Вячеслав РУМЯНЦЕВ
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2004 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

2004 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

Откуда пошла Германия?

От Священной Римской империи к ФРГ

Хаген Шульце. Краткая история Германии. Москва, 2004.

Учебник «Краткая история Германии» явился первым серьезным шагом на пути осмысления того места ФРГ в веках и в мире, которое страна заняла после ее воссоединения. Десятилетие минуло с того момента, когда два суверенных государства, возникших на немецкой земле после Второй мировой войны, слились в одно единое целое. Еще в то время политические обозреватели предрекали возрождение былых имперских амбиций. И вот в этом году специально для российских читателей, для студентов и преподавателей вузов Российской Федерации издана книга, в которой отражена новая немецкая идеология, дана современная система координат: что есть что и кто есть кто в прошлом Германии от ее зарождения до сих пор.

Читатель будет удивляться с первых же строк этого издания. Оказывается, немецкая история началась не в глухих германских лесах, а в городе Риме… Автор с глубоким убеждением доказывает абсолютную справедливость этого и других подобных же тезисов. Что и говорить, взгляд на прошлое нашего соседа и вечного друга-врага непривычный. Правда, враждебным по отношению к России его назвать нельзя, скорее, наоборот. Хаген Шульце акцентирует внимание читателя на удачных моментах нашей общей истории, когда обе страны находили язык. Пример Раппальского договора известен даже российскому школьнику. А вот мельница близ селения Тауроген в качестве символа дружбы и братства по оружию прусских и русских солдат (и повод для неприятных для Запада воспоминаний) нами почти забылась. Здесь фон Йорк и Дибич договорились о совместных военных действиях против Наполеона.

Плакат 1935 г. Таблица немецких рас.

Особого внимания в учебнике заслуживает описание периода фашистской диктатуры, естественно с осуждением. Господствовавшая в ту пору в Германии расовая теория проиллюстрирована сравнительной таблицей трех рас: фас – профиль, мужчина – женщина. Вот ариец – светловолосый, голубоглазый. Вот чернявый еврей. А на этом портрете легко угадывается славянин – простовато-добродушный и недалекий увалень. Сегодня, с высоты современного знания антропологии, мы доподлинно знаем, что славяне вообще и русские в частности представляют собой самых характерных европейцев. То есть именно индоевропейцев, которых нацисты именовали арийцами. И убежденность вождей Третьего рейха в неполноценности наших отцов и дедов говорит лишь об ущербности образования фюрера и специалиста по выведению новых пород птиц Гиммлера. Кроме доктора Геббельса, более ни один фашистский лидер не имел высшего образования. Адольф Гитлер не читал главные труды основоположников расовой теории француза Артюра де Габино и онемеченного англичанина Хьюстона Чемберлена.

Что интересно, точка зрения автора на нацистский период германской истории согласуется с традиционной российской (советской), однако отличается от нее. Советская историография в течение полувека создавала схематизированную картину действительных событий, в которой зачастую не хватало непосредственного человеческого восприятия. В «Краткой истории Германии» есть живая ткань, та непосредственность, которой не доставало нашей историографии. Так, автор приводит фрагмент встречи на улицах Парижа молодого человека в униформе с двумя еврейскими девушками, у которых к костюмам прикреплены шестиконечные звезды – знак расовой ущербности. Не еврейки, а молодой человек испытал жуткое смущение… за то, что на нем форма солдата «вермахта». Вспомним, в наших учебниках истории всегда преобладали черно-белые тона: «герои» боролись с «врагами». А здесь – не поймешь, кто воплощает в себе зло: девушки ли, гитлеровский солдат ли.
Итак, в книге дана мировоззренческая система, не соответствующая нашему традиционному восприятию истории. Почему? Да потому, что это немецкое видение немецкой же истории. Самой большой ошибкой стало бы слепое копирование целых блоков информации из «Краткой истории Германии» для нужд учебного процесса. На мой взгляд, негоже прививать российскому студенты или школьнику вырванные из чужого исторического и идеологического контекста «картинки». Однако, если подходить к делу, как говорится, с умом, то из книги можно извлечь немалую пользу для изучения прошлого нашего соседа, великой центрально-европейской державы. Для этого школьному учителю или вузовскому преподавателю необходимо выбрать наиболее интересные для конкретной учебной программы фрагменты и сформулировать в помощь учащимся вопросы для анализа текста. Пусть, например, студенты аргументировано выскажутся по поводу утверждения автора, будто бы не только Гитлер несет ответственность за развязывание второй мировой войны, но и Сталин тоже.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС