Вячеслав РУМЯНЦЕВ |
||
2003 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вячеслав РУМЯНЦЕВБУКВА, ЦИФРА, НОТАОт природы каждому дан абсолютный слухВ этом году 8 декабря исполняется 70 лет педагогу, просветителю, хормейстеру, композитору и дирижеру Георгию Александровичу Струве. За 50 лет преподавательской работы он воспитал свыше десяти тысяч учеников. Созданная им хоровая студия «Пионерия» объехала с выступлениями более сотни городов России и множество стран. Ежедневно питомцы Струве где-нибудь поют: то на записи к Новогоднему празднику, то в консерватории на концерте, то на репетиции «певческого поля». Особого восхищения заслуживает созданная Георгием Александровичем уникальная методика обучения хоровому пению детей, начиная с трехлетнего возраста. В городе Железнодорожном, близ станции Кучино в тени стандартных жилых домов притаилось старое двухэтажное здание, крашенное охрой, со скромной табличкой «Пионерия». Фойе хоровой студии ничем не отличается от заурядной рекреации средней школы провинциального городка. Зарешеченный струганными рейками гардероб, покрытый грубыми бетонными плитами пол, крепко сбитые деревянные скамьи да сильно поношенные кресла из кожзаменителя. Лишь большие листы ватмана с фото-отчетами о поездках, выставках, вечерах поэзии, капустниках и конкурсах говорят о том, что здесь происходит что-то необычное. Я приехал слишком рано, было время рассмотреть пустые сонные коридоры. Георгий Струве порывисто вошел, поздоровался и молнией взлетел по лестнице на второй этаж, шагая через ступеньку на вторую, на третью. И не дашь 70-ти лет. Легкий, быстрый, энергичный. Я поинтересовался, как юбиляру удается сохранять форму. - У меня годами не было отпусков. Я каждое лето проводил с ребятами, в трудовых и певческих лагерях. Не верится, что мне уже 70 лет. Но с ребятами скучать не приходится. Я зарядки летом в певческих лагерях всегда провожу сам. Мы вместе с детьми бегаем по утрам, в море купаемся. Мы продолжили разговор о принципе, который сформулировал М.И. Глинки: «Песня - душа народа». Сейчас у нас нашу душу отняли. Молодежь совсем не поет. Не поют уже и 35-летние. Как вернуть пение? Как вернуть душу народную? Что делать? - Вот мы и делаем. - Ответил Георгий Александрович, - 50 лет мы всем своим существованием демонстрируем, что певческие способности есть у всех; неспособных к пению людей нет. Неспособность - надуманная идея. Сегодняшние ученики Георгия Струве - внуки тех, кого он начинал приобщать к миру прекрасного, будучи 20-летним учителем пения. Не сразу далось нынешнее понимание роли песенной культуры в жизни народа. Общение с Дмитрием Кабалевским вывело на широкую дорогу. - Нацию объединяет язык и песня. Советский Союз объединял русский язык и песня как второй язык. Мы пели песни и Бабаджаняна, и Раймондса Паулса, и Соловьева-Седова. Песня была единым языком всех народов. Георгий Александрович рассказал, как непросто было начинать. И в советское время на протяжении многих лет хоровую студию «Пионерия» все хотели закрывать. Она не попадала в реестр… Это была новая форма работы. До того существовали отдельно музыкальные школы, отдельно - хоровые коллективы, которые не могли развиваться, так как музыкально они были неграмотными. Музыкальные школы во главу угла ставят не совместное пение, а инструментальную игру. Человек научился играть «Собачий вальс», закрыл инструмент и все. И вот тогда в поселке Вишняково, появилось нечто иное, о чем Дмитрий Кабалевский сказал: «Здесь сочетаются творчество и образование». Из-за этого студия и не вписывалась в установленные юридические каноны. «Пионерия» была незаконным ребенком. Разрешение на свою деятельность она получила лишь в 1976 году. Эту же дорогу прошли многие последователи Георгия Струве. А за ними уже идут тысячи. Но и ныне работать не стало проще. - Сегодня у нас отсутствует правильное отношение государства к музыкальному образованию. Распались филармонии и музыкальные редакции. Не печатаются ноты. А это пространство заполнилось чужой музыкой. Мы и не хотим смотреть американские боевики, а больше нечего… Мы воспринимаем чуждую нам культуру, которая нас разъединяет. Уже не на пространстве СССР, а в России нас сплачивает только русский язык, а не музыка. И тогда все народы России начинают петь лишь свои национальные песни. Общих песен нет. Даже государственный гимн не поем. Это ведет к еще большему разобщению государства. Георгий Александрович подробно рассказал о своей уникальной методике. Я слушал его и видел перед собой, как бережные руки расчищают заилившийся, забитый опавшими листьями и обломившимися сучьями родник, как из него постепенно начинает бить холодная струя, чистая, прозрачная. Хоровая студия начинает работать с детьми с трех лет, когда природный абсолютный слух еще не забит безвозвратно, пока у маленького человечка не выработался комплекс неполноценности от грозного окрика: «Тебе медведь на ухо наступил», пока жива тяга к самовыражению через пение. Формула грамотности «буква - цифра - нота» к таким маленьким детям еще не применима. Их еще предстоит научить писать, считать и читать настоящие ноты. Поэтому на начальной ступени обучения особенно важны жесты. Методика Георгия Струве состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Используются ручные знаки. Сжатый кулачок - поется «раз», кисть вверх - «два», рука ладонью вниз - «три». Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», «три» выше чем «два». Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада. Систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как «нотный стан»), интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании с дошколятами песен Георгий Александрович преследует две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым развивается общая музыкальную грамотность детей. Они постепенно готовятся к будущему пению по нотам. И так Георгий Струве вместе с коллегами ведет ученика с младенчества к вершинам музыкального творчества, не прерывая песни. Дети поют на занятиях, на вечерах и во время поездок, летом в трудовых и в специальных певческих лагерях. Из тонкого ручейка образуется уверенный мощный поток, сохраняющий прежнюю кристальную чистоту. Все этапы работы с ребенком продуманы и детально расписаны. Существует целая концепция, создана подробная программа, уже отработана методика для разных возрастных групп. Речь идет не только о школьном уроке, а о музыкальном воспитании с рождения ребенка, с колыбельной песни матери. Ведь у Георгия Струве поют и родители, существует даже хор пап. Ученики прекрасно исполняют множество песен. Каждый из них знает более ста стихотворений. А поют они не просто «песенки». Это стихи М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.С. Пушкина… Георгий Александрович уверен, с пением можно выучить и русский язык, и литературу, и иностранные языки (он работал с финнами, которые по такой методике изучают русский). Песней можно объединять разные предметы. Физкультурой или математикой не объединишь, а пением можно. Однако даже детально отработанной методикой всех проблем не решишь. До сих пор государственные мужи недооценивают значения певческой культуры. Одной физкультурой, военно-патриотической работой (организованной преимущественно на стадионах) нельзя поднять дух народный. Да и с кем поднимать? Сегодня выпускнику музыкально-педагогического факультета чтобы заработать одну ставку (одну тысячу рублей), нужно руководить одновременно восемнадцатью хоровыми коллективами. Мужчины уже ушли из музыкальной школы. А для сохранения национального самосознания нам нужна поющая школа. И Георгий Струве знает, как ее такой сделать. Он поведал о своей поездке в Тольятти. Город целиком принял программу «Пионерии». Это будет поющий детский сад, поющая школа, поющие родители и выход на большие «певческие поля». В их распоряжение Георгий Александрович передал многократно отработанные методики, которые составлены на основе обобщения опыта как нашей, так международной практики. Я поинтересовался, чего Александр Георгиевич ждет от своих друзей и учеников к своему дню рождения? - Для меня главное - не громкие слова, а дальнейшее развитие нашего дела, которым я жил всю свою жизнь. Мне очень бы хотелось, чтобы и в день рождения и позже оно продолжалось. Мне повезло, что жизнь сложилась именно так, что я не усомнился и вот уже 50 лет продолжаю одно дело. Я знаю очень много людей, которые и способнее, и талантливее, но их жизнь сложилась так, что они метались и не смогли при жизни увидеть результатов, пожать плоды. Любой, кто нам будет помогать, продолжать наше дело, - это наши братья и сестры по нашей вере. В молодости, когда Георгию Струве было 20 лет, он поставил перед собой первейшую задачу - чтобы вся его школа запела. Попозже он захотел, чтобы весь район запел. Только после встречи с Кабалевским осознал, что локальный дом, отдельная школа или даже целый район не решают проблемы. Он тогда понял, что детское пение - это серьезное дело. То чем занимаемся хоровая студия, необходимо для всех, для страны, для всего народа. Пришло понимание необходимости возродить певческую среду обитания. Если ее не возродить, если мамы не будут петь колыбельную, то одаренных детей у нас не будет, не родится и не вырастит. Георгий Александрович убежден: от природы каждому дан абсолютный музыкальный слух, который к трем годам засоряется. Аналогично нам дано от природы, от Бога умение плавать. Если человек с детства продолжает плавать, то всю жизнь будете уметь. А если вокруг нет соответствующей среды, то разучится. Там и с музыкальным слухом. Если не будет музыкального образования, не будет преемственности поколений в пении, то одаренности появиться будет неоткуда. Осознав эту связь, хоровая студия «Пионерия» наладила работу по-новому, стала ездить по стране, но не для показа, какие они хорошие, а для налаживания работы повсеместно, чтобы окружающие подтягивались за ними. Большинство коллективов приезжает куда-нибудь, показывает концерт и уезжает. Это само по себе хорошо, но недостаточно. «Пионерия» приезжает и сразу начинает проводить открытые занятия. Таких занятий уже проведено несколько тысяч.
«Бывали годы, продолжает свой рассказ Георгий Александрович, - когда мы чуть ли не каждый год проводили открытые занятия. Постоянно открывалась эта дверь (показывает на дверь в свой кабинет) и входили люди из Хабаровска, из Прибалтики… Люди приезжали и сейчас приезжают затем, чтобы увидеть то, что и они могут сами сделать у себя. Ведь мы не создаем чего-то элитарного, как сейчас, знаете ли, повсеместно создаются таки школы. Мы стремимся подтянуть всех до нашего уровня, точнее, до нашего понимания проблемы». Ко времени, когда Георгий Александрович произнес эту фразу, до города Железнодорожного как раз добрались прибывшие из самых дальних краев страны хормейстеры, директора музыкальных школ и клубов. Беседу пришлось завершать. Народ толпился в прихожей, гости заглядывали в кабинет. Я успел познакомиться с одной посетительницей, которая, видимо, приняла меня за руководителя какого-то хора. Она приехали за опытом «Пионерии», за методиками, за бесценными семенами детского творчества, чтобы привести их домой и посеять где-то в бескрайних далях нашей страны, чтобы они проросли там буйными всходами. Я испытал угрызения совести из-за того, что отобрал у Георгия Струве более двух часов долгожданного общения с ходоками, времени взаимного духовного обогащения, сотворчества. Начиналась обычная работа в длинной череде дней. Выйдя на крыльцо студии «Пионерия», я подумал: «Дай-то Бог еще многих лет на благородное дело, которое здесь ежедневно совершается!» "Учительская газета" № 50, 2002 г., с. 3. Далее читайте:Струве Георгий Александрович (р. 1932 г.), композитор, дирижер, хормейстер.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |