Владимир Базарный |
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
|
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Доктор Владимир БАЗАРНЫЙ:ПОВЕРНИСЬ, РОССИЯ, СЕРДЦЕМ К ДЕТЯМУченые-демографы уже десятилетие бьют тревогу: «Караул! Вымираем!» Ежегодно население России сокращается почти на миллион человек. На вопрос: почему это с нами происходит? — ответ есть и у доктора медицинских наук, профессора Владимира Базарного. Ученый, врач, педагог, «Человек года в образовании-2000», он почти тридцать лет занимается детским здоровьем. Наша встреча с Владимиром Базарным состоялась в его научной лаборатории, что находится в подмосковном Сергиевом Посаде. Здесь не первый год ведутся комплексные исследования здоровья детей. — Владимир Филиппович, в одном из своих недавних выступлений вы весьма категорично заявили: «Звонок прозвенел! Время «Избиения младенцев» (время Беслана) продолжается!» Я знаю вас как специалиста по здоровью детей. Вы хотели сказать, что уровень духовно-нравственного и физического воспитания детей и подростков достиг в нашей стране критической отметки? — Да. Между праздничным звонком 1 сентября и теми событиями, которые произошли в 1-й школе Беслана, есть глубокая мистическая связь. Она заключается в массовом принесении детей в жертву миром взрослых. У нас сложилась тяжелейшая демографическая ситуация. Уже несколько поколений здоровые люди практически не рождаются. Речь идет о неуклонном ухудшении физического, психического и нравственного здоровья, понижении резервов жизнеспособности населения в нескольких поколениях. В итоге — депопуляция, то есть вымирание русского народа, других народов России. И происходит это не только в силу сложившихся социальных и экономических условий. В обществе исчезает главная доминанта — нацеленность на ребенка, семью, и, как следствие, появляются чуждые природе воспроизводства полноценных людей модели воспитания и обучения. Может быть, я говорю жестко и резко. Но можно ли спокойно наблюдать, что происходит с молодыми людьми, с нашим будущим?! Страна в шоке от теракта в Беслане. Не приведи Господь никому испытать ужас, отчаяние и боль, выпавшие на долю безвинных жертв. Террористы совершили тягчайшее, ни с чем не сравнимое преступление. Все общество пришло в движение. Мы признаем: после Беслана жить по прежнему нельзя. А в то же время каждый день и час, год за годом на наших глазах вершатся другие преступления — не такие кровавые, более тихие незаметные для общества. Это преступления власти и государства, всех взрослых перед детьми, их будущим и будущим страны. И никаких движений!.. Никаких призывов к действию! Давайте наконец внятно ответим на вопрос: почему здоровье и жизнеспособность новорожденных в блокадном Ленинграде была выше, чем у младенцев нынешних? Вот почему с болью и тревогой я говорю: «Звонок прозвенел!» — Вы — известный ученый, детский хирург, автор и разработчик многих методик здоровьеразвивающей педагогики. Ваша последняя книга называется «Школьный стресс и демографическая катастрофа России»... — Готов ответить за каждую строку в этой работе. Фундаментальной наукой доказано: десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от школы. Здоровье детей, молодых людей, народа ухудшается обвально. Наш последний реальный шанс сохранить себя как нацию состоит в том, чтобы отмобилизовать все силы общества и власти на пресечение корневых механизмов развития заболеваемости и сверхсмертности. Мы должны переориентировать систему образования и здравоохранения на подлинную профилактику болезней. Далее. Политическая власть, если она «наша», должна и обязана взять на себя ответственность за «русский крест», как сейчас называют происходящую в России демографическую катастрофу. Необходимо безотлагательно остановить чуждый природе детского организма здоровьегубительный школьный конвейер. Утверждаю: школа может и обязана стать здоровьеразвивающей. — А пока... — А пока мы видим вечно сидящих и вечно склоненных над тетрадью учеников. Чудовищно, но нам это даже нравится — сами были такими. Не мы ли бесконечно внушаем, что главное — учеба, получение знаний? Требования природы, детского организма — как можно больше движений, рукотворчества, живых ощущений окружающего мира, созидательных эмоций — в расчет не берутся. Взрослые подавляют и заглушают естественную страсть — моторную активность ребенка, снимают так необходимые растущему организму силовые нагрузки на опорно-двигательную костно-мышечную систему. И что в результате?! Мы вынуждаем перестраиваться весь остеосинтез, насильно формируем расслабленную костную структуру. Связанные в костях ионы кальция, ранее выполнявшие динамические функции, теперь выходят в кровь, но уже в виде солей. В результате, с одной стороны, у детей развивается костный остеопороз, с другой — появляется повышенная циркуляция солей кальция в крови. — При остеопорозе традиционно выписывают соли кальция... — Именно так поступает школьный педиатр! Заболевание не излечивается, а излишек солей в крови возрастает еще больше. В итоге к остеопорозу присоединяется остеохондроз, атеросклероз сосудов. И это у детишек! А в итоге учеников со школьной скамьи увозят с инсультами и инфарктами. Об этом сообщают газеты. А мы читаем и продолжаем гнать своих «ягнят» на детоубийственный конвейер! Гениальный русский физиолог Иван Сеченов установил: интеллект, психика ребенка формируются только на основе целенаправленных действий, особенно рукотворчества. Наши исследования показали — сегодня уже практически не осталось детей, у которых не возникали бы школьные проблемы. Чаще всего мы слышим от учителей — дети пошли не те. — Вы не согласны? — А может, уже давно у нас учителя не те?! Вместо специалистов по ребенку педвузы гонят специалистов по математике, физике, химии, «ъ» и «ь» знакам и т.д. Так бывает всегда, когда высшая власть не ставит четкого социального заказа перед Министерством образования, перед высшей школой. Вот почему выпускники наших школ — это несчастные сидельцы, выросшие вне телесно-волевых усилий. Одиннадцать лет «великого сидения», и мы имеем отрешенных от реальной жизни людей — инфантильных, безвольных, с бедной эмоциональной сферой. Инструктивно-программируемый интеллект таких молодых людей мало кому позволяет вырваться из бездны «опущенности». Более того, при безволии интеллект всегда становится на службу инстинктам. Хотим мы этого или нет, но нам пора осознать неумолимость биогенетического закона: телесно и духовно инфантильные молодые люди, пораженные массовыми школьными недугами, вступая во взрослую жизнь, рожают еще более хилое, болезненное и нежизнеспособное потомство. Вот почему сегодня Россия — это тихий «Беслан». И это не символизм. Это горькая реальность, следствие всеобщего безволия, косности и рабства — с одной стороны, и лукавства «книжников-фарисеев», запустивших в жизнь данную модель образования, — с другой. — Вы возглавляете Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области. Какие данные научных исследований вы можете привести? — Наши специалисты проанализировали состояние здоровья детей из разных российских регионов. В начале 90-х эти ребятишки начали учиться в первых классах. Признаюсь, даже мы не ожидали столь плачевных результатов: 90—95% детей оказались с хроническими заболеваниями. И эти данные подтверждают те, которые приводит Научный центр охраны здоровья детей РАМН, возглавляемый известным ученым, педиатром академиком А. Барановым. Среди сельских ребятишек здоровых еще меньше. Они больше страдают дефицитом веса, попросту, недоедают, и питание их низкокалорийное, не говоря уже о его несбалансированности. А основой России всегда было село. Деревня вынесла на своих плечах все: и голод, и тяжкий труд, и войны, требующие непомерного расхода людских ресурсов, физической выносливости и духовной стойкости. Не раз случалось в нашей истории: трещал крестьянский хребет, а выдерживал, и выходила Россия победительницей. Сегодня хребет переломан, измолочен — и обессилела держава! — И все-таки многим нашим читателям, наверное, трудно будет поверить, что в основе демографической катастрофы — школьный стресс... — Есть наши ненаучные «ощущения», и есть факты. В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором — органов пищеварения, затем болезни эндокринной системы, психической сферы. У детей до 14 лет преобладают болезни органов пищеварения, а у подростков с 15 до 18 лет — болезни костно-мышечной системы и психической сферы. К типичным школьным недугам — нарушению осанки, близорукости, искривлению позвоночника — добавляются считавшиеся прежде «взрослыми» заболевания — гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы, психические расстройства и т.д. Идет обвальное разрушение детородной конституции. На наших с вами глазах происходит величайшая трагедия: угасание жизнеспособности нашего народа. Национальная трагедия России! Да и не только России. Запад, создавший три столетия назад современную модель школы, тоже биологически вырождается. — Ваши оппоненты обычно говорят, что вы сгущаете краски, нагоняете на всех страх. — Посмотрите, в 30-х годах число не пригодных к службе в армии составляло 10%. В середине века «выбраковка» достигла 20—30%. Безусловно, критерии отбора призывников были суровыми, чего не скажешь о нынешнем подходе. Существуют инструкции с бесконечным перечнем заболеваний, при которых допускается призыв молодежи в армию. Осенью прошлого года мне довелось работать в Абинском районе Краснодарского края. Места благодатные, климат курортный. Но когда администрация края сообщила, что из 700 юношей призывного возраста лишь трое более-менее годны для службы в ВДВ, многие испытали шок. И что будет с нашей армией при таком «пополнении»?! Бывший командующий ВДВ Г. Шпак с ужасом писал в прошлогодних «Известиях»: «Посмотрите на сегодняшнего десантника, которого мы призвали. Это что-то такое щуплое, страшно нежное, с тоненькой шейкой на тоненьких ножках, с туманным взором, который ничего не отражает». Но дело не только в физических недугах. С молниеносной быстротой растут психические нарушения и уже в конце прошлых 80-х годов достигли критической отметки для духовного выживания народа и сохранения его как нации — 45%! Минуло четверть века, и сегодня эта цифра поднялась до 70—80%! Известно, что уже при переходе 50% рубежа начинается самопроизвольная цепная реакция нравственного распада общества. Вспомните об этом, когда услышите в сводке последних новостей об очередном побеге из воинской части вооруженного солдата, расстрелявшего своих же товарищей по взводу. И что вы скажете после этого? А я врач и исследователь и обязан поставить правильный диагноз. И лечить болезнь! — Но «моралисты» вам возражают: «Это экономика! Политика! Социальная неустойчивость! Пиво, наркотики! При чем тут школа?!» — Для всех родителей, учителей и власти, в том числе и для журналистов, приведу одну только цифру. Сегодня, согласно официальному документу Минобразования (№220/11—12 от 22.02.99), спустя только один учебный год у 60—70 % малышей выявляются пограничные психические нарушения. И эти данные получил Институт возрастной физиологии РАО! А из массовых пограничных психических нарушений расцветет потом целый букет: и пиво, и блуд, и наркотики, и преступления, и явные психические нарушения, и т.д. Церковь говорит: «Бог — есть Истина». Что мне говорить, если из-за бездействия родителей, власти эта истина уже страшная! Все, что кроме истины, — какой бы она ни была, — это иллюзии, фарисейство, ложь, лукавство. И эту ложь ежедневно мы слышим в рекламах и бесконечных пиарах. Миллионы наших людей оказываются обманутыми. Это говорит о психическом нездоровье одних и наглости, алчности, бесчеловечности других. Думаете, не знают о грозящей катастрофе люди, ответственные за судьбу, сохранение и процветание государства?! Еще как знают! Демографическая ситуация в нашей стране кричит о вымирании народа, а его целенаправленно подталкивают к краю пропасти многими, очень многими антинародными законами. Разве возможно при сложившемся неблагополучии со здоровьем, при бедственном материальном положении абсолютного большинства людей проводить политику платной медицины, по существу, лишающей небогатого больного медицинской помощи вообще? Вместо кардинальных решений и оперативных мер, и в первую очередь по замене здоровьегубительной школы на здоровьеразвивающую — пустые словесные декларации — и новое реформирование социальной, образовательной, медицинской политики, от которого хорошего ждать не приходится. А в целом все это есть яркий показатель, каких политиков гонят «на-гора» миллионы наших учителей (как правило, женщины). Политиков, которые по мертвым буквам познали жизнь, которые научились видеть жизнь не мужскими, а женскими глазами (речь о юношах). Которые научились много-много говорить, но не могут реально действовать, созидать, бороться с трагическими процессами, происходящими в жизни. Здесь нужно мужество. А оно не воспитано ни в школе, ни в семье! Сегодня женоподобные мужчины, воспитанные в школе женщинами и матерями-одиночками, — величайшее бедствие нашего народа. Посмотрите, никто — ни президент, ни правительство, ни главы администраций в регионах и территориях — не несет персональной ответственности за динамику демографических показателей, за качественное воспроизводство духовно-нравственного, творческого и физического потенциала россиян. Вот где корень зла. И кризис этот — системно-политический! — Но не в одночасье же это случилось. Ведущие специалисты в области детского здоровья давно бьют тревогу, взывают к обществу и властям, а результат? — Действительно, как это ни парадоксально, но первым проводником разрушительных школьных реформ является сама власть. По приказам министров-временщиков, чиновников на местах из российских школ долго и упорно изгонялось все, что развивает детей, формирует их зрелыми и здоровыми: осмысленное вдумчивое чтение, не вызывающее судорожных зажимов пальцев руки каллиграфическое письмо перьевой ручкой, физическое, художественное, музыкальное воспитание, рукотворчество, ГТО. На свалку свезли «устаревшие» парты с наклонной поверхностью, которые подбирались по росту учеников. В административном порядке насаждались чуждые природе детей «инновации» и «реформы»: чтение под секундомер, бесполое образование, одномерная мебель с горизонтальными поверхностями столов, люминесцентное освещение и многое другое. Взять хотя бы музыкальное воспитание детей. Известно, что музыка, хоровое пение являются важнейшим средством формирования здорового человека, что образование начинается с музыки. Именно музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание. Вот почему гармоничная музыкальная среда является важнейшим фактором воспитания души, формирования психического и физического здоровья народа, особенно детей. И в первую очередь песенная традиция, как самая древняя форма музыкального развития человека. Великий Глинка говорил: «Песня — душа народа». К сожалению, с огромной горечью приходится констатировать тот факт, что эту душу из народа практически вынули. Существует мировой опыт музыкотерапии, песня в буквальном смысле слова лечит людей. Все сейчас борются с наркоманией. Задействованы огромные средства, множество людей. Как врач говорю — результат будет мизерный. Приведу уникальный в мировой практике пример о лечении наркоманов в Китае. Во всех заведениях, где осуществляется такое лечение, применяются фармакологические средства, различные психотехники. Результат — менее 10% излеченных. И только в одной пекинской колонии лечат хоровым пением, поют народные песни. Результат — 100%. И внедрили этот способ лечения не министры, не академики от образования и здравоохранения, а простой полицейский комиссар. Но я говорю не столько о ликвидации последствий, сколько о профилактике, о воспитании у ребенка бескорыстия, духовного противоядия, неприятия грязи и мерзости. И, конечно же, с помощью музыки, через хоровое творчество. И делать это надо в первую очередь с младых ногтей через детский сад и школу, строго следуя оставленной нам заповеди К. Д. Ушинского: «Запоет учитель — запоет школа, запоет школа — запоет страна». А на каком месте у нас музыка в школе? Надо немедленно вернуть созидающую музыку, песню детям в систему образования. Это же так естественно и просто. Власть обычно признавала, что нововведения еще больше, чем прежняя система обучения, подрывают здоровье детей. Признают и нынче, но для поправки положения ровным счетом ничего не делается. «Дитя не плачет — мачеха не разумеет». А дитя-то плачет... — У вас есть какие-то конкретные данные? — Сколько угодно! 60—70-е годы. Школа — на пороге массового обучения с шести лет. Пока — эксперимент. Эксперимент над детьми! И что показал всего лишь один год учебы? Академик, авторитетнейший ученый в области школьной гигиены Г.Н. Сердюковская обращает внимание общества: «На усталость жаловались 80 % шестилеток..., у некоторых замедлился рост..., у каждого четвертого ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе». Но сигналы тревоги никого не остановили, и конвейер школьного стресса был запущен на полную скорость. 80-е годы. Академик Е.И. Чазов, будучи министром здравоохранения, восклицает: «За голову хочется схватиться — до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные — в 4 раза, мочеполовые — в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни — чиновничьи! Да, да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами, среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то при чем?» 90-е годы. Тогдашний министр образования Е.В. Ткаченко: «И тут я впервые узнал, что для 7—8-летних малышей контрольная работа связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете... За время обучения в школе в 4—5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить. Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит, там не та педагогика...» Добавлю к этим красноречивым высказываниям слова вчерашнего министра образования В.М. Филиппова: «За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет!» К сожалению, из миллионов родителей так не нашлось ни одного, кто бы обратился к статье 108 УПК: «Поводами к возбуждению уголовного дела являются заявления и письма граждан; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати». Жизнь убедила меня: нет ничего более страшного, чем угасание в народе мужественных юношей-отцов. На место мужества приходит только страх: «А что я могу? Если я пикну — учителя отыграются на моем ребенке!» Боже мой, и это говорят потомки тех, кто создал великое государство — Россию!.. — Да, выводы напрашиваются нерадостные. Но вы говорите: «Педагогика не та», «школьник стонет»... Где же «та» педагогика, и так ли уж все безнадежно? — Дело в том, что истоки и причины детского нездоровья имеют не медицинский, а педагогический характер. Повторяю уже почти 30 лет: ничто так не разрушает здоровье детей, как существующая организация учебно-познавательного процесса в школе и детском саду. Это уже не раз доказано. Но родители, педагоги, чиновники управлений образования не хотят слышать неудобную для себя истину, т.к. недвигающийся ребенок сегодня для всех удобен! Так что проблемы здесь глубинно психологические. Но вполне преодолимые, как показывает жизнь. Мой совет, прежде всего родителям (бабушкам, дедушкам): не надейтесь, что кто-то в школе или министерстве, или в высшей власти беспокоится о вашем ребенке больше, чем вы. Сейчас, когда начался учебный год, постарайтесь обследовать своих детей, внуков в детской поликлинике. Обратите особое внимание на зрение, позвоночник, нервно-психическую систему. Повторите обследование в конце учебного года. Сфотографируйте вашего ученика за столом при письме в школе, в так называемой «учебно-познавательной позе», в какой он обычно пребывает во время занятий. Через год сравните фотографии, результаты повторных обследований, и вы увидите, какая деструкция произошла в организме вашего ребенка: ни духовно, ни физически дети не выдерживают информационный инструктивно-программирующий пресс современной школы. Допустим, вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал инвалидом. Так не ждите — действуйте! Потребуйте от директора школы (он — единственное юридическое лицо, кто несет ответственность за сохранность здоровья учащихся), от органов образования, чтобы они строили учебный процесс в школе по здоровьесберегающим методикам. Такую программу (единственную в России) Минздрав утвердил еще в 1989 году при непосредственном участии ученых из Сибирского отделения РАМН, в структурах которого в те годы я возглавлял научную лабораторию детства. Программа называется «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детсадах и школах». Ваше родительское право — потребовать ее выполнения. Действующие законы — на вашей стороне. Назову несколько из них: «О гарантиях прав ребенка», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании». Понимаю вашу боязнь (а точнее страх) испортить отношения со школой. И все-таки попытайтесь постоять за самое дорогое — здоровье своего ребенка. Кроме вас, это не сделает никто! Вы сумели дать жизнь ребенку — сумейте его и защитить! Если бы удалось подвигнуть на это святое дело родительские комитеты и попечительские советы, которые заняты в основном поборами на ремонт, на подарки учителям, на оборудование директорских кабинетов! Не поддавайтесь ссылкам на отсутствие финансов и материальных средств. Все школы (о так называемых «элитных» помолчим) бедствуют. Однако в одних думают о своих воспитанниках, берегут их здоровье и стараются улучшить. В других — стеклянные глаза и... деньги! Затраты невелики. Скажем, сделать конторку (это такая тумба с наклонной столешницей, — что-то вроде небольшой трибуны для оратора, которая ставится на ученический стол). Во время урока ученик периодически встает за конторку и работает — пишет, читает, рисует стоя. Это один из эффективных методов разгрузки опорно-двигательной системы от утомительного сидения и профилактики болезней позвоночника. А отказаться от бездумного и безумного чтения на скорость и вовсе денег не требуется — было бы желание и понимание в первую очередь руководителей образования. Но это лишь некоторые штрихи предлагаемой нами программы, имеющей под собой фундаментальную научную базу. Эффективность наших технологий и системы воспитания здоровых развитых детей многократно подтверждены экспертизами академической науки, еще в 80-х годах поддержаны Сибирским отделением АМН СССР и известными учеными, защищены 44 патентами. Суть наших технологий — в строительстве учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и «зрительных горизонтов», на основе ситуационно-образного моделирования, единства слова, образа и действия, национально-культурных традиций, художественного рукотворчества и так далее. Такая школа укрепляет и развивает здоровье, способствует более глубокому и прочному усвоению знаний. Технологии просты, доступны, не требуют больших финансовых затрат. А вот если директор не слышит вас — действуйте в соответствии со статьей 108 УПК. — Владимир Филиппович, вы бьетесь за детское здоровье почти тридцать лет. Есть ли результаты? — Там, где люди сумели вырваться из скорлупы косных стереотипов, есть убедительный опыт работы по нашим технологиям и отличные результаты. Начинали мы еще в 70-е годы в Красноярском крае на отдельных школах. Единичные школы разбросаны сегодня по всей России (более 1000 школ и детских садов. — Л.Г.). Получен положительный опыт на Украине, в Белоруссии. Широкомасштабный эксперимент социальной здоровьеразвивающей педагогики в 90-е годы был проведен в Республике Коми под руководством ее бывших главы Ю.А. Спиридонова и министра образования Н.А. Садовского. Позже инициативу подхватили губернатор Ставропольского края А.Л. Черногоров со своими ближайшими помощниками. В различные годы в Республике Коми число школ и детских садов, работавших по здоровьеохранительной программе, достигало 480 учреждений! И это в «завальные» 90-е! Разве это не подвиг учителя?! В итоге в наших школах дети растут совсем другими, до 95 % сохраняют и укрепляют здоровье, в то время как столько же его теряют в условиях разрушительного обучения. Все, кто хочет посмотреть наши технологии в действии, могут побывать в 760-й московской школе, где трудится замечательный коллектив педагогов во главе с Владимиром Юрьевичем Гармашом. Еще пример: 103-я школа города Железногорска Красноярского края (директор Е.Н. Дубровская). Здесь во всех классах, начиная с первого, введены лишь отдельные элементы программ — конторки, раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек и др. Но практически все выпускники признаются годными к службе в армии, до половины их и больше заканчивают школу с медалями. Замечательные результаты получены еще в 80—90 годы в г. Стрижевом. Многое можно поправить — была бы воля родителей и педагогов. Через каких-то 10—15 лет мы получили бы другое поколение! С благодарностью я называю имена настоящих защитников детей, подвижников, патриотов, содействующих становлению в России здоровьеразвивающей системы образования: члена Совета Федерации от Ставропольского края, бывшего первого заместителя министра образования СССР А.А. Коробейникова, его помощника В.В. Берчуна, президента Федерации детских и юношеских хоров России композитора Г.А. Струве, зам. председателя Комитета по обороне Государственной думы III созыва В.Н. Волкова, журналиста Л.А. Сычеву. Разворачивается работа в Калужской, Пермской, Вологодской областях. Дело — за инициативой других регионов! — Наверное, процессы реального, а не мнимого и даже вредного, как сейчас, реформирования пойдут эффективнее, если создать необходимое благоприятное общественное мнение, вооружить знаниями технологий по доктору Базарному миллионы родителей, педагогов, медиков, управленцев? — Трагедия угасания телесного, психического здоровья, а в целом жизнеспособности народа — национальная проблема. Решение ее возможно лишь в русле целостной и ответственной государственной политики воспитания и образования здоровых поколений детей и подростков! Но о какой государственной политике можно говорить, если ежедневно миллионы черных телеящиков-«дзотов» в упор расстреливают души детей! Телеубийство душ по своим долгосрочным последствиям страшнее, чем убийство физическое... Это маньяки с растленными душами поджидают наших детей и матерей в подъездах, парках, скверах... Так и хочется заорать на всю Россию! Президент! Отец нации! Где ты? Твоих детей и матерей насилуют! А ты молчишь! Так и хочется закричать! Женщины! Сестры! Голосуйте только за тех, кто реально проводит национально ориентированную политику, для кого ваши дети — высшая ценность. Дальше молчать и бездействовать просто нельзя, преступно! Как повернуть глухую, слепую, равнодушную власть к России и ее детям?! Только волей и силой духа каждого и всех вместе! Беседовала Луиза ГЛАДЫШЕВА.
"Советская Россия" N 136 (12607), суббота, 23 октября 2004
г. Оригинал текста размещен по адресу http://www.sovross.ru/2004/136/136_4_1.htm
|
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |