> XPOHOC > СТАТЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ссылка на XPOHOC

Д.И.Попов

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Культурно-просветительские организации и либерально-оппозиционное движение в Сибири в 1907-1914 гг.

Д.И. Попов
Омск, госуниверситет

Рубеж XIX-XX вв. характеризовался мощным подъемом общественного самосознания, когда творческие силы интеллигенции устремились к созидательной деятельности на благо всего русского общества. В 1901 г. в статье "Конец XIX и начало XX века" журнал "Вестник Европы" дал следующую сравнительную характеристику эпох: "Сто лет тому назад русское общество, кроме немногих отдельных лиц, ценило и почитало только те дары сверху, которыми обеспечивалась хоть некоторая доля личной и имущественной неприкосновенности, все другие интересы оставляли его более или менее инертным и равнодушным. Совсем не то мы видим сейчас. Значительная часть русского общества жаждет деятельности, выходящей из тесного круга личных интересов, потому, что сознает себя способной и, следовательно, нравственно обязанной к такой работе"(1). Воплощением подобного стремления явились культурно-просветительские общества, созданные с целью удовлетворения духовных, научных и профессиональных потребностей русской интеллигенции. К тому же буржуазное законодательство 60-90 гг. XIX в. обязало "городские и сельские общества принять участие в попечении о народном образовании и народном здравии, заботиться о призрении бедных и прекращать нищенство"(2). В Европейской части России этим занялись земские учреждения, ставшие здесь основой местного самоуправления. На территорию сибирской окраины земство распространено не было, поэтому функции благотворительности, организации начального образования и культурного воспитания населения разделили между собой "общественные управления" (городские думы) и культурно-просветительские и благотворительные общества местной интеллигенции.

Распространение названных организаций происходило с 1880-х годов. В 1882 г. МВД утвердило устав Общества попечения о начальном образовании в Томске (одно из первых подобных обществ в России), в 1883 г. - устав аналогичного общества в Омске, в 1884 г. - в Красноярске, в 1900г. - в Иркутске(3).

В начале 1900-х годов завершается период формирования организационных структур сибирских просветительских учреждений, апробации основных методов их деятельности. Применительно к 1907 г. можно говорить о более или менее определившейся специализации обществ на культурно-просветительской, научно-просветительской, общественной и благотворительной деятельности, причем общества, наряду с периодической печатью, становятся важнейшей, признанной властями, формой организации общественной и культурной жизни в Сибири.

Научное или культурно-просветительское общество - это объединение людей с целью совместной творческой деятельности в соответствующей научной, культурной или профессиональной сфере, взаимного обмена знаниями и опытом, результатами своего труда в этой области, а также распространения полученных знаний, опыта среди широких слоев населения(4). Как правило, сибирские культурно-просветительские общества сочетали в своей деятельности множество различных средств и приемов работы: содержали библиотеки-читальни и книжные склады, организовывали просветительские и научно-популярные лекции, устраивали литературно-музыкальные вечера, театрализованные и детские праздники, открывали начальные школы, вечерние, воскресные и профессиональные классы, стационарные и подвижные музеи и выставки(5).

Все просветительские мероприятия рассматриваемых общественных организаций собирали совершенно неоднородную в социальном плане аудиторию. Обычно устроители научно-популярных лекций, народных чтений, театрализованных представлений или литературных вечеров заранее объявляли о том, какая аудитория является наиболее предпочтительной. Так, прочитанные в декабре-январе 1910 г. томским отделом Общества изучения Сибири и улучшения ее быта этнографические и "практическо-хозяйственные" лекции собирали каждый раз более 300 человек: учителей, купцов, приказчиков, мелких служащих(6). Участниками литературно-художественных вечеров, театральных представлений и народных чтений являлись городские рабочие, ремесленники, мещане, мелкие служащие и дети. Согласно статистическим данным омского общества "Просвещение" основная масса посетителей народных чтений состояла из грамотных слушателей. Из 1595 человек, посетивших чтения в весеннем полугодии 1913 г., 1415 были грамотными и лишь 180 человек не умели ни читать, ни писать(7).

В 1907-1914 гг. культурно-просветительские и благотворительные общества являлись сравнительно массовыми общественными организациями в Сибири. Так, в 1910-1912 гг. омское общество "Просвещение" в своем составе объединяло 120 человек, Общество пчеловодства - 100, Общество правильной охоты - 75, Общество садоводства и древонасаждения - 422 человека и т.д. Всего же в г. Омске в 1910 г. существовало 44 общества(8). В других сибирских городах численность некоторых просветительских организаций достигала 200-300 человек.

На протяжении первого десятилетия XX в. число культурно-просветительских обществ неизменно увеличивалось. Только в одном Омске оно возросло в 5 раз: если в 1887 г. действовало 8 обществ (4 благотворительных и 4 культурно-просветительских), то в 1909 г. уже 44 (не считая т.н. "благотворительных учреждений"(9)). В Томске в 1910 г. насчитывалось 54 общества (24 благотворительных, 14 культурно-просветительских, 16 научных и профессиональных)(10). Всего в восточных регионах России в 1907-1917 гг., по подсчетам С.В. Макарчука, действовало 130 культурно-просветительских обществ(11).

Имеющиеся в литературе сведения позволяют считать, что до 1905 г. все сибирские общественные организации находились под жестким административным контролем и были абсолютно аполитичными организациями. Лишь революционные события 1905-1907 гг. привнесли в деятельность обществ идеологическую направленность. Журнал "Сибирские вопросы" отмечал: "Октябрь 1905 г. разбудил интеллигенцию. Появился спрос на газету и даже, чего раньше не бывало, на серьезную книгу. Начались собрания, хоть и не чисто политические, но с политической окраской в Географическом обществе, в Обществе попечения о начальном образовании"(12). Революция внесла значительные изменения в проведение народных чтений. Количество их возросло, тематика сильно демократизировалась, можно было читать тексты произведений и излагать содержание своими словами, комментировать прочитанное. В 1906 г. лекторам разрешалось читать аудитории все изданные книги(13). По мере развития революционного процесса многочисленные просветительские общества, в том числе Общества попечения о начальном образовании, у которых забота о развитии школьного обучения первоначально стояла на первом плане, стали переключать свою деятельность со школьного на внешкольное образование народа (организация библиотек, музеев, выставок, народных чтений и т.д.). Подобное расширение просветительских средств отразилось на их названиях: вместо Обществ попечения о начальном образовании стали возникать Общества попечения о народном образовании, а несколько позже "Знание", "Просвещение", "Самообразование", "Культура".

Именно в этот период политическая жизнь России вступила в совершенно новую фазу, одним из главных признаков которой была сравнительно широкая деятельность различных политических партий и организаций. Первая российская революция способствовала социально-политической консолидации каждого из захваченного ее вихрем общественных классов, помогла провести между ними более четкие различия, осознать их интересы и задачи. Процесс политического и духовного пробуждения российского общества сделал в 1905-1907 гг. поистине огромный шаг вперед, чему способствовал прежде всего тот дух свободы, демократии, гласности, который принесла с собой революция.

Межреволюционный период ознаменовался заметным спадом общего уровня политической активности, хотя кризисные явления затронули различные политические партии России далеко не в одинаковой степени. Тем не менее, все они сохранили свое идейно-политическое ядро и социальную базу. Основным содержанием нового этапа их деятельности стала борьба за влияние на массы при всемерном использовании легальных возможностей.

Возникновение третьеиюньской политической системы внесло серьезные коррективы в идеологию, тактику, организационно-практическую деятельность либеральных партий в России. Кадеты Сибири выдвинули в качестве приоритетной тактической задачи организацию культурной работы по политическому воспитанию масс, которые, по мнению либералов, "совершенно не ориентировались в происходящих событиях". Выступая 10 февраля 1907 г. на собрании избирателей, кадет Ельяшевич отмечал: "В борьбе за свободу партия не признает насильственных средств, она будет бороться путем организации общественного мнения. Многочисленные примеры истории доказывают, что нравственная сила выше физической. Это исторический закон: если нравственная сила будет на стороне партии, правительство уступит"(14). В годы реакции, вызвавшей "всеобщее успокоение", все более настойчиво зазвучали призывы сибирских кадетов к консолидации сил для культурной работы, целью которой провозглашалось "расширение и объединение общественного самосознания, просвещение широких масс и укрепление всех завоеваний нового строя". Призывая прогрессивное общество к культурной работе, Н.В. Некрасов в выступлении перед томичами в августе 1910 г. разъяснял: "Такая тактика соответствует нашему политическому мировоззрению. Новая катастрофа, новый возможный катаклизм в культурном отношении отодвинет нас на несколько шагов назад. Мы зовем культурное общество к тому, чтобы обойтись без катастрофы. Если нам это удастся, нашей задачей останется стремление к организации культурных сил, чтобы направить волну нового движения в правильное русло". Таким образом, представления кадетов о содержании культурной работы изначально выходили за рамки "чистого культурничества", фактически предполагающих пропаганду конституционно-правовых идей и формирование адекватного им национального самосознания, способного стать заслоном как для правительственной политики контрреформ, так и для "революционного экстремизма"(15). В качестве центра объединения общественного мнения и организации общественных сил для культурной работы кадеты Сибири использовали легальные просветительские общества местной интеллигенции".

В межреволюционный период местные либералы стремились сосредоточить свою деятельность в различных по характеру и целям функционирования легальных организациях: культурно-просветительских (томские: "Народный университет", "Знание", Общество для распространения просвещения между евреями России, Общество попечения о народном образовании, Общество физического развития, Общество любителей художеств; иркутские: "Знание", Общество по устройству народных чтений в Иркутске и Иркутской губернии, Общество устройства общедоступных курсов, Общество народных развлечений, Общество распространения народного образования; омские: Общество самообразования и физического развития, "Просвещение", Общество любителей садоводства и древонасаждения и т.д.), научно-просветительских (омский и томский отделы Московского общества сельского хозяйства, Западно-Сибирский отдел Императорского Русского Географического общества, отделы Общества изучения Сибири и улучшения ее быта в городах Томск, Омск, Иркутск, Красноярск и т.д., омские Общество правильной охоты и Общество пчеловодства) и проч.

Свою деятельность местные конституционные-демократы осуществляли как в давно уже функционирующих организациях, так и в созданных в послереволюционный период. Как правило, членами-учредителями новых обществ выступали представители сибирской торгово-промышленной буржуазии и либерально настроенной интеллигенции. Из этих лиц составлялся руководящий совет общества и избирался председатель. Председателями крупных обществ почти всегда становились бывшие или настоящие лидеры местных отделов Конституционно-демократической партии, чье материальное благополучие позволяло заниматься общественной деятельностью. Подчинению обществ интересам либералов способствовал следующий механизм. На учредительное собрание нового общества "являлись полным составом либерально настроенные деятели, бывшие и нынешние члены местных отделов Конституционно-демократической партии, которые, используя свой авторитет, добивались, чтобы в совет общества были избраны нужные лица". Совет же из своего состава избирал председателя. В качестве примера можно привести учредительное собрание иркутского общества "Просвещение", состоявшееся 14 сентября 1907 г. в здании иркутского музея. На собрании присутствовало 75 человек, большинство из которых являлись представителями местной кадетской организации. Перед выборами в руководящий совет "Просвещения" состоялось обсуждение программы будущей работы. Члены-учредители планировали в этом документе следующие мероприятия: "открытие начальных школ, вечерних, воскресных и профессиональных классов, устройство народных библиотек, организация народных чтений и книжных складов, устройство популярных лекций, литературно-музыкальных утренников, детских праздников, а также собирание сведений о положении народного образования в Иркутской губернии". Состоявшиеся выборы в Совет общества показали, что доминирующее положение в нем заняли кадеты Русанов, Третьякова, Фризер, Кармазинский, Блок, Помус. Председателем "Просвещения" стал кадет П.И. Федоров(16).

Вообще кадеты, в отличие от социал-демократов и эсеров, стремились возглавлять те общества, в которых вели систематическую работу путем подчинения своему влиянию правлений этих организаций. Так, главой томского отделения Общества распространения просвещения между евреями России был кадет М.Р. Бейлин, а кадет В.А. Обручев возглавлял томский отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта(17). Томские конституционные-демократы также руководили деятельностью Общества изучения городского и земского дела, Общества содействия высшим историко-философским курсам, Общества обывателей и избирателей, Общества содействия устройству бесплатных библиотек-читален в Томской губернии(18).

Важнейшей формой деятельности сибирских кадетов являлось чтение общественно-политических и научно-просветительских лекций, докладов, рефератов. В 1909 г. в Томске было создано Лекционное бюро с целью "систематического чтения лекций в городах Сибири"(19). Один из активных деятелей этого учреждения кадет М.Н. Соболев на основании того, что "лекторы мало знакомы с запросами местной публики, с теми вопросами, которые ее наиболее интересуют", занимался сбором информации о тематических предпочтениях сибирской аудитории. В конце 1909 г. доклад "О запросах местной публики" был представлен лекторам бюро(20).

Анализ содержания народных чтений Лекционного бюро позволяет выделить два больших тематических блока: научно-просветительский и общественно-политический. Лекции первого блока были, как правило, объединены в "общие курсы", охватывающие многие отрасли естественных и гуманитарных наук. Весной 1910 г., например, лекционные курсы состоялись в Барнауле, Омске и Томске. В общей сложности было прочитано более 100 лекций по физике, биологии, физиологии, химии, географии, литературе, праву(21). Лекторами являлись профессора томских вузов, сторонники кадетской партии Сапожников, Зубашев, Обручев, Вейнберг, Михайленко и т.д. Материалы сибирской прессы свидетельствуют, что лекционные курсы проходили с переменным успехом. Если все лекции, проводимые в г. Омске, "имели шумный успех, залы едва вмещали слушателей, билеты брались нарасхват", то "барнаульские аудитории не были полны слушателями и в залах оставалось много пустых мест". Газета "Сибирская жизнь" так объяснила подобную ситуацию: "Отсутствие публики вещь обычная. Публика идет больше на дешевую приманку, на широкую рекламу, а скромное, простое объявление о чем-нибудь, действительно заслуживающем внимание, ее не так привлекает. Но если объявить, что лекции будут сопровождаться демонстрацией картинок волшебного фонаря, то можно быть уверенным, что все билеты в скором времени будут распроданы"(22). Еще одной, немаловажной, причиной отсутствия публики на чтениях являлась их тематика. Если такие лекции, как "Задачи дошкольного воспитания", "Проблемы брака и любви", "Природа Алтая" обычно имели шумный успех, то лекции о дарвинистском учении о происхождении видов, структуре детского воображения или о фагоцитозе "достаточного внимания не привлекали", так как малоподготовленной сибирской аудитории, состоящей в основном из учащихся младших и средних классов, ремесленников, городских рабочих и служащих, читаемый материал был недоступен для понимания.

Благодаря актуальности затрагиваемых вопросов, широкой рекламе и бесплатным входным билетам лекции на общественно-политические темы проходили при полных аудиториях. Подобные лекции читались, как правило, историками и юристами из томских вузов. Так, М.Н. Соболев в январе 1910 г. в Бийске прочел лекцию "О таможенной политике России", а в Новониколаевске совместно с профессором Боголеповым и присяжным поверенным Севастьяновым "Юридическая помощь населению: консультации, рабочие секретариаты и земская адвокатура"(23). В течение 1909-1910 гг. М.И. Боголепов знакомил сибиряков с лекциями на темы: "Долги современных государств", "Долги современных городов", "Задачи государственного хозяйства"(24).

Сибирская администрация, в чьей компетенции находилось право выдавать разрешения на чтение лекций, достаточно часто чинила обществам препятствия, запрещая даже самые "невинные" чтения. Например, летом 1910 г. барнаульское Общество попечения о начальном образовании пригласило профессора кафедры истории русского права Томского университета, кадета И.А. Малиновского прочитать в Барнауле несколько публичных лекций. Профессор дал согласие и обратился к вице-губернатору Штевену с прошением о разрешении прочитать две лекции на тему "Народ и власть в русской истории". К прошению была приложена брошюра проф. Малиновского на ту же тему, напечатанная с разрешения цензуры в сентябре 1905 г. При этом особо отмечалось, что лекции будут прочитаны в рамках указанной брошюры. Но лекции вице-губернатором были запрещены. Тот же И.А. Малиновский получил приглашение от иркутского общества "Просвещение" прочитать несколько лекций. Результат оказался аналогичным: профессор согласился прочесть две лекции на ту же тему, но иркутский генерал-губернатор чтение лекций запретил(25). Общество "Просвещение" с подобной просьбой обратилось к проф. Соболеву, ответившему согласием выступить с лекцией "Протекционизм в России и интересы населения". Но иркутский генерал-губернатор лекции не разрешил "ввиду особой важности и значения затрагиваемых этой темой вопросов"(26).

Другой, не менее значимой, формой просветительской деятельности сибирские кадеты считали открытие начальных школ, вечерних, воскресных классов, организацию профессиональных курсов. Подобные мероприятия либералы воплощали в жизнь в рамках Обществ попечения о начальном (народном) образовании, обществ "Просвещение", а также местных отделов Лиги образования. Правление Лиги находилось в С.-Петербурге (председатель кадет Г.А. Фальберк, секретарь П.Н. Милюков). При ней действовало 5 всероссийских и 17 местных обществ образования, в т.ч. в Красноярске и Омске, справочное педагогическое бюро, включавшее в свой состав членов ЦК кадетов Шаховского и Челнокова(27). Официальная задача деятельности Лиги заключалась в "содействии постановке образования в России на началах, соответствующих вполне развитому демократическому строю общества"(28). Председатель Лиги Г.А. Фальберк, "стремясь объединить все культурно-просветительские общества и учреждения частной инициативы" в 1908 г., рассылал российским губернаторам, земским и городским общественным учреждениям Устав Лиги и Проект устава местных обществ просвещения и "просил содействия к напечатанию этого проекта в губернских ведомостях и к производству регистрации имеющих образоваться по означенному проекту местных обществ образования"(29). Устав Лиги, например, был напечатан в газете "Сибирская жизнь", его получили некоторые губернаторы, а Омск посетил уполномоченный Лиги, который вел переговоры с руководителями Общества попечения о начальном образовании(30). 12 марта 1908 г. по инициативе петербургских представителей в Омске возник отдел Лиги Образования, устав которого был утвержден собранием членов-учредителей(31). Идея же слияния отдела Лиги с Обществом попечения о начальном образовании была отвергнута Советом последнего. В 1909 г. в Красноярске кадеты Петров, Мазинг, Скорняков, Волков, Троицкий также организовали отдел Лиги(32).

Стремление кадетов посредством местных отделов Лиги образования осуществлять агитационно-пропагандистскую деятельность было обнаружено жандармскими управлениями уже в конце 1908 г. В Департамент полиции стали поступать сведения о том, что "отделы Лиги вместо чисто просветительских задач, определенных их уставами, стали преследовать совершенно не соответствующие видам и намерениям правительства цели и что политические группы, приняв на себя выполнение уставов просветительских обществ и объединившись в видах планомерной борьбы с правительством, приступили в последнее время к осуществлению заранее выработанного ими общего плана действий, имеющего целью под предлогом просвещения народных масс вырабатывать в народной среде агитаторов и пропагандистов и таким образом подготовить и вызвать революционное брожение"(33). Следуя указаниям Департамента полиции, сибирская администрация приложила все усилия к недопущению открытия новых отделов Лиги. Уже действующие отделы были взяты под строгий надзор полиции, которая "препятствовала любым проявлениям их жизнедеятельности".

Систематичную работу сибирские либералы развернули в рамках Обществ попечения о народном образовании. Эти общества значительное внимание уделяли начальному образованию сибирского населения. В рассматриваемый период начальные и вечерние школы содержали Томское, Барнаульское, Новониколаевское и другие просветительские общества(34). Так, новониколаевское общество Попечения о народном образовании к 1916 г. объединяло 285 членов, содержало 3 воскресные школы и две библиотеки-читальни(35). Несколько начальных школ находилось в ведении иркутского общества "Просвещение". Барнаульское Общество попечения о народном образовании к 1916 г. имело на попечении 6 школ с 800 учащимися и 29 преподавателями(36).

Наиболее эффективно начальные школы действовали в 1907-1908 гг., а с 1909 г. начинается период упадка в их работе. Подобная ситуация связана с материальными затруднениями обществ, содержащих школы, а также с реакционной политикой сибирской администрации. Например, из-за противодействия омских властей общество "Просвещение" в 1911 г. не смогло открыть школ для обучения взрослого населения. Все попытки либералов - руководителей общества Н.Д. Буяновского, Я.И. Корвин-Круковского, И.П. Лаптева, И.М. Познера, С.И. Яздовского, Ф.Ф. Штумпфа, Я.С. Севастьянова добиться разрешения на открытие школ оказались безуспешными(37).

Не имея возможности содержать постоянно функционирующие вечерние школы, либеральная интеллигенция попыталась их отсутствие компенсировать организацией различного рода курсов и профессиональных классов. Так, с 1908г., после закрытия властями ряда просветительских обществ, в том числе Общества народного образования, иркутские кадеты основной объем просветительской работы перенесли в Общество устройства общедоступных курсов и Общество устройства народных чтений. Последнее в 1908 г. предложило иркутской аудитории курсы лекций по истории русской литературы и географии. В программу еженедельных чтений входили произведения Чехова, Горького, Андреева, Мамина-Сибиряка, Короленко, Немировича-Данченко, Толстого(38). Огромные аудитории собирали лекции "О возникновении рабочего класса", "Об американском рабочем", по истории сибирского края. В 1908 г. лекционные мероприятия общества посетили 6338 человек, что было в 2,5 раза больше, чем в 1904 г.(39) Весной того же года Правление общества единогласно постановило "слиться с Лигой образования". Председатель Г. Островский лично побывал в правлении Лиги и "нашел это учреждение в высшей степени полезным и хорошо организованным, находящимся под руководством хорошо известного иркутянам общественного деятеля г. Фальберка". По мнению Островского, "общество, вступая в Лигу, приобретает опытного и компетентного руководителя в выработке желательного направления деятельности"(40). Таким образом, прокадетская Лига образования приобрела в Сибири еще один филиал.

В 1908 г. в Иркутске было открыто Общество устройства общедоступных курсов. За первые 4 месяца работы им было организовано 50 лекций, т.е. почти 14 лекций в месяц. Общее же число посетителей равнялось 15705 человек(41). В Томске группой вузовских преподавателей (Малиновским, Сапожников, Соболевым, Новомбергским) было открыто Общество Высших историко-философских курсов, которое "имело своей целью предоставление лицам обоего пола образования и распространение научных знаний"(42). Курсы состояли из одного факультета, на котором проходили занятия по истории русской и всеобщей, истории искусств, истории философии, истории литературы, политической экономии и истории финансов, логики, психологии, естествознанию(43).

В межреволюционный период просветительские общества, руководимые сибирскими либералами, значительное внимание уделяли организации библиотек-читален и книжных складов. Как правило, общественные библиотеки формировались путем приобретения книг через сеть книжных магазинов П.И. Макушина, а также с помощью частных пожертвований. Крупнейшая в Сибири библиотека томского Общества народного образования значительной частью своих фондов была обязана пожертвованиям вдовы первого председателя общества О.Ф. Смирновой и члена общества Бражникова(44).

Многочисленные обыски в общественных библиотеках, проводившиеся жандармскими чинами, свидетельствуют, что кадеты не ограничивались только культурническими целями. Томская администрация, например, установила жесткий контроль над деятельностью библиотеки Общества попечения о народном образовании, регулярно устраивала проверки и обыски. В Енисейске губернатором было закрыто местное Общество попечения о начальном образовании на основании того, что "общество распространяло по уезду в большом количестве преступные нелегальные издания посредством книжного склада"(45). На закрытие общества повлияло также собрание его членов, обсуждавшее докладную записку преподавателей городских школ "о материальном и социальном положении учителя в частности и вообще о судьбе народной школы" и подготовившее адресат по тому же вопросу.

В 1907-1914 гг. в деятельности конституционных демократов проявилась еще одна тенденция, заключавшаяся в стремлении объединить в рамках одного-двух учреждений всю просветительскую работу в данной местности. Подобными учреждениями предполагалось сделать "Народные дома". Всего их было открыто 13. Наибольшей в Сибири популярностью пользовался "Народный дом" барнаульского Общества попечения о начальном образовании, возникший в годы революции. В 1912 г. в Томске был открыт "Дом науки". Назначение этого учреждения, по мысли П.И. Макушина, заключалось "в размещении Народного Университета, а также Советов и Правлений всех местных просветительских обществ"(46). В докладной записке, представленной томской Думе, Макушин утверждал, что "заботы о народном просвещении могут быть вполне плодотворны только тогда, когда они будут в руках общественных учреждений и когда общественные учреждения будут находиться под полным контролем общества"(47).

В целом к 1914 г. в работе сибирских кадетов в культурно-просветительских организациях были достигнуты определенные успехи как в деле просветительства, так и в стремлении сохранить единство среди членов бывших партийных организаций. Используя легальные возможности, либералы держали связь с широкими массами населения, доводили до них основные программные положения, знакомили с политическими требованиями. Однако в полной мере укрепиться в легальных обществах кадетам не удалось. Главным препятствием для замыслов конституционных-демократов оказалась карательная политика сибирской администрации, пресекавшей любые попытки агитационно-пропагандистской деятельности.


(1) Цит. по: Сабурова Т.А. К вопросу о духовных интересах омской интеллигенции на рубеже XIX - нач.XX вв. // Проблемы истории Сибири XIX - нач.XX вв. Омск,1995.С. 124.

(2) См.: Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. // Хрестоматия по исто-рии СССР (1861-1917 гг.). М.,1990.С. 80-82; Городовое положение 1890 г .// Хрестоматия по истории СССР (1861-1917 гг.). М.,1990.С. 87.

(3) Сибирские вопросы.1910. № 14-15.С.77; Отчет Совета Общества попечения о начальном обра-зовании г. Томска за 1899 г. Томск, б. г.; Плотников А.Е. Культурно-просветительские организации в Сибири (конец XIX - нач.XX вв.) // История культуры советского общества. Омск,1990.С.70.

(4) Сорокин А.П. Научные и культурно-просветительские общества Омска в конце XIX - нач.XX вв. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. № 3. 1994. С. 121.

(5) См. напр.: ГАОО. Ф. 86. Оп.1. Д. 166. Л. 33; Ф. 270. Оп. 1. Д. 23. Л. 40; Ф. 435. Оп. 1. Д. 1. Л. 48; Сибирские вопросы.1910. № 34-35. С.81; Сибирская жизнь.1909. 30 окт.; Отчет Омского Общества "Просвещение" за 1913 г. Омск, 1914.

(6) Сибирская жизнь.1910. 6, 13 янв.

(7) Отчет омского общества "Просвещение"... С. 26.

(8) Омский вестник.1909.18окт.; Сибирские вопросы. 1910. № 19-20.; Обзор Акмолинской области за1910 г. Омск,1911; Отчет Омского общества пчеловодства за 1914 г. Омск,1915.

(9) Памятная книжка Акмолинской области на 1887 г. Омск,1887; Обзор Акмолинской области за 1909 г. Омск,1910. С. 42-43.

(10) Памятная книжка Томской губернии на 1910 г. Томск, 1910.С.129-135.

(11) Макарчук С.В. Социалисты России в межреволюционный период. Кемерово,1990. С. 76.

(12) Сибирские вопросы.1907. № 1. C. 78.

(13) Сибирские вопросы.1907. № 1. C. 78; Войтик П.Д. Из истории народных чтений в Западной Сибири // Библиотечное дело, библиография и история книги в Сибири и на Дальнем Востоке: Сборник научных трудов. Новосибирск,1975. Вып. 20. С. 63.

(14) Цит. по: Харусь О.А. Либерализм в Сибири начала XX в. Идеология и политика. Томск, 1996. С. 179.

(15) Харусь О.А. Либерализм Сибири... С.197.

(16) Сибирские вопросы.1908.№ 21-22. С. 33.

(17) Сибирская жизнь.1909. 9 дек.; 1910. 20 февр.

(18) Сибирская жизнь. 1907. 9 окт., 27 окт.; 1909. 7 окт; Сибирские вопросы. 1910. № 34-35. С 81.

(19) Сибирская жизнь. 1909. 29 нояб.

(20) Там же.

(21) Сибирская жизнь. 1910. 19 февр., 19 марта, 12 мая.

(22) Сибирская жизнь.1910.19 марта.

(23) Сибирская жизнь. 1910. 29 янв.

(24) ГАОО.Ф.270.Оп.1.Д.138.Л.11; Сибирская жизнь.1909.14 окт.

(25) Сибирские вопросы. 1910. № 18.С. 32.

(26) Там же.

(27) Шелохаев В.В. Либералы и массы // Вопросы истории.1994. № 12. С. 58; Толочко А.П. Поли-тические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъема (1910-1912 гг.). Томск,1989 С. 124; Хроника общественного движения в Сибири (1895-1917 гг.). Об-щественное движение в Омске. Томск, 1996. С. 142.

(28) Сибирская жизнь.1907. 27 мая.

(29) ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 23. Л. 49.

(30) ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 23. Л. 89-91.

(31) Хроника общественного движения в Сибири... С. 142.

(32) Толочко А.П. Политические партии и борьба... С. 124.

(33) ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 23. Л. 49.

(34) Шамахов Ф.Ф. Внешкольное образование в Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями // Уч. зап. Томск. гос. пед. ин-та. Томск, 1963. Т. XX. Вып. 3. С. 70.

(35) Известия новосибирского отдела Географического общества. Новосибирск,1958. Вып. 4. С. 186.

(36) Шамахов Ф.Ф. Указ. соч. С. 70.

(37) Сибирские вопросы.1912. № 7-8. С. 95.

(38) Сибирские вопросы.1908. № 21-22. С. 31.

(39) Сибирские вопросы.1908. № 21-22. С. 31.

(40) Там же. С. 32.

(41) Там же. С. 36.

(42) Сибирская жизнь.1907. 21 июня.

(43) Сибирская жизнь.1907. 21 июня, 9 окт.,19 окт., 27 окт.

(44) Сибирская жизнь.1911. 3 нояб.

(45) Сибирские вопросы.1908. № 37-38. С. 66.

(46) Сибирские вопросы.1909. № 38. С. 46; Шамахов Ф.Ф. Внешкольное образование... С.72.

(47) Сибирские вопросы.1909. № 36. С. 46.

"Исторический ежегодник", год, страница 57-67.

© Омский государственный университет, 1999

Перепечатывается с сайта:

http://www.omsu.omskreg.ru/histbook/articles/y1998/a057/article.shtml

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС