Анатолий АРТАМОНОВ |
|
2004 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анатолий АРТАМОНОВ, губернатор Калужской областиМуниципализацию нельзя проводить как коллективизациюКогда Государственная Дума обсуждала Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, звучали предложения: давайте сначала “обкатаем” эти принципы в нескольких регионах, а потом проголосуем. Закон тогда приняли, но и здравую идею не отвергли — экспериментальные площадки для работы местного самоуправления были созданы. Одной из них стала Калужская область. О достижениях и проблемах становления новой двухуровневой системы местной власти рассказывает губернатор Калужской области Анатолий АРТАМОНОВ. — Децентрализация власти проводится не только у нас, но и в Западной Европе. Вы видели, как это происходит в других странах, хорошо знаете, какие процессы идут в Калужской области и у ваших соседей. Есть ли различия в этом, казалось бы общем для всего мира, процессе? — Децентрализация на Западе идет полным ходом. Там обширный круг вопросов сегодня вправе самостоятельно решать органы местного самоуправления. Но есть и очень существенное отличие. В Европе из регионов на места делегируются полномочия, но и сами графства, округа, земли получают новые государственные функции от центра. Там происходит усиление не только муниципального уровня, но и регионального. У нас же лишь субъекты Российской Федерации делятся властью с органами местного самоуправления. Однако, я надеюсь, эта политика в нашей стране будет корректироваться. По крайней мере, обсуждение проблемы не завершено. — Вы строите в Калужской области двухуровневую модель организации муниципальной власти? — Она уже показала свою жизнеспособность. Конечно, не обходится и без шероховатостей. Пока при строительстве местной власти слишком большую роль играет субъективный фактор, возникают трения между руководителями соседних муниципалитетов, они не могут вместе ужиться. В Законодательное Собрание области и ко мне приходят письма, например, с предложениями ликвидировать соседнее муниципальное образование. Все это — явное свидетельство того, что в ныне действующем законе далеко не все положения изложены точно и ясно. В области эпизодически вспыхивают “войны суверенитетов”. Представьте себе такую ситуацию: в одном районе Калужской области создано пять муниципальных образований, каждое из которых по Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и по соответствующим региональным нормативным актам может претендовать на исполнение государственных функций. То есть каждое может получить от областного Законодательного Собрания равные государственные полномочия, значит, рассуждают на местах, у всех пяти и права равные. Тут же возникают трения между этими органами самоуправления. “Почему мы должны ходить на поклон в районный муниципалитет?!” — возмущаются в поселковом совете. — Вы говорите о какой-то абстрактной ситуации или в области возникают реальные конфликты из-за дележа государственных полномочий? И что вы предпринимаете в подобных случаях? — Вполне конкретно, а именно в Дзержинском районе с пятью муниципальными образованиями были подписаны соглашения о передаче им государственных полномочий из ведения администрации области. А потом между органами самоуправления пошло, я бы сказал, бурное брожение. Но мы не позволили конфликту разгореться — ввели районную администрацию (она расположилась в райцентре). В итоге муниципальные образования удалось примирить. Кстати, это преобразование прошло без увеличения численности управленцев в районе. Вместе с государственными функциями перемещаются и чиновники: были в распоряжении районного муниципального собрания — перешли в районную администрацию. И расходы на управленцев не увеличились, и источник трений между органами самоуправления ликвидирован. Будь то Дзержинский районный муниципалитет или Полотняный Завод — все теперь на равных правах общаются с районной администрацией. — Предоставление муниципалитетам государственных полномочий и их изъятие — самый яркий эпизод в калужском эксперименте? — У нас накопился обширнейший опыт работы местной власти, в том числе и практика ликвидации муниципальных образований, как это ни печально констатировать. Четыре органа самоуправления самоликвидировались. Например, было два муниципальных образования — Таруса и Тарусский район. В городе посчитали, что делиться на два органа власти нерационально. Лично я не разделяю эту точку зрения, уверен, что подобные старинные города должны развиваться самостоятельно, с учетом исторически сложившегося характера застройки. Но здесь не губернатор распоряжается, а жители голосуют. Вот и приняли такое решение. Видимо, не выдюжили груз самостоятельности. У них между районом и городом начались нескончаемые тяжбы, которые другим способом разрешить не удалось. Но из подобных неудач можно извлечь и пользу. В ходе всех этих реорганизаций мы создали модель на будущее — как надо передавать государственные полномочия, а как этого делать не следует. Причем опыт полезен не только для городов и весей нашей области, но и для других регионов. Его следует учесть при внесении изменений в федеральный закон. — Муниципалитеты сами приняли решение о роспуске, а вы не хотели их распускать, попытались повлиять на местную власть? — Я убежден в том, что муниципализацию нельзя проводить, как в свое время внедряли коллективизацию. Образование местного органа власти — результат работы самого населения территории и одновременно награда за достижения. Юридическое оформление должно быть лишь фиксацией сделанного жителями города или поселка фактически. Областная администрация, конечно, пыталась удержать эти муниципалитеты, сохранить их. А что тут сделаешь, если они самоликвидировались?! — Какие недостатки законодательства о местном самоуправлении нагляднее всего проявились в калужском эксперименте? — Я думаю, что в Калужской области выявились проблемы, которые существуют по всей России. У нас в стране самое большое количество избранников народа, работающих на освобожденной основе. Такого нигде в мире нет! Потому у избирателей и возникают сомнения в благородстве устремлений граждан, идущих в депутаты. В Европе отношение к выборной работе совсем иное. Вот мы недавно подписали соглашение с немецкой землей Северный Рейн — Вестфалия, изучаем ее систему управления. В округе живет пять миллионов человек. В ландтаге — ни одного депутата, получающего за свою деятельность зарплату. Обязанности председателя собрания выполняются поочередно: каждые полгода из депутатов избирается очередной руководитель. Общественное признание — вот плата за их работу. Аналогичное положение с мэрами, которые в большинстве городов Германии работают на неоплачиваемой основе. Менеджеров, управляющих городским хозяйством, нанимают за зарплату, а представители народа работают, как у нас это называется, на общественных началах. Нередко из экономии они применяют такой подход. Например, пять немецких муниципалитетов, как и наши пять сельсоветов Дзержинского района, не пытаются взять каждый на себя как можно больше полномочий, а кооперируются: снимают маленький офис, сажают в него одного депутата и бухгалтера к нему. И эти “полтора” человека осваивают довольно-таки большие деньги, спускаемые федеральным правительством на благоустройство сельской местности. — Чем же таким особенным наш депутат отличается от немцев “и разных прочих шведов”? — У нас, к сожалению, депутаты превращаются, по сути дела, в чиновников. Просто диву даешься: если у нас что-то по закону можно, то нашему человеку обязательно надо эту возможность выбрать до дна! Столько управленцев работает, что управление территорией захлебывается! Каждый муниципалитет стремится иметь собственный офис, герб, гимн, секретаршу, служебную машину с персональным водителем. А если мы про шведов вспомнили, так в Швеции во всем государстве только два водителя служебных автомобилей — у короля и у премьер-министра. — Сравнение, конечно, поучительное. А материально европейцы нам помогают? Удается ли привлекать инвестиции в Калужскую область? — Половина всего моего рабочего времени тратится на добывание инвестиций. Деньги ох как нужны! Сегодня областное Собрание разрабатывает и принимает законы о границах муниципалитетов. А что дальше? Кто будет платить за оформление границ, составление кадастрового плана? Тот, кто принимает закон, должен и обеспечить финансирование. Областная администрация над этой проблемой работает. Но ведь инвестор идет от Москвы. Ставит на карте ножку циркуля в Кремле, а другую... не далее ста километров. И это — современное достижение, прежде они до Калужской области не добирались. Инвестор в наш регион пришел: в Жуково, в Боровск. Но Малоярославец, расположенный в 120 километрах от столицы, для него еще слишком далек. Да и в ближние к Москве города привлекать капиталовложения непросто. Заморские гости общаются исключительно с губернатором, причем первое время все разговоры ведутся конфиденциально. А потом — вдруг как снег на голову сваливается инвестиционный проект в какое-то муниципальное образование. Органы самоуправления не готовы к освоению средств. Порой возникают казусы, например территория площадью в пять квадратных километров и с населением в восемьсот человек вдруг получает в бюджет триста миллионов рублей! И вопрос тут не в том, как администрации области отнять эти деньги у муниципалитета и присвоить. Если в силу географической ориентации инвестора нам удается привлечь деньги только в муниципалитеты вдоль восточной границы области, то ведь и западным районам тоже надо дать возможность выживать. На официальном языке это называется комплексным развитием территории субъекта Российской Федерации. Причем действовать надо сегодня, до полного вступления в действие нового Закона о местном самоуправлении. Как говорят моряки, об этом надо думать еще на берегу. Политика расспрашивал Вячеслав Румянцев,
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |