвращения в Петербург (1871 год) в жизни Достоевского наконец-то наступает светлая полоса. Он работает над "Дневником писателя", пишет наиболее известный роман "Братья Карамазовы", рождаются дети. И все время рядом с ним находится его жизненная опора — жена Анна, понимающая и любящая. А что еще надо мужчине для настоящего счастья?..

Оригинальная публикация по адресу http://www.versii.com/telegraf/material.php?id=5818&nomer=312


Далее читайте:

Достоевский Федор Михайлович (биографические материалы)

Достоевская (Сниткина), Анна Григорьевна (1846 -1918), жена Ф.М.Достоевского.

Достоевский, Михаил Михайлович (1820 -1864), русский писатель, старший брат Ф.М.Достоевского.

Достоевский Ф. М. Еврейский вопрос.

Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС