Кинематограф как проповедник релятивности истины |
|
2021 г. |
СТАТЬИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Кинематограф как проповедник релятивности истины
Одна из версий «истины» в кадре. Всем мы с детства смотрим кино с интересом и удовольствием. Однако большинство зрителей не замечает те идеи, которые в ленты зачастую интегрированы их создателями. То есть это самое большинство смотрит на экран и не замечает, что экранное зрелище постепенно меняет его сознание. А ведь замечать и понимать эти закодированные идеи каждому полезно. Хотя бы просто для того, чтобы не стать рабами создателей кинопроизведений. Чтобы все решения в жизни принимать осознанно. Однако о чем речь? О каких закодированных идеях? ЯпонцамВот возьмем для примера картину классика мирового кинематографа Акира Куросавы «Ворота Расёмон» 1950 года производства. Сюжет произведения таков: произошла стычка самураев, повлекшая гибель одно из участников конфликта. Некий государственный чиновник, располагающийся за кадром, проводит расследование и допрашивает всех участников и свидетелей. Каждый персонаж даёт показания, которые тут же представляются в зрительных образах. Причем, в одних показаниях участники предстают храбрыми героями, в других они же (в исполнении тех же актеров) оказываются жалкими трусливыми ничтожествами – те же самые персонажи! И версии произошедшего убийства абсолютно разные, не совместимые друг с другом. Какую идею вкладывает в головы миллионов японцев эта лента? Сейчас попытаемся ответить. Но не сразу. АмериканцамАналогичный многовариационный сюжет мы обнаруживаем в пьесе американского драматурга Фредерика Нотта, известной в советской экранизации под названием «Ошибка Тони Вендиса». Вышедший в тираж теннисист Тони испуган возобновлением знакомства его богатой жены с ее другом детства, писателем-детективщиком. Боясь развода и утраты средств существования, он готовит убийство жены, нанимает бывшего однокашника-неудачника. Однако убийство идет не по плану – погибает неудачливый киллер. У полиции, у самого Тони для отвода подозрений в его адрес, у друга детства жены и нанятого им же частного детектива появляются свои версии произошедшего. Версии реальности! Истин оказывается, на первый взгляд, сразу четыре. Какая из них истинная? АнгличанамНазванные киноленты, если вам захочется посмотреть и лично убедиться в сказанном выше, поищите на сайте https://film7.zagonka.net/filmy4/zhanr-istori(ya)/ и там же попробуйте найти еще одну со схожей структурой сюжета. Речь пойдет об экранизации пьесы Дж. Б. Пристли «Опасный поворот». В компании коллег некой книгоиздательской фирмы речь случайно заходит про музыкальную табачную шкатулку. Она принадлежала покончившему с собой пару лет назад брату главы фирмы. Слово за слово, и участники разговора – под грузом выпитого спиртного – ненароком выясняют, что один из этой веселой команды украл казенные деньги, другой нетрадиционно ориентированный, а упомянутый брат вовсе не застрелился, а был убит женщиной с безупречной репутацией, так же участвующей в невольном расследовании. А юная жена нетрадиционного оказывается жутко развратной особой, а вовсе не девственной недотрогой, какой кажется. Глава фирмы в итоге выяснений застрелился… В конце фильма режиссер вновь показывает начало пьесы, но на этот раз участники вечеринки просто включают громкую музыку, пресекая разговор про шкатулку в самом ее начале. И никто ничего не выясняет! Что в итоге?Таким образом все перечисленные ленты просто-таки внушают, можно сказать, программируют зрителя: «Истины не существует! Всякая истина изменчива и по сути мало чем отличается от лжи!!!» Тут явно угадывается параллель с известным постмодернистским философским тезисом: «Опровержение ложных версий необязательно ведет к открытию истины. В конце процесса может вообще ничего не остаться…» Подозрения вызывает определенная синхронность появления сценариев, иллюстрирующих эту самую релевантность истины – для английского, американского, японского зрителей. Сегодня мы уже знаем, что где-то после подобной новации в искусстве, буквально через десятилетие, в реальной жизни абсолютно синхронно появились «Городские партизаны» и «Черные пантеры» в США, «Красные бригады» в Италии, «Роте армее» в ФРГ. А во Франции студенты Сорбонского университета захватили Париж и выдвинули правительству ультимативные требования:
После всего этого синхронного «творчества» очень трудно отделаться от ощущения, что между описанными экранизациями пьес пятидесятых годов, иллюстрирующими релятивность истины, и последующими бурными событиями шестидесятых годов есть еле уловимая причинно-следственная связь.
|
|
ХРОНОС - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |