Тридцать лет назад в мартовском номере "Москвы" была опубликована статья А. П. Ланщикова "От литературных фикций к литературе действительности". С тех пор Анатолий Петрович -- постоянный автор нашего журнала, а с 1985 года -- член редколлегии, член общественного совета.
Ясно помню, как почти треть века
назад мой друг -- увы, давно уже покойный -- поэт
Анатолий Передреев, который обладал редкостным
чутьем ко всему значительному в отечественной
культуре, обратил мое внимание на еще не
известное мне до того имя -- Ланщиков. Он, в
сущности, только начал тогда свой путь в нашей
критике и публицистике, но, познакомившись с его
сочинениями, я с тех пор обязательно вчитывался
во все подписанное его именем. И сегодня могу с
уверенностью сказать, что работы Анатолия
Ланщикова принадлежат к наиболее долговечному
из опубликованного с середины 1960-х до конца 1990-х
годов. Почему это так, можно объяснить, исходя из сопоставления двух слов: "позиция" и "убеждение". Слова русского (как, впрочем, и каждого) языка создаются не по чьей-либо субъективной воле, но, так сказать, эпохой, и имеют гораздо более существенное значение, чем осознают многие из тех, кто их употребляет. Мы постоянно читаем или слышим из уст наших современников: "моя позиция такая-то". Но необходимо понять, что "позиция" -- это "местопребывание" или же "точка зрения", каковые в данный отрезок времени "выгодно" было занять или высказывать -- и затем заменить иной "позицией". А в том, что писал Анатолий Петрович Ланщиков, выражалась не "позиция", но убеждение (основанное на понимании). Убеждения не "меняют" в зависимости от "обстоятельств"; они могут -- и должны -- развиваться, но не потому, что возникли иные "обстоятельства", а потому, что углубилось понимание. И основной смысл вышедшей в свет в конце 1998 года книги Анатолия Ланщикова "Череда окаянных дней", которую он посвятил Василию Белову, не противоречит, скажем, смыслу его книги "Вопросы и время", изданной двадцатью годами ранее, в 1978 году, и включавшей в себя главу о том же Василии Белове... Правда, в книге 1998 года ставятся подчас такие проблемы и обсуждаются такие события и факты, о которых не было речи в книге 1978 года, но это обусловлено не сменой убеждений автора, а либо тем, что двадцать лет назад существовала весьма жесткая "цензура", либо тем, что определенные факты попросту не были известны. И можно с полным правом сказать, что Анатолий Ланщиков принадлежит к очень немногим критикам и публицистам своего поколения, которые могут сегодня переиздать свои статьи и книги, опубликованные в 1960-х -- начале 1980-х годов; большинство его коллег постыдились бы это сделать...
* * * Как представляется, главное достоинство сочинений Анатолия Ланщикова -- настоятельная устремленность к осмыслению современной литературы и жизни в свете многовековой истории, притом не в духе эффектных экскурсов в прошлое, а на основе серьезного его изучения и понимания. И в новой книге Ланщикова эта устремленность воплотилась, пожалуй, с наибольшей последовательностью и весомостью. Книга состоит из трех разделов: "Технология выживания или технология жизни?", "50 лет Великой Победы" и "Национальный вопрос в России", но при освещении этих "тем" так или иначе затрагивается, в сущности, все историческое бытие страны, хотя цель автора и нерв его книги -- современность. Не скрою, что ряд положений Анатолия Ланщикова я мог бы оспорить; но, во-первых, речь идет о "частностях", основное содержание книги обладает истинной объективностью и взвешенностью, а, во-вторых -- уже хотя бы в силу этой взвешенности, -- тут возможен только развернутый, обстоятельный спор, для которого потребовалось бы, пожалуй, написать свою книгу примерно такого же объема... Наконец, то, что я считаю "дискуссионным" в книге Анатолия Петровича, не являет собой ее "недостаток"; речь идет о плодотворной дискуссии, и спорное (на мой взгляд) в книге не менее интересно и важно для ее читателей, чем бесспорное (опять-таки, понятно, на мой взгляд). Не сомневаюсь, что любой человек -- между прочим, даже независимо от его убеждений! -- с интересом прочитает новую книгу Анатолия Ланщикова. В заключение я, естественно, не могу не поздравить автора книги с его исполнившимся 6 марта 1999 года 70-летием. И поскольку мы познакомились с ним тогда, когда были еще сравнительно молодыми людьми, воскликну запросто: -- Всего тебе самого доброго, дорогой Толя! Перепечатывается из журнала |