Техногенные мечтания и духовная практика |
|
2017 г. |
СТАТЬИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Техногенные мечтания и духовная практика
За последние лет двести в общественной мысли Европы были представлены в основном два направления – техногенные мечтания, назовёт это направление так, и духовная практика. Специально заметим, что под выражением «духовная практика» мы подразумеваем вовсе не обязательно религиозную, воцерковную жизнь. Духовность в России и даже в Западной Европе зачастую проявлялась в философском творчестве. Между двумя названными направлениями мысли лежит пропасть. Чтобы проиллюстрировать её зияющие глубины сподручнее всего будет взять примеры из биографий реальных людей, в деятельности которых мы найдём проявление этих двух направление (и среднее в довесок). Возьмём такой уникальнейший пример: троих мыслителей – Николая Страхова, Николая Чернышевского и Жюля Верна. Чем пример так интересен? А тем, что все трое родились в один год, а именно – в 1828 году. Николай Страхов стал философом, разрабатывал русскую метафизику. Написал ряд серьезных философских трудов, в которых препарировал ключевые понятия и категории русской философии. Среди прочего у него есть сравнительно короткое произведения – «Воспоминание о поездке на Афон» 1881 года. В возрасте пятидесяти двух лет он посетил это святое место и поделился с читателем своими уже вполне зрелыми переживаниями и размышлениями, уже как состоявшийся философ. О самом Афоне с легкостью можно найти массу информации на сайте https://turizm.world/gora-afon-v-grecii.html где также приведены и замечательные иллюстрации. Мы же двинемся дальше – к представителю радикально иного направления мысли в лице французского фантаста. Жюль Верн начинал как посредственный драматург. Ни одна его пьеса де дошла – на подмостках театров – не то чтобы до нашего времени, а даже до его смерти. Все его драматические произведения очень быстро были забыты и исчезли со сцен. Прославился он иными произведениями – фантастическими романами. Жюль Верн посвятил их воплощению абстрактных и эфемерно-теоретических идей в техногенные мечтания. В какой-то мере его описания такой подводной лодки, которая без дозаправки движется в глубинах океана месяцами, полёта внутри снаряда к Луне, подземного города на несколько миллионов человек – это своего рода техническое задание для будущих конструкторов. Но так как он жил в девятнадцатом столетии, когда большинства наших современных технологий еще не существовало, то его описания и могли быть самыми общими, именно описательными. Это уже в середине века двадцатого в шарашку с инженерами и конструкторами приходил некий генерал, который диктовал им: скорость устройства должна быть такой-то, вес изделия такой-то, полезный вес такой-то. И шарашкины разработчики создавали реактивные самолёты, баллистические ракеты, атомные подводные лодки, подземные заводы и так далее. Промежуточное положение между двумя своими сверстниками занимал Николай Чернышевский. Он генерировал социальные идеи, описанные в снах Веры Павловны, то есть это были мечтания о социализме как самом справедливом устройстве общества. Долгое время именно эти идеи казались самыми важными в мире. Но после разрушение державы выяснилось, что мы вновь оказались перед выбором только из двух крайних направлений. Техногенные мечтания вплотную подошли к соединению искусственного интеллекта и тотальной слежки, что напрочь исключит на будущее появление новых чернышевских. Духовная же практика взывает нас искать смыслы бытия не в планшете, а на горе Афон.
|
|
ХРОНОС - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |