Владимир Базарный |
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
|
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Владимир БАЗАРНЫЙ:Мальчиков к девочкам не пускать!Профессор Базарный предлагает новые технологии защиты здоровья детейВ истории Новосибирской области приезд Владимира БАЗАРНОГО, доктора
медицинских наук, профессора, педагога, руководителя Научно-внедренческой
лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской
области, событие знаковое. По крайней мере так оценили сей визит те
представители медико-педагогической общественности, что пришли на встречу с
этим удивительным человеком. Зал НИПКРО, где выступал Базарный, не вместил
всех желающих, люди стояли даже в проходе. Двадцать пять лет профессор Базарный проводит системное исследование учебных методик, режима, эргономики, учебной деятельности и пришел к выводу, что существующая система обучения сориентирована против природы ребенка. Поэтапно, шаг за шагом, на протяжении десяти лет образовательное учреждение работает на истощение иммунозащитных сил детского организма, его нервно-психической энергии, подавление реактивных процессов и закрепощение духовно-творческого и телесно-физического потенциала. Закрытые помещения, ограниченные пространства, неестественно напряженная поза во время урока, нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты на взлете. Против ребенка — чрезмерное увлечение школы методиками «интеллектуального» развития в ущерб эмоционально-образному. Результат такого обучения — так называемый школьный шок, неврастения и ранняя стенокардия, не говоря уже о близорукости, нарушении осанки, расстройстве внутренних органов и деградации детородных функций. Что же предлагает доктор Базарный взамен «классической» модели? Целостную методологическую систему телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения ребенка. Суть его педагогических технологий сводится к строительству учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, на основе ситуационно-образного моделирования, единства слова, образа и действия, национально-культурных традиций, художественного рукотворчества, всеобщего трудового и музыкального воспитания. Больше движений, созидания, живых ощущений окружающего мира! Базарный за раздельное обучение мальчиков и девочек; за письмо перьевыми ручками, за смену динамических поз во время урока, для чего используется специальная мебель, тумбы с наклонной поверхностью — «конторки» (часть урока ребенок стоит за конторкой, часть — сидит за партой). В школах Базарного дети «своими руками творят по законам искусства окружающую их среду». Доктор Базарный не открыл Америки новосибирским учителям. Тот страшный факт, что школа подрывала и продолжает подрывать телесное, психическое и духовно-нравственное здоровье детей, педагоги, оказывается, знали всегда. И не нашлось в зале ни одного человека, кто бы встал и возразил «еретику» Базарному, что наши школы и наши учителя самые лучшие. Ни один присутствующий директор не отважился отрапортовать по привычке о достижениях своего образовательного учреждения — количестве медалистов, проценте поступивших в вузы, победах в олимпиадах и других показателях, по которым мы привыкли оценивать ту или иную школу. И даже начальник Департамента образования Владимир Иванов, поддавшись настроению, припомнил случаи из своего директорского прошлого, когда дрался с педагогическим коллективом за право существования в школьной среде одного хорошего парня, который не хотел хорошо учиться, но здорово играл в хоккей и стал в итоге знаменитым хоккеистом. В оценке профессионализма человеческий фактор куда важнее педагогического опыта. Жаль, что немногие помнят об этом. А вместе с тем, как говорят психологи, осознание проблемы — первый серьезный шаг к ее решению. В Новосибирске определенный перелом в сознании уже произошел. Не во время встречи, конечно, немного раньше. По крайней мере, понимание трагичности нынешней ситуации и добрая воля к ее изменению наблюдалась со стороны и рядовых педагогов, и управленцев, отвечающих за сферу образования и здравоохранения. Планов у Департамента образования Новосибирской области много. Это и организация курсов для педагогов по изучению программы Базарного, и популяризация уже имеющегося в городе опыта, и совершенствование системы мониторинга в школах. Идея пригласить в Новосибирск доктора Базарного принадлежала супруге губернатора — Наталье Толоконской, врачу-инфекционисту и председателю попечительского совета Новосибирского отделения Российского детского фонда. Причем, судя по эмоциональным выступлениям супруги губернатора, настроена Наталья Петровна против «здоровьегубительного школьного конвейера» весьма решительно. Ей ли, как врачу, не понимать, что в конечном итоге речь идет не только о школе, но и о самосохранении и спасении нации, как бы патетически это ни звучало. За детское здоровье Базарный бьется почти тридцать лет. О его здоровьеохранительных программах и системе воспитания здоровых детей много пишут в прессе. Сам профессор часто путешествует, выступает на семинарах перед педагогами и врачами. Одна из ярких единомышленниц Базарного — врач областного фонеатрического центра Ольга Фетисова. В свое время специалист по слову Ольга Геннадьевна заметила, насколько невыразительно звучит детская речь с позиций фонетики. У юного поколения голоса тихие, глухие, направленные внутрь себя. А причина такой какофонии опять-таки в тех педагогических технологиях, с помощью которых детей в начальной школе учат читать. То же послоговое чтение, например, или вредная во всех отношениях методика «Позови звук». Вот и получается, что говорят наши дети «не по тем принципам», которые необходимы. Поработав с младшими школьниками в нескольких новосибирских школах, Ольге Геннадьевне удалось ритмизовать речь малышей. Причем результаты оказались мгновенными. Однако не допускать ошибок при обучении все же лучше, чем исправлять их впоследствии. Боролась Фетисова и против таких губительных для психики ребенка явлений, как техника чтения на время и безотрывное письмо, обращалась даже в Государственную Думу. — Сегодня Новосибирск готов к тому, чтобы принять философию Базарного, — сказала мне ведущий специалист Департамента образования области Елена Плетнева. И действительно, в отношении здоровьесберегающих технологий отсталым Новосибирск назвать трудно. Одних только организационно-методических структур в городе несколько — областной Центр диагностики и консультирования, городской центр образования и здоровья «Магистр», детский психоневрологический центр «Синеглазка». Что касается образовательных учреждений, здоровьесберегающей деятельностью занимаются в области около 200 школ. Причем многие идеи и методические разработки напрямую перекликаются с программой Базарного. Есть школы, которые работают с конторками, кто-то «силен» адаптивной физической культурой, другие развивают детей с помощью хорового пения. Уникальны опыт школы-интерната №133 для детей с патологиями опорно-двигательной системы, школы-интерната № 39 для слабовидящих детей. Причем в этих образовательных учреждениях экспресс-диагностика детей проводится как раз на том высоком техническом уровне, который в идеале должен быть во всех школах и детских садах, уж коли мы говорим о здоровье как приоритетном направлении. И все же не лукавим ли мы отчасти? Не единожды прозвучала во время встречи с ученым фраза: «когда готов ученик, приходит учитель». Но готов ли учитель? Не тот «продвинутый» с горящими глазами и жаждой изменить мир, а самый что ни на есть рядовой, среднестатистический, немного инертный, замотанный собственными и школьными проблемами, а самое главное — не желающий что-либо менять в себе, а тем более в привычной системе управления образовательным процессом. — Иногда мне кажется, что мы играем в опасную игру, которая называется здоровье, — сказал на встрече кандидат биологических наук, сотрудник НИПКРО Олег Головин. — Взять те же пресловутые группы ЛФК, которые в большинстве школ сегодня ведут неспециалисты. Или диагностика ребенка — процесс во многом формальный, потому как качественно провести ее можно только на дорогостоящем оборудовании. Где его взять? Что касается учебного процесса, то последний все время в развитии, его постоянно интенсифицируют и углубляют. Взгляните на наши учебные планы и программы! Поэтому прежде всего, на мой взгляд, надо определиться, какая школа нам все же нужна: ориентированная на здоровье ребенка или направленная на получение знаний. Это два взаимоисключающих понятия. В перерыве я разговорилась с молодым психологом 41-й школы Дарьей Юдиной.
С начала нового учебного года в 41-й откроют экспериментальный класс, в
котором начиная с 7 лет детей будут учить «по Базарному». Уже закуплены
конторки, оборудован кабинет, подобраны специалисты: психологи, логопеды,
реабилитологи. Есть в программе ритмика, музыка, изобразительное искусство.
За детей, конечно, радостно. Но вот парадокс нашего времени.
«Экспериментальными» мы называем классы, которые «работают» на здоровье
детей, а нормой является школа, которая это здоровье разрушает. Очень
хотелось бы верить, что все встанет на свои места, хотя бы на региональном
уровне. Новосибирск "Учительская газета" N 22, 31 мая 2005
г. Оригинал текста размещен по адресу http://www.ug.ru/?action=topic&toid=9646&i_id=111
|
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |