Язычество |
|
Все века |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ЯзычествоЯЗЫЧЕСТВО (от церковнославянского языцы - народы, иноземцы), обозначение нехристианских, в широком смысле-политеистич. религий (см. Политеизм, Теизм) в лит-ре христ. народов. Боги Я. олицетворяли стихии природы: др.-греч. Зевс, инд. Индра, кельт. Таранас, сканд. Тор, балт. Перкунас, слав. Перун - громовержцы, боги неба; др.-греч. Гелиос, егип. Ра, слав. Дажбог - боги солнца; др.-греч. Нептун, инд. Варуна - боги вод и т. п. Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников - нимфы, дриады, леший, водяной и т. п. Суть языч. культов - магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биол. и хоз. жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому "календарные" с.-х. праздники включали также "семейные" торжества - свадебные обряды, пиршества и т. п. Языч. (антич. и др.) культы сменялись т. н. мировыми религиями (см. Христианство, Ислам, Буддизм). Родо-плем. культы не удовлетворяли идеологии развитого классового общества. В Киевской Руси попытка кн. Владимира Святославича создать общегос. языч. пантеон (980) не удалась, что привело к крещению Руси в 988-989. Центрами новой религии стали города, в деревнях (по археол. данным) языч. обряд погребения под курганами сменился христианским к 13 в. Языч. боги в нар. верованиях персонифицировались христ. святыми (Перун - Ильёй Пророком, Белее, покровитель скота - Власием и т. д.), но сохранилась вера в домовых, леших и т. п. Я. было вытеснено офиц. религией в область народной культуры: соблюдение христ. обрядности (церк. службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с к-рыми боролись ср.-век. церковники, объявлявшие также языческими и различные формы иск-ва и народного творчества. С др. стороны, церковь включила в число христианских главные языч. праздники, чтобы подчинить своему влиянию общинные культы (напр., Масленица, Карнавал). Сложившееся т. о. "двоеверие" сохранялось до нач. 20 в. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Литература:Аничков Е. В., Язычество и Древняя Русь, СПБ, 1914; Пропп В. Я., Русские аграрные праздники, [Л.], 1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, "Вопросы истории", 1974. Носова Г. А., Язычество в православии, М., 1975.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |