Нидерландская буржуазная революция XVI века |
|
1566-1609 гг. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Нидерландская буржуазная революция XVI века
Историография Нидерландской буржуазной революции восходит к 16 веку. И от начала до наших дней партийно и конфессионально пристрастна. Хронисты П. Бор и Э. Метерен, современники событий, оба - кальвинистские бюргеры, рассматривают восстание как справедливое возмездие тирану, связавшему себя с богоотступниками и насильниками. Героическая борьба нидерландского народа против иноземных угнетателей занимает достойное место в описании ими событий. Иной оттенок приобретает трактовка Нидерландской буржуазной революции в сочинениях 17 века Гуго Гроция и П. Хофта. Оба - регенты, жившие в гуще политической борьбы республики, гуманисты-либертины; оба - сторонники аристократии (с симпатиями к монархии) - скептически относились к радикально-кальвинистской бюргерской оппозиции. Но Гроций, приверженец Олденбарневелта, критичнее оценивал династию Оранских, чем преуспевавший до конца жизни Хофт. Демократические тенденции в их сочинениях (особенно у Гроция) потускнели, но не исчезли. Сохранились они и в сводной хронике Яна Вагенара, испытавшего влияние прогрессивной французской философии 18 века. Ярким контрастом этим кальвинистским и «патриотическим» хроникам служат католические хроники и сочинения 17-18 веков. Итальянцы Фамиано Страда (F. Strada, De Bello Belgico decas duo, Romae, 1632-1647) и кардинал Гвидо Бентивольо (G. Bentivoglio, Histoire de guerres de Flandre, v. 1-4, P., 1769), нидерландцы Николай Бургундиус (N. Burgundius, Historia Belgica. Ab anno MDLVIII, Ingolstadii, 1629), Понтус Хёйтерус (Р. Heuterus, Opera historica omnia, Lovanii, 1651) и Августин ван Тейлинген (иезуит), хотя их сочинениям и присущи известные нюансы, оценивают Нидерландскую буржуазную революцию как борьбу темных сил ереси, мятежа, корысти и честолюбия против «христовой церкви», божественного правопорядка и законности. Зачинщиками мятежа у них выступает «алчная и честолюбивая» нидерландская аристократия и прежде всего Вильгельм Оранский, которого некоторые из них считали подлинным «сатанинским исчадием». На дальнейшей историографии Нидерландской буржуазной революции отразились бурные политические события 1-й половины 19 века. Основная линия борьбы проходила между реакционно-католической и либерально-кальвинистской историографией. Революции 1830 и 1848 годов «легитимизировали» и кальвинистских историков. B. Билдердейк отрицал право народа на восстание, возвышал статхаудера над штатами, а X. Хрун ван Принстерер (G. Groen van Prinsterer, Handboek der geschiedenis van het Vaderland, del 1-2, Leiden, 1841-46) изображал Вильгельма Оранского героем борьбы за веру, которого лишь вероотступничество короля побудило поднять меч против своего законного государя. Однако оживление воинствующего католицизма, в частности выступление Й. ван дер Хорста с книгой, обливавшей грязью восстание против Испании, и вытащившего снова жупел «сатанинского честолюбца» Вильгельма Оранского (J. van der Horst, Het huwelijk van Willem van Oranje met Anna van Saxen, historisch-kritisch onderzocht, Amst., 1851), вызвало ответное наступление либерально-кальвинистских историков. Бакхёйзен ван ден Бринк перевел на голландский язык работу американского кальвиниста Дж. Л. Мотли (в рус. пер. - "История Нидерл. революции и основания провинций соединенной республики", т. 1-3, СПБ, 1865-71), представлявшую собой слащавый панегирик Вильгельму Оранскому, в котором образ принца заслонил и воплотил в себе все события Нидерландской буржуазной революции, а научный анализ был подменен абстрактными моральными критериями абсолютного добра и зла. Бакхёйзен ван ден Бринк и сам выступил с детальной критикой работы ван дер Хорста, оправдывая политику Вильгельма Оранского не с религиозно-моральной, а с национально-государственных позиции, как борца за национальное государственное объединение страны (R. С. Bakhuizen van den Brink, Studiёn en Schetsen..., dl 1-5, Amst.-'s-Gr., 1860-1913). В той мере, в какой буржуазно-либеральная кальвинистская историография боролась против реакционных католических историков, обосновывала справедливость и прогрессивность восстания Нидерландов против испанского абсолютизма, разоблачала реакционную сущность католической церкви в 16 веке, расширяла источниковедческую базу исследований, ее миссия была положительной. Но в этот же период изгоняются демократические традиции "патриотической" историографии 16-18 веков, создается культ Вильгельма Оранского, предается забвению роль народа, героически сражавшегося против испанцев и их пособников. Эти тенденции в различных вариантах отчетливо проявляются в нидерландской историографии до сегодняшнего дня. Во 2-й половине 19 века источниковедческая база расширилась еще больше, особенно усилиями таких бельгийских историков, как Л. П. Гашар, Й. Кервейн де Леттенхове и других, что вместе с распространением позитивизма содействовало известному подъему уровня исследований. Самый крупный из нидерландских историков этого времени Р. Фрёйн пытался выйти за пределы узкой односторонней концепции Нидерландской буржуазной революции и создать общую, усложненную картину исторического процесса, найти в нем ведущие тенденции, синтезировать изложение (которое, однако, осталось эклектичным). Для Фрёйна победа Нидерландской буржуазной революции лишь на Севере не случайность, а неизбежный результат его особого ист. развития и нац. духа, олицетворением которого и выступал Вильгельм Оранский. Фрёйн в сущности вводит в употребление и такое объективистски-бессодержательное наименование Нидерландской буржуазной революции, как «Восьмидесятилетняя война» ("Tachtigjarige oorlog"; она датируется 1568-1648), бытующее и в новейшей нидерландской историографии (R. Fruin, Verspreide geschritten, dl 1-10, 's-Gr., 1899-1905). Ученик Фрёйна П. Блок (Р. I. Block, Willem de Eerste, Prins van Oranje, dl 1-2, Amst., 1919-20) на первый план выдвигал в H. б. р. конституционно-политический конфликт, а принц Оранский у него - борец за современное конституционное, светское и веротерпимое государство. В Бельгии в это время ведущее место занял А. Пиренн, обладавший вкусом к социально-экономическим исследованиям, но и он не смог подняться до понимания общего синтеза исторического процесса, концепционно оставшись на позициях эклектики и буржуазной модернизации. Для Пиренна исходный момент Нидерландской буржуазной революции - конфликт между бургундскими традициями и габсбургским абсолютизмом, осложнившийся социально-религиозным моментом. Принца Оранского Пиренн оценивает скептически, как ловкого и изворотливого политика, потерпевшего, однако, крах раньше, чем его настигли пули наемного убийцы. Народным массам в Нидерландской буржуазной революции Пиренн не нашел должного места. В частности, действия лесных гёзов он именует "Вандеей 16 в." (в русском переводе - Пиренн A., Нидерландская революция, М., 1937). В современной нидерландской историографии одним из наиболее крупных историков является П. Хейл, знаменосец «великонидерландизма», создавший свою школу. Для П. Хейла (P. Geyl, Geschiedenis van de Nederlandse stam, Amst., 1948) создание единого нидерландского государства не только задача номер один Нидерландской буржуазной революции, но и актуальная задача современности. Распад страны в конце 16 века это, по концепции Хейла, - "военно-стратегическая случайность", к сожалению, закрепленная исторически. Вильгельм Оранский, несмотря на свои недостатки, - носитель этой идеи, в этом и заключается его величие. Борьбу народных масс Хейл склонен или замалчивать, или изображать как действия, приносившие больше вреда, чем пользы; нидерландских кальвинистов 16 века он отождествляет с итальянскими фашистами. Развитие экономических и конкретно-исторических исследований 1-й половине 20 века позволило нидерландским и бельгийским историкам создать две многотомные коллективные истории Нидерландов, в которых одно из центральных мест занимает Нидерландская буржуазная революция, изучаемая во всех аспектах, - социально-экономическом, политическом и религиозно-идеологическом. "История Нидерландов" под редакцией X. Брюгманса ("Geschiedenis van Nederland", dl 1, Amst., 1936), уступая мозаичной «Всеобщей истории Нидерландов» ("Algemene geschiedenis der Nederlanden", dl 4-5, Utrecht, 1952) по широте охвата материала, выигрывает в структурном отношении, так как история Нидерландской буржуазной революции там написана в основном одним автором - Я. де Патером. Хотя для де Патера религ. вопрос представляется определяющим, разработка Нидерландской буржуазной революции достигает уже такого уровня, когда достаточно дать науч. социально-экономическое определение кальвинистской Реформации в Нидерландах, чтобы эта идеалистическая концепция получила иное звучание. На фоне историографии, стремящейся полностью исключить народные массы из числа активных факторов Нидерландской буржуазной революции и реабилитировать наиболее одиозные фигуры (включая Филиппа II), мотивируя это "преодолением односторонности", выступают (особенно в послевоенный период) отдельные работы, отмеченные прогрессивными тенденциями. Вкус к социальным проблемам отличает работы Я. Ромейна, посвященные Нидерландской буржуазной революции (J. Romein, De lage landen bij de zee, Utrecht, 193 4). С призывом рассматривать Нидерландскую буржуазную революцию прежде всего как социальную революцию, а не безликую «80-летнюю войну» выступил Я. В. Беркелбах ван дер Спренкел (J. W. Berkelbach van der Sprenkel, Oranje on de vestiging van de Nederlandse Staat, Amst., 1946), в какой-то степени возрождающий в своей работе демократические тенденции патриотических хронистов 16-18 веков. Еще более четко и настойчиво эти вопросы поставлены в полемически заостренном исследовании П. Й. ван Хервердена (Р. J. van Herwerden, Bij den oorsprong van onze onafhankelijkheid, Groningen - Batavia, 1947), призывающего показать во всей его широте движение народных масс в 1566-1572 годы. Детальному исследованию первого акта Нидерландской буржуазной революции - иконоборческого восстания 1566 и роли в нем народных масс - посвятил свою книгу немецкого социал-демократ Э. Кутнер (Е. Kuttner, Het hongerjaar 1566, Amst., 1949). Несомненный интерес представляет книга англ. проф. церк. истории С. Дж. Кэду (С. J. Cadoux, Philip of Spain and the Netherlands, L. - Redhill, (1947)), в которой с кальвинистских позиций дается убедительное разоблачение деятельности католической церкви по фальсификации истории царствования Филиппа II и Нидерландской буржуазной революции. В советской историографии Нидерландская буржуазная революция изучена сравнительно слабо. Изданы научно-популярные работы Н. М. Пакуля ("Нидерландская революция XVI в.", в кн.: Пакуль Н. М. и Семенов В. Ф., Ранние буржуазные революции, М., 1931) и А. Н. Чистозвонова ("Нидерландская буржуазная революция XVI в.", М., 1958), а также ряд его статей по отдельным вопросам (Чистозвонов А. Н., Английская политика по отношению к революционным Нидерландам (1572-1585 гг.), в сб.: Ср. века, в. 5, М., 1954; его же, Крестьянские движения в период Нидерландской революции, там же, в. 4, М., 1953 и др.). А. Я. Чистозвонов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.
Вернуться на главную страницу (Нидерландской буржуазной революции XVI века) Предпосылки революции и складывание революционной ситуации. Начало революции и войны за независимость (1566-1567). Террористический режим герцога Альбы. Восстание 1572 года и зарождение буржуазной республики на Севере (1572-1576). Восстание 1576 года на юге и борьба народных масс за углубление революции. Укрепление власти богатого купечества и образование Республики Соединенных провинций; поражение революции на юге (1579-1585). Война Соединенных провинций с Испанией за упрочение независимости (80-е годы 16 века - 1609 год). Результаты Нидерландской буржуазной революции и ее исторические особенности. Историография Нидерландской буржуазной революции.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |