|
Л.А. Алифанова
Одни учат, другие лечат. А в результате?..
Сегодня в России опасная демографическая ситуация: каждое поколение
родившихся оказывается менее жизнеспособным и количественно меньше поколения
родителей. Неуклонно прогрессирует ухудшение качества здоровья детей и
подростков, молодых людей репродуктивного возраста. А это прямая угроза
будущему нации. Угроза не только её оборонному, экономическому, трудовому
потенциалу, но и самому существованию.
В силу специфичности видовой сущности человека по восприятию и передаче
жизненного опыта, процессы воспитания и обучения являются базовыми условиями
его развития. Особую роль в деле формирования гармонично развитой Личности
играет школа.
Период школьного обучения – новый и чрезвычайно ответственный этап в жизни
ребёнка: расширяется круг задач физического, волевого, морального качества.
Освоение определённых знаний, умений и навыков, формирование двигательных
действий является базой для дальнейшего становления организма. Да и сам
организм в этот период (с 7лет до 17) переживает критические моменты
биогенеза: детства и пубертата, сопряжённых с бурной гормональной, тканевой,
органной, функциональной перестройкой и развитием телесности. Конструкты
развития ребёнка (телесные, физические, эмоциональные, психологические,
интеллектуальные, социальные и др.) не фиксированы, их соответствие
проверяется в новом опыте. Отсутствие признаков отставания или
дизгармоничности развития по всем направлениям – гарантия достижения к
взрослому периоду жизни высоких биологически детерминированных уровней
реального обеспечения длительной безболезненной и социально-плодотворной
жизни.
Однако, характер «трудовой» деятельности школьников претерпевает год от года
значительные изменения: понижается возраст учащихся (в систематический
учебный процесс втягиваются уже 6 – 5 летние дети); на фоне автоматизации и
технико-скоростных приёмов обучения возрастают психогенные нагрузки с
неизбежным нервно-эмоциональным напряжением; постоянно снижается доля
мышечных усилий в энергетическом балансе жизнеобеспечения. Всё это вносит
свои коррективы (чаще негативные) в ход дальнейшего развития и формирования
телесности, сказываясь (чаще отрицательно) на тех или иных системных
качествах организма.
«Нормальной ненормальностью» сегодня воспринимается статистика, озвученная
по итогам «круглого стола», посвящённого законодательным аспектам охраны
здоровья детей, который состоялся в Государственной думе РФ (МГ, №48,
24.06.2005), указывающая на низкий уровень качества здоровья школьников.
Так, 75% выпускников школ имеют хроническую патологию, которая неминуемо
отразится на репродуктивной функции: у 25% - нарушения формирования скелета;
у 12% - артериальная гипертензия; у 10% - дисгормональное развитие и
эндокринные расстройства; у 12% - гинекологические заболевания. А ведь
именно здоровье является системным интегральным отражением влияния всего
комплекса факторов среды на детский организм, который лишь на пути к
взрослости.
Факт, что здоровье ребёнка – биосоциальный управляемый динамический процесс,
бесспорен. На это обращали внимание на протяжении всей истории развития
общества. При этом, всё большее беспокойство вызывало и вызывает
значительное распространение отклонений как в качестве развития, так и в
состоянии здоровья, возникающие в школьный период жизнедеятельности,
указывая тем самым на агрессивность педагогических воздействий. Так, в 1804
доктор медицины, профессор Московской медико-хирургической академии Федор
Гильтебрандт указывал на развитие близорукости у детей «по причине малого
движения при утомлении зрения и худом воспитании». Выделялась даже целая
группа болезней (истощённость нервной системы, искривление позвоночника,
близорукость, нарушение кровообращения), при развитии которых основную роль
играло обучение в школе (Эрисман Ф.Ф., 1912). Повышенный невротизм
выявляется у 80% школьников независимо от типа школы и возраста начала
обучения (Громбах С.М., 1965; Козловская Г.М., 1981; Скоромец А.А., 2000). В
свою очередь, нарушения в эмоциональной сфере вызывают различные сдвиги со
стороны вегетативной нервной системы, влияющей на реактивность организма,
что во многом обуславливает развитие различных межсистемных дисфункций и
патологических состояний (Симонов П.В., 1972; Базарный В.Ф., 1980; Оладо
Э.Я., 1989; Шварков С.Б., 1991; Куинджи Н.Н., 2005). Многими исследователями
доказано, что ослабление неспецифических факторов защиты организма у
школьников во многом обусловлено изменениями их общей двигательной
активности связанной с организацией учебного процесса (Хрущёв С.В., 1972;
Сухарев А.Г., 1975; Чоговадзе А.В., 1977; Шубик В.М, 1982; Уфимцева Л.П,
1986; Велитченко В.К, 1989; Усанова Е.П, 1997). В итоге генетический
потенциал тела с каждым поколением угасает, на фоне роста врождённых
аномалий и пороков развития.
Поэтому в исследованиях, касающихся вопросов развития школьников, особая
роль отводится поиску таких форм организации учебно-воспитательного
процесса, которые бы не привносили патологических компонентов
телесно-функциональному формированию человека.
Одна из таких форм школьной дидактики предложена д.м.н. В. Базарным:
ситуационно-образное моделирование деятельности ученика. Разработанные
здоровье развивающие технологии обучения, затрагивают учебную деятельность
учащегося на академическом уроке. Учебно-познавательный процесс на уроках
(математике, чтении, изучении языка и пр.), построенный с использованием
предложенных дидактических технологий, сопряжён с каждым функциональным
моментом в системной деятельности организма (анализаторной, регуляторной,
кинестетической). Сочетанная сенсорно-моторная активность (зрительного,
слухового, двигательного анализаторов), мотивированная дидактическими
приёмами, способствует совершенствованию функциональных возможностей
организма, естественных локомоций, формированию видовых конституциональных
качеств и укреплению здоровья.
В Сергиевом Посаде Московской области была проведена работа по изучению
телесного и психомоторного развития учащихся общеобразовательных школ в
процессе обучения на фоне целенаправленного формирования потенциала
здоровья. В работе принимали участие 7 школ города. В комплексном
медико-физиологическом обследовании участие приняли учащиеся 1-, 3-, 9-х
классов. Всего было осмотрено 977 человек. Группу динамического наблюдения
составили 161 человек. Анализ полученных данных выявил крайнее
неблагополучие в телесном и функциональном развитии школьников, что созвучно
с данными медицинской, педагогической, военно-врачебной, правоохранительной
статистик.
Лишь у 56,5% девятиклассников отмечалась более-менее относительно
удовлетворительно развитая телесность, характеризующаяся нами по состоянию
осанки, упитанности, пропорциональности телосложения, состоянию стопы,
мышечного, подкожно-жирового слоя, развитию таза, грудной клетки.
По всем возрастным группам вовлечённых в обследование детей (7, 10 и 14 лет)
отмечались низкие показатели физического развития. Так, дети с массой тела,
соответствующей возрастной норме, составляли в 1кл. и 3 кл. 31%, а к
окончанию 9 кл. их число уменьшилось до 23 %. Аналогичные параметры длины
тела отмечались у 33 % первоклассников, частота встречаемости которых в 3 кл.
уменьшилась наполовину и в 9 кл. составляла лишь 19%. Так, если
ориентированные возрастные параметры окружности грудной клетки в 1кл.
встречались у 42%, то среди третьеклассников – уже у 30%, а среди
девятиклассников – лишь у 16%. Во всех возрастных группах доминировали
узкогрудые дети: 66% в 1кл, 88% в 3кл, и такое же количество в 9 кл.
На низкие функциональные возможности указывали и показатели дыхательных
объёмов. Жизненная емкость лёгких (ЖЕЛ) в пределах физиологической нормы
отмечалась лишь у 15% школьников, а значения жизненного индекса (ЖИ) - не
более чем у 24%. Наиболее эргономичный нормореактивный тип
сердечно-сосудистой реак-ции на стандартную физическую нагрузку отмечался у
30% обследуемых с трёхлетним учебным стажем, по окончанию же 9 кл. – лишь у
2%. Синдром гипервентиляции (ГВС), указывающий на дыхательный дисбаланс,
встречался у 5 % на начальном этапе обучения и у 30 % старшеклассников,
причем в 2 раза чаще у мальчиков по сравнению с девочками. Изолированная
артериальная гипертензия как систолическая, так и диастолическая стабильно
отмечалась у 40% - 60% школьников различных возрастных групп, и опять таки
чаще среди мальчиков по сравнению с девочками.
Характеристики полученных морфограмм тела (Декур и Думик) и значения
рассчитываемых индексов свидетельствовали о серьёзных гормональных
нарушениях в развитии по мужскому и женскому типу. Было выявлено, что за
девятилетний период обучения число школьников, имеющих адекватные
характеристики половой принадлежности уменьшилось среди девочек на 4% (с 97%
в 1 кл до 93% в 9кл ), а среди мальчиков почти в 11 раз (с 97 % в 1кл до 9 %
в 9кл). Половая формула у школьников, также имела свои особенности,
указывающие на глубокое расхождение паспортного и биологического возраста.
Дети, у которых степень полового развития соответствовала паспортному
возрасту в 3 кл составляли 84%, а вот в 9 кл. их число уже составляло 51%.
«Отстающие» - чаще встречались среди мальчиков (примерно 44 % против 5 %),
«опережающие» - чаще встречались среди девочек (примерно 11 % против 8 %).
Анализ характеристик таза (нормально развитый, узкий, широкий) выявил, что в
3 кл. в подавляющем числе случаев встречался узкий таз (у 68% девочек и у
85% мальчиков), в 9 кл. преобладала характеристика «широкий таз» (79%
девочек и 89% мальчиков). Особо настораживает, что доля школьников с
нормально развитым тазом колебалась в пределах 6% - 14%.
Формирующуюся у школьников осанку оценивали по ряду клинико-физиологических
тестов, учитывая: 1) синтопические характеристики, 2) реализацию
двигательных актов, 3) характеристики силы и выносливости. Полученные в ходе
исследования данные, выявили, что удовлетворительно развитая осанка по сумме
соответствий клинико-физиологической норме встречалась лишь у 30% (в
начальном и среднем звене школы) и у 10% (в старшем звене) обследуемых. А
это не только отражает дисгармонию в формировании сомато-функционального
потенциала (СФП), но и подчёркивает глубину и масштабность негативного
влияния на становление конституциональных ортобиотических качеств организма,
связанных с организованной взрослыми спецификой систематической учебной
деятельности по типу «сиди-смотри-слушай» при аномальном
зрительно-координаторном динамическом стереотипе (АЗКДС) на фоне
гипокинезии.
Устойчивая тенденции роста (по мере увеличения стажа учёбы) числа случаев
«условно ненормативного» развития, протекающего в границах патофизиологии,
является ярким свидетельством неадекватности применяемых учебных режимов и
нагрузок возможностям ребёнка. Так, школьников с более низким показателем
СФП от 1 кл. к 9 кл. увеличилось с 6 % до 83 %. В тоже время, школьников с
более высоким показателем СФП с 88 % сократилось до 17 %. При этом
наибольший прирост негативной симптоматики приходится на начальный период
обучения.
Полученные данные созвучны с отражением ситуации со здоровьем школьников в
других регионах страны и мало взаимосвязаны с климатическими, экологическими
и экономическими факторами жизни. Всё это указывает, что категория
«здоровье» уже давно из медицинской сферы перешла в сферу образования и
воспитания.
Итоги девятилетнего динамического наблюдения за учащимися показали, что
деструктивное влияние школьного обучения можно предотвратить путём
дидактиче-ских технологий сенсорно-моторного обогащения на академическом
уроке, обеспечи-вая тем самым, более физиологичную активность ребёнка при
доминирующей форме обучения - уроке. За первые три года обучения темп
снижения позитивной симптоматики в группе, занимавшейся в режимах с
элементами сенсорно-моторного обогащения, был на 18% ниже и соответствовал
46%, против 64% в группе, занимавшейся по традиционным дидактическим
технологиям.
Сенсорно-моторная активность (СМА) является основой развития и укрепления
физиологически оптимальных двигательных стереотипов, которые нарушаются на
этапах прогрессирования компенсаторных доминант (низкое склонение головы над
рабочей поверхностью, сутулость, школьная близорукость, вегето-сосудистые
дистонии и пр.) при традиционных формах обучения. Особенно это актуально у
детей с целью устранения патологических сенсомоторных стереотипов,
мышечно-тонического дисбаланса и дистрофических поражений, с целью развития
координации и равновесия, воспитания трудовых навыков и умений, сознательно
активной психомоторики.
По факту наблюдения, было выявлено, что у школьников, учебная деятельность
которых во время академических уроков только с 1-го по 3 кл. систематически
строилась с использованием дидактических приёмов сенсорно-моторного
обогащения (в последствии уроки проводились в традиционных режимах) по
окончанию 9 кл. доля негативной симптоматики отмечалась в 1,4 раза реже по
сравнению с теми, у которых все 9 лет уроки строились в традиционных режимах
СМА.
Таким образом, здравоохранительные педагогические технологии д.м.н. В.
Базарного являются реальной основой синтеза теории обучения с теорией
развития дет-ского организма. А результаты анализа текущего и отдалённого
наблюдения за показа-телями сомато-функционального развития и здоровья
школьников свидетельствует в пользу распространения приёмов
сенсорно-моторного обогащения на среднее и стар-шее звено школьного
обучения.
Известно, что в каждом возрастном периоде организм характеризуют
морфологические и функциональные качества, совокупность которых определяет
его возможности – сомато-функциональный потенциал (СФП).
Учитывая, что педагогические воздействия небезразличны для онтогенеза,
необходима система непрерывного медико-педагогического контроля за
воспитанием и обучением школьников, направленная на укрепление их
репродуктивного здоровья.
В условиях массовых врачебных обследований школьников решающим является
диагноз заболевания, а функциональное состояние организма, физическая
подготовленность, общая физическая работоспособность порой совсем не
учитывается.
На основе принципов функциональной диагностики принятых в педиатрии нами был
предложен комплексный показатель количественной оценки СФП, ориентированный
на «феномен» соответствия или несоответствия показателям
клинико-физиологической норме (КФН) развития и здоровья. Числовым выражением
СФП выступала величина индекса, который рассчитывали по формуле: [(ЧСКФН –
ЧНКФН) / ЧСКФН] , где ЧСКФН – число соответствующих КФН характеристик, а
ЧНКФН – число несоответствующих КФН характеристик в изучаемом формате. Чем
больше величина индекса – тем выше СФП, а, следовательно, гармоничнее
развитие. Количественная оценка СФП, позволяет рассматривать разнородные
сомато-функциональные характеристики (антропометрические, физические,
сенсомоторные, психофункциональные) в реализуемой вариативности здоровья,
комплексно затрагивающего все его аспекты (соматические, функциональные,
психофизиологические, репродуктивные).
Такой подход позволяет оценить характер и направленность онтогенеза, а
персонифицированный характер выявленных отклонений СФП позволяет
обосновывать целесообразность проведения дополнительных углублённых
обследований и направленность реабилитационных мероприятий, целенаправленное
использование которых повышает их эффективность, создаёт условие для
быстроты коррекции выявленных отклонений.
Однако с большим сожалением следует отметить, что сотрудничество с медиками
в деле сопровождения учебного процесса в школе с позиций контроля за
сохранения здоровья, развитием ребёнка совершенно не налажено. Вот почему
одни по-прежнему учат, другие - лечат. А между тем всё острее встаёт вопрос:
«Способно ли подточенное школой семя оставить после себя благодатное
племя?».
* Л.А. Алифанова, Научно-внедренческая лаборатория
физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской
области
Здесь читайте:
Материалы сайта Владимира
Базарного
|