Сергей ФЕДЯКИН |
|
В ГЛУБИНЕ СНОВИДЕНИЯ |
|
На первую страницуСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
Гайто Газданов. "Пленник" (Новая Россия. 1996. N 10). Из "Дневника писателя". Три передачи на радио "Свобода" (Дружба народов. 1996. N 10). Царский дворец. Ивана-Бурлака, что горазд был мороку наводить, втолкнули в палаты. Царь куражится: - Ты в кого, в отца ли, в мать ли такой? - Я сам по себе. - А со мной можешь шутку учудить? Да позанозистей! - Да куда уж шутки шутить, ваше Величество? Гляньте - потонем сейчас! И царь с ужасом смотрит в окно, ревет Нева, стремительно заглатывая дворец... И долгий сюжет, и царские мытарства, и вот его, нищего, в рубище, в незнакомой стороне, тянут на лобное место, казнить. И уже голова на плахе, и палач поднял топор... И Бурлак - локотком его в бок: - Очнитесь, Ваше Величество! И очумевшись царь, во своем дворце, таращит глаза, просыпаясь от наваждения и кошмара. Эта сказка поневоле приходит на ум, когда читаешь рассказ Газданова "Пленник", не попавший в недавно вышедший трехтомник и опубликованный Станиславом Никоненко в журнале "Новая Россия". Рассказ небольшой, похожий на сновидения: зима, изба, пленный белый офицер. И - мучительно странная ночь. Пленный подмигнул охраннику, тот "произвел какой-то странный звук, похожий на всхлипывание. - Сиди веселей, дурак! - крикнул на него пленный". Охранник погружается в сон. И дальше - точь-в-точь как в сказке "Морока". Красный офицер встревожен, происходит какой-то "чокнутый" разговор: "Что вы сделали с Тарасовым?" - "Ничего. Он спит". - "Почему он заснул?..." Наваждение надвигается незаметно. "Вдруг офицеру показалось, что плечо пленного сделано из древа. Он пощупал левую руку ниже плеча: рука была деревянной. - Вы инвалид? - У меня нет левой руки. - Нет левой руки! - пробормотал офицер с изумлением". Мы находимся на границе муторного бреда, от которого болит голова. И как в кошмаре - изба погружается в дрему, офицер стреляет в пленника - осечка, еще осечка, еще. Наконец выстрел. И черная фигура стоит, как ни в чем не бывало... Сон морит, но офицер заставляет себя проснуться. Он бежит в морозный сумрак за черной фигурой, и уже тот идет навстречу (как в бреду), и поднимает деревянную руку, и ужас сковывает офицера... 1930-й год - начало большой прозы Газданова. Только что вышел роман "Вечер у Клэр". Теперь - пошли рассказы. Среди них два - исключительной силы: "Гавайские гитары" и "Водяная тюрьма". "Пленник" с ними не идет ни в какое сравнение, но вещь, все равно, заразительная. Как ремизовские сны. Когда вместо предметов и лиц - плывущие контуры. Когда все зыбко, неопределенно. Нет, не случайно из трех радиопередач, некогда подготовленных Газдановым для "Свободы" и опубликованных в "ДН", две (о Сартре, о Достоевском и Прусте) - лишь архивный материал, зато одна - о Ремизове - живое слово писателя. "...построение его фраз отличалось от обычного литературного языка. Нельзя было себе представить Ремизова, который написал бы, скажем: "Иван Петрович вышел из дому и направился к Акулине Васильевне, которая его пригласила на ужин". Ремизов написал бы примерно так: "А там, глядишь, сумерки, вроде как сверху небо темнеет, а Ивану Петровичу и горя мало; улица за улицей, на углу мордастая прачка, - ничего, пронесло, - и вдруг - подворотня и Церковь будто недалеко. Ивану Петровичу сперва и невдомек, только потом спохватился: у Акулины Васильевны-то нынче на столе чего только может быть и нету. И вспомнил Иван Петрович - зван-то он ведь был, да еще и особенно - приглашаю вас - уж она и скажет - приглашаю. Ничего не поделаешь, как ни крути, а не отступиться"..." Маленькая шутка Газданова замечательна. Ремизов не был близок Газданову - ни диковинным своим поведением, ни своим устремлением продолжить литературную традицию допетровской Руси (как-никак. Газданов родился в послепетровской России). Но в своих сновидениях, в глубинном их "провидческом абсурде" - они сближались невероятно. И так ли уж странно, что "портрет" Газданова, начерканный Ремизовым, попал на обложку недавнего трехтомника? И так ли странно, что незадолго до смерти (последнего "сновидения") - по свидетельству Леонида Ржевского - Газданов внешне вдруг стал походить на Алексея Ремизова? 1996 |
ВСЕ ПРОЕКТЫ:Русская жизньМОЛОКОБЕЛЬСКXPOHOCФЛОРЕНСКИЙНАУКАРОССИЯМГУСЛОВОГЕОСИНХРОНИЯПАМПАСЫГАЗДАНОВПЛАТОНОВ |
|
|
СТАТЬИ |
Председатель Общества друзей Гайто Газданова -Юрий Дмитриевич Нечипоренкоредактор Вячеслав Румянцев 01.07.2002 |