> XPOHOC > РЕЛИГИИПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ >
 ссылка на XPOHOC

Жировицкий Успенский монастырь

XVI в.

РЕЛИГИИ РОССИИ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Успенский собор Жировицкой обители.
Иллюстрация с сайта
http://tzarskiy-khram.narod.ru/zir.html 

Жировицкий Успенский мужской монастырь, Гродненская еп., в окрестностях г. Слонима, в местечке Жировицы. Основан во 2-й пол. XVI в.; с XVII в. до 1839 был в унии. В храме Успения находилась празднуемая в монастыре 7 мая чудотворная Жировицкая икона Божией Матери. Св. икона, имеющая вид эллипсиса, величиною несколько более медного пятачка, с рельефно выдающимся на яшмовом камне ликом Богоматери с Богомладенцем на правой Ее руке, помещалась в иконостасе Успенского храма на сребропозлащенной доске, в середине большого образа, изображающего Пресвятую Троицу и некоторых святых. В одном из притворов Успенского храма покоился погребенный там Иоаким, еп. Пинский и Туровский (ск. 1719), память которого особо чтили ежегодными панихидами 4 апреля и 9 сентября.

С.В. Булгаков

Русское небо

Жировицкая, чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Иллюстрация с сайта
http://www.cirota.ru/ 


Жировицы

Свое название это село, расположенное в живописной долине реки Щара в 10 км от Слонима по дороге на Ивацевичи - Брест, получило, возможно, потому, что здесь привольно жилось и людям и животным. Обильные травы на лугах и лесные дары служили отличным кормом для скота, который, как тогда говорили, "жировал" (нагуливал жир, обильно питался). От этого "жировать"и пошло название Жировичи. Впрочем, имя это в прошлом произносили иначе: Жировицы. Традиция сохранилась доныне в официально-церковном наименовании как здешней обители, так и чудотворного образа Божией Матери Жировицкой.

... На месте, где сейчас стоит монастырь, в древности шумела пуща, размещались небольшие поселения и усадьба, принадлежавшая православному вельможе Александру Солтану. В его владениях, согласно церковному преданию, в 1470 году случилось мистическое событие - явление на дикой груше чудотворного образа Божией Матери.

Для него спустя некоторое время строится здесь деревянный храм, уничтоженный пожаром в 1520 году. А казавшаяся истребленной пожаром икона была - уже второй раз - явлена детям в руках Богоматери, сидевшей в небесном сиянии неподалеку от пепелища на камне. Святыня была перенесена в новопостроенный деревянный храм, вокруг которого впоследствии возник монастырь.

 В 1609 году обитель на 220 лет перешла к униатам. В XVII-XVIII столетиях складывается ее каменный облик. Тут появляются Успенский собор, Явленская церковь, жилые корпуса, хозяйственные постройки, Крестовоздвиженская церковь, а вне стен обители, на холме, занятом кладбищем, возводится деревянный храм Св. Георгия. Эти строения и сегодня формируют монастырский ансамбль с выразительным силуэтом, органично вписанный в природное окружение.

Один из крупнейших духовных центров Речи Посполитой - Жировицкая обитель в пору своего расцвета снискла славу "новой Ченстоховы". В немалой степени этому способствовало и то обстоятельство, что в 1730 году образ Божией Матери Жировицкой с Богомладенцем Иисусом был коронован двумя коронами, освященными Папой Римским Бенедиктом XIII, что означало официальное признание Святым престолом чудотворности образа.

Монархи и влиятельные аристократы приезжали сюда в одежде пилигримов, преподносили обители дорогие подарки, делали крупные пожертвования и вклады. В 1644 году местечко Жировичи по привилею короля польского и великого князя литовского Владислава IV стало городом, а спустя восемь лет город получил магдебургское право. Однако после падения Речи Посполитой слава монастыря угасла. 

 В 1828 году тут была открыта духовная семинария, которая готовила почву для упразднения унии. Базилиане покидают Жировичи - сюда прибывают православные монахи. В феврале 1839 года на церковном соборе в Полоцке уния была ликвидирована.

В Первую мировую войну имущество и архив монастыря были вывезены в Россию, а икона Божией Матери Жировицкой оказалась в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) в Москве. Лишь в начале 1920-х годов святыня вернулась в родную обитель. Не счесть испытаний, что выпали на долю монастыря в богоборческие времена. В настоящее время Свято-Успенская Жировицкая обителя - крупнейший православный мужской монастырь Беларуси.

Перепечатывается с сайта http://tur.by/index.php?page=info&mode=region&cid=3&id=299&full 


Явленская церковь Жировицкой обители.
Иллюстрация с сайта
http://tzarskiy-khram.narod.ru/zir.html 

Жировицкая обитель

Богом благословенный край. Земной рай: красивейшие храмы, тишина, ласковые пруды, вековые липы. Обитель Пресвятой Богородицы, сохранившая сказочный вид и дух древней благочестивой Руси. Попав в монастырь, мы словно заглянули в давно ушедшие века, совершили путешествие во времени. Все страшные потрясения и грозные бури, пронесшиеся над грешным и суетным миром не смогли нарушить покой и тишину монашеского общежития. На том месте, где ныне расположены Жировицы, в древности был лес, принадлежавший православному вельможе, боярину Александру Солтану. В 1470 году пастухи, пасшие стада, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши, заметили вдруг необычайный свет, исходивший от маленькой иконы. С благоговением поклонившись обретенной иконе, они отнесли чудотворный образ в усадьбу Солтана, рассказав ему о необыкновенном сиянии и о месте явления иконы. Однако Александр Солтан, не придав особого значения этому проявлению милости Божией, спрятал обретенную икону в ларец. Вечером того же дня, когда боярин Солтан принимал по какому то случаю гостей, он вспомнил рассказ пастухов и поведал о нем гостям. Желая показать обретенную икону, он открыл свой ларец, но, к его величайшему удивлению, иконы там не было. Спустя несколько дней пастухи вновь оказались в лесу. Не зная об исчезновении образа из дома боярина Солтана, они были поражены, обретя его на том же месте в прежнем сиянии. Как и раньше, они отнесли икону боярину, который, уразумев наконец чудо Божие, понял, что его дом - недостойное вместилище для столь великой святыни. Посетив в лесу место чудотворного явления, он дал обет Богу построить в Жировицах, на месте явления иконы, храм в честь Божией Матери.

Вскоре деревянный храм в честь явления Пресвятой Богородицы был построен, а весть о чудотворном явлении святого образа быстро разнеслась по ближайшим округам.

Множество богомольцев стали стекаться в Жировицы для поклонения новоявленному образу. Явившаяся святая икона Божией Матери и богатая лесами и пастбищами окрестность собрали в Жировицы значительное число крестьян. Так постепенно возникло селение и образовался приход из людей, посвятивших свою жизнь служению Господу под сенью чудотворной иконы Божией Матери. Примерно в то же время при храме была построена школа для обучения крестьянских детей. Около 1520 года в селении случился сильный пожар, уничтоживший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне пожара исчезла икона. Об этом пожаре свидетельствует сам чудотворный образ, который имеет следы огня. Чудотворная икона изображена на граните, который при обжиге получает вид яшмы с заметными крупицами охры, известняка и пр. Особенно это видно при разломах, которые имеют место на Жировицкой иконе и которые, вероятно, получены ею при пожаре. Все поиски иконы на пепелище не имели успеха. Многочисленные почитатели уже оплакивали безвозвратную потерю любимой святыни, когда дети, игравшие после занятий недалеко от пепелища, внезапно удостоились видеть на огромном камне явление Самой Божией Матери с утерянным образом в руках. Явление было непродолжительным, но священник и народ, поспешивший к месту по зову детей, к великому своему утешению, вновь обрели чудотворную икону целой и невредимой, только потемневшей от пожара, перед которой горела неведомо чьей рукой возжженная свеча. Камень, на котором дети видели Богородицу и где вторично обретена икона, тогда же огородили. В XVII веке над камнем повторного явления Божией Матери была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, переименованная затем в Явленскую церковь. Камень служит святым Престолом. Это чудесное событие считается вторым явлением Жировицкой иконы Божией Матери.

С этого момента уже широко полилась во все концы слава Жировиц и ее чудотворной иконы. Тысячные толпы богомольцев и жаждущих исцеления, стали сходиться к возраставшей с каждым днем среди дремучих лесов обители. Искренняя вера всех этих людей ежедневно утверждалась все новыми и новыми чудесами, слух о которых вскоре достиг дворцов венценосцев и роскошных дворцов восточных и западных вельмож. Прошло некоторое время, и в смиренном угодье Жировицком, по грубым камням монастырских дворов зазвенели серебреные подковы королевских свит и знатнейших польских, литовских, смоленских рыцарей.

Но особенно возросла слава Жировицкой святыни после свершившегося чуда воскрешения в 1558 году некоей девицы Ирины. Случилось однажды так, что к скромной ограде Жировицкой обители в один из осенних дней тихо подъехала подвода одного из зажиточных и уважаемых жителей белорусского края по фамилии Войнянка, с которой сошли заплаканные и охваченные горем хозяин с женой. "Вот ехали мы к вашей святой обители издалека с бедною нашей Ириной и не доехали, как хотелось, - сказал Войнянка вышедшим ему навстречу священнослужителям. Умерла наша Ирина по дороге, не дождавшись исцеления от Матери Божией Жировицкой..." На подводе лежал холодный труп единственной дочери Войнянка, семнадцатилетней Ирины, во цвете лет скончавшейся от жестокого недуга. Как сообщили безутешные родители, больная страдала долго, врачи уже отказывались оказывать всяческую помощь, но, уступая просьбам дочери, решили отвезти ее в Жировицы. "Говорила Иринушка, - рассказывал отец, - что видела во сне Владычицу, приказавшую ей направляться к вам. Только в Жировицах, мол, ей суждено получить исцеление. Но вышло иначе... Теперь осталась нашей Ирине только могила для вечного покоя около чудотворного образа". Скончавшуюся девушку сняли с подводы, убрали для погребения и поставили гроб с покойницей в главном Жировицком храме. На третий день над умершей было совершено отпевание, постепенно подошедшее к трогательному обряду "последнего на земле целования"... Но вдруг трепет и смятение охватили всех присутствовавших. Упал подсвечник, жутко застучал опрокинувшийся гроб, и недавняя покойница Ирина, поднявшись во весь рост, быстро пошла к чудотворному образу Богородицы для того, чтобы тотчас опуститься пред ним на колени в благодарной молитве... "Царица Небесная чудесно даровала мне жизнь, чтобы посвятить мои остальные дни Богу в сане инокини, - сообщила Ирина. - Земля и мир отныне не для меня, ибо я уже была в прекрасной жизни вечной!" И воскресшая дочь белорусского помещика повиновалась слову своей Жизнедательницы. По истечении некоторого времени, 10 марта 1580 года, она была возведена в настоятельницу Пинского женского монастыря, где впоследствии и скончалась. Согласно историческим исследованиям, уже в конце XVI века при Жировицком храме существовал православный монастырь. Жировицкие монахи исполняли различные церковные обязанности при храме, где перед чудотворной иконой всегда было множество богомольцев, по просьбе которых совершались молебны. Польские историки свидетельствуют, что для непрерывного служения перед чудотворной иконой молебнов при храме содержалось 12 пресвитеров. Долгое время Жировицам была уготована роль оплота церковной унии на Беларуси, однако именно отсюда и началось воссоединение униатов с Православной Церковью.

Немалая заслуга в этом принадлежит митрополиту Литовскому и Виленскому Иосифу (Семашко). В 1828 году в Жировицах открывается Духовная семинария. При открытии в Жировицах Духовной семинарии монастырь должен был прекратить свое существование. Согласно "Высочайшему Указу", все монахи обязаны были перейти в соседний Бытенский униатский монастырь. Часть монахов перешла в Бытень, а оставшиеся десять человек стали официально именоваться "причтом Жировицкого кафедрального собора". Митрополит Иосиф никогда не был противником монашества. После воссоединения унии мы видим митрополита Иосифа покровителем православных монастырей, понимавшего их положительное значение. Но в период перед упразднением унии Преосвященный митрополит был настроен против базилианских монахов. Он был свидетелем того, что многие базилиане, жившие в Жировицком монастыре, давно отступили от строгих правил св. Василия Великого, что снизило авторитет и самого монастыря. о неблагочестивой жизни насельников монастыря стали говорить даже миряне, что было необычно для того времени.

С Литовской семинарией связаны лучшие годы жизни и деятельности митрополита Иосифа (Семашко) в Жировицком монастыре. Здесь он любил встречаться с профессорами семинарии. В своих долгих, искренних и мудрых беседах он сумел направить их мысли ко вреду унии, которая оторвала белорусов от России и лишила их национальных ценностей. Митрополит Иосиф способствовал тому, чтобы руководителями и наставниками были люди просвещенные, идейные, честные. В Жировицкой семинарии веяло новым духом, ее учебный план был устроен по образцу Петербургской семинарии. Преподавание велось только на русском языке и по учебникам для православных семинарий. Владыка Иосиф готовил воссоединение униатов с православными. Он говорил: "Премудрый Зиждитель избрал для обновления Литовской церкви не блестящий град, а смиренный уголок, находящийся под особым покровительством Матери Божией, прославленной чудотворной иконой Жировицкой. Здесь благодатию и предстательством Небесной Владычицы преобразились мы сердцем, обновляя чувства родственной любви к великому нашему русскому племени и Русскому Отечеству". Старанием Преосвященнейшего Иосифа униатская церковь все больше приближалась к своему начальному состоянию - к Православию. Владыка Иосиф ознакомил многочисленное униатское духовенство Литовской епархии с православным богослужением. Для этой цели проживавшие при монастыре монахи совершали ежедневные богослужения только по чину Восточной церкви. В период с 1831 по 1837 год все епархиальное духовенство побывало в Жировицах, где не только ознакомилось с православным богослужением, но и почувствовало готовящуюся перемену. Каждому из них было сказано соответствующее слово, которое должно было побудить мысли к воссоединению с Православием. В 1839 году совершился исторический акт возвращения к отеческой Православной Церкви ее чад, отторгнутых насилием в 1596 году. "Отторгнутые насилием - воссоединенные любовью" - так было написано на выбитых по данному случаю памятных медалях. Полоцк и Жировичи были центральными местами, в которых торжественными богослужениями отмечалось это историческое событие. В момент воссоединения униатов Жировицкий монастырь официально не существовал, но фактически он продолжал свою жизнь. Ввиду образования Виленской губернии в 1845 году, Литовская семинария и епархиальное управление из Жировиц были переведены в Вильно. Вместо семинарии в Жировицах было образовано духовное училище, а монастырские корпуса были заняты монахами. Так вновь возобновил свое существование Жировицкий православный мужской монастырь. В 1852 году настоятелем Жировицкого монастыря становится Николай (Редутто), проживший в обители тридцать лет. Обитель в эти годы испытывала большую нужду. Огромный Успенский собор нуждался в окончании строительства. Предпринимая капитальную перестройку собора, униаты хотели совершенно изменить его фасад, придав ему вид католического костела. Недостроенный собор в то время не был похож ни на костел, ни на православный храм, а скорее напоминал полуразрушенный средневековый замок. Ввиду большого размера собора на строительство нужны были значительные деньги.

Православные верующие охотно отозвались на "Воззвание" настоятеля Жировицкого монастыря в "Литовских епархиальных новостях" за 1865 год, и благочестивые добровольные пожертвования потекли в обитель. Храмы были восстановлены, братский корпус капитально переоборудован, построена небольшая гостинница для богомольцев, появились новые служебные постройки. За свое долголетнее настоятельство архимандрит Николай превратил полуразрушенный монастырь в прекрасный уголок Святой Руси. После ремонта храмов, архимандрит Николай обратил свой хозяйственный взор на благоустройство сада с фруктовыми деревьями, потом был заложен замечательный парк, разбиты аллеи, сделаны естественные террасы.

23 наября 1868 года в Вильно почил митрополит Иосиф (Семашко), завещавший Жировицкому монастырю 500 рублей на поминовение своей души. Это был последний знак внимания и любви святителя к Жировикой обители. Архимандрит Николай собирал документы, касающиеся истории обители. В 1867 году его стараниями была издана брошюра "О Жировицкой чудотворной иконе Божией матери и о Жировицкой обители". Скончался архимандрит Николай (Редутто) в 1889 году и был погребен за алтарем Крестовоздвиженской церкви. Обитель была любимым домом, а иногда местом ссылки нескольким архипастырям и пастырям, будущим священномученикам православной церкви.

В декабре 1896 года Указом Святейшего Синода Петр Федорович Полянский, впоследствии митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель, был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. Ревность о деле Божием, замечательные административные способности сделали из него прекрасного труженика на ниве церковного административно-педагогического служения. Будущий святитель привел Жировицкое училище, по отзыву ревизора Нечаева, в блестящее состояние. За усердную и плодотворную службу он был в 1899 году удостоен ордена св. Станислава 3 степени, а в 1903 г. пожалован тем же орденом 2 степени. В Жировицах священномученик Петр служение Церкви сочетал со служением обществу, участвуя в первой всероссийской переписи населения, исполняя обязанности члена-соревнователя Попечительства о народной трезвости, почетного мирового судьи Слонимского округа. 10 лет будущий митрополит трудился в Жировицком училище, в стенах древней обители, одного из форпостов Православия на западе России. В Жировицкий период произошло знакомство в Яблочинском монастыре епископа Люблинского Тихона Белавина (впоследствии Святейший Патриарх, причисленный к лику святых ) с Петром Полянским. на примере постановки дела в Жировицком духовном училище епископ Тихон оценил способности, возможности и талант П.Ф.Полянского.

В 1920 году Патриарх Московский и всея России Тихон предложил Петру Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать его помощником в делах церковного управления. Предложение это было сделано в пору кровавых гонений на Церковь, когда замучены были уже тысячи священнослужителей, когда епископство, как и в древние времена, сулило не почет, а голгофские страдания. Священномученик Петр отнесся к призыву Первосвятителя как к призыву свыше, от Бога. Вовсе не почет к высокому сану сулило в те времена такое предложение. «Я не могу отказаться, - сообщал о своем решении Петр Полянский. - Если я откажусь, буду предателем Церкви, но когда соглашусь, - я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Так в возрасте 58-и лет благополучный синодальный служащий избрал путь, который затем приведет его на Голгофу. Вскоре епископ Петр был арестован и сослан. По завещанию Святейшего Тихона, после его блаженной кончины, все права и обязанности Патриарха были возложены на Петра Полянского. Особую ненависть властей вызвали усилия митрополита Петра по противостоянию смуте и расколам в Русской Православной Церкви. Началась череда арестов и ссылок. В 1927 г. постановлением ВЦИК митрополит Петр был сослан за Полярный круг, на берег Обской губы, в поселок Хэ. Но и здесь его не покидали заботы. С берега Обской губы он отправлял письма, исполненные глубокой тревоги за нестроения внутри Церкви («...самыми огорчительными были сообщения о том, что множество верующих остаются за стенами храмов...» - из письма, отправленного из Хэ в феврале 1930 г.) Не сломила дальняя ссылка и душевных качеств митрополита Петра. В конце срока ссылки, рассчитывая на скорое освобождение, митрополит раздал все свои вещи нищим. Он не мог знать, что ему предстоят еще долгие годы мытарств в тюремных застенках Тобольска, Екатеринбурга, Верхнеуральска. Ранним утром 10 октября 1937г. митрополит Петр был расстрелян по приговору тройки НКВД по Челябинской области. Новомученик Петр (Крутицкий) был прославлен определением архиерейского собора Русской Православной Церкви в 1997г. Грядущие потрясения не могли обойти стороной Жировицкий монастырь. Так, сюда был отправлен на покой знаменитый саратовский епископ Гермоген (Долганов).

Гермоген (в миру Долганов Георгий Ефремович), свмч., епископ Тобольский и Сибирский (25.04.1858—16[29].06.1918), активный участник монархического движения, вдохновитель и организатор Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа в Саратове. С большой любовью и уважением относился к епископу Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоря, что за судьбу Православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов, память 28 ноября) продолжат его дело. Предрекая мученическую кончину Святителя, батюшка писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге, Господь отверзает Небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас». В 1910 еп. Гермоген выступил против постановки богохульных пьес в саратовском театре, из-за чего у него возник конфликт с губернатором. Чиновники начали распространять о нем сведения, как о человеке неуживчивом. К 1911 у него испортились отношения с Г. Е. Распутиным, которого вначале он активно поддерживал. Однако затем, разойдясь с ним по ряду вопросов, владыка сделался одним из самых непримиримых противников друга Царской Семьи. Поверив обвинениям против Распутина, он даже попытался 16 дек. 1911 силой заставить его уехать из Петербурга. Не добившись своего, еп. Гермоген попытался привлечь на свою сторону членов Св. Синода. Получив от архиереев отказ, он послал письмо Государю, умоляя избавить Престол от влияния Распутина.

На этой же сессии Св. Синода у него возник конфликт с обер-прокурором В. К. Саблером еще по одному вопросу о планировавшемся введении института диаконисс. По настоятельной просьбе обер-прокурора Государь уволил еп. Гермогена от присутствия в Св. Синоде и повелел ему отправляться в свою епархию. Сославшись на болезнь, владыка остался в Петербурге, несмотря на уговоры Серафима (Чичагова), Никона (Рождественского) и др. архиереев. Тогда 17 янв. 1912 последовал другой царский указ: уволить Преосвященного Гермогена от управления епархией и отправить на покой в Жировицкий монастырь. Пользовавшийся тогда еще доверием Царя председатель Государственной Думы М. В. Родзянко вспоминал, что на его вопрос о судьбе еп. Гермoгена, Государь ответил: «Я ничего не имею против епископа Гермогена. Считаю его честным, правдивым архипастырем, прямодушным человеком… Он будет скоро возвращен. Но я не мог не подвергнуть его наказанию, так как он открыто отказался подчиниться моему повелению». Скорбно было святителю, когда он прибыл в Жировицы, но скорбь эта была не за себя и не за свою участь, а за будущее Православной Церкви, России и царской семьи он плача говорил: «Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь; совершится страшное, леденящее кровь — погубят Царя, погубят Царя, непременно погубят». Когда неисповедимые пути Господни свели в Тобольске владыку и арестованного Государя, они попросили друг у друга прощения и примирились, как подобает истинным христианам. Примирился еп. Гермоген и с Распутиным. Об этом рассказал зятю Распутина Б. Н. Соловьеву в Тобольске сам владыка, поведав и о бывшем ему в день убийства Григория Ефимовича видении. Во время пребывания в Жировицах у святителя стал обнаруживаться дар прозорливости, чему сохранилось немало свидетельств. В январе 1918 года, после принятия большевиками декрета об отделении Церкви от государства, ставившего верующих в действительности вне закона, архипастырь обратился к народу с воззванием, которое заканчивалось словами: «Станьте на защиту своей веры и с твердым упованием скажите: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его»». Находясь на Тобольской кафедре во время пребывания там в заточении Царственных Мучеников, по его благословенно в утешение Им была принесена Абалацкая икона Божией Матери. На Литургии Владыка всегда вынимал частички за Царскую Семью, свято храня любовь к ней. Во время заключения Царской Семьи в тобольском губернаторском доме владыка тайно посылал Царственным Узникам просфоры, молитвы и благословения, поддерживал с Ними переписку, называя Августейших Страстотерпцев «многострадальным Святым Семейством». Захватившие власть большевики начали искать повод к аресту епископа. В его покоях был проведен обыск. В 1918 в условиях начала гонений на православных Святейший Патриарх Тихон благословил провести по всей стране крестные ходы. Еп. Гермоген, несмотря на запрет властей, решил провести крестный ход в Тобольске в Вербное воскресенье 15 апреля. 12 апреля были увезены в Екатеринбург Государь, Государыня и вел. княжна Мария, а на следующий день большевики попытались арестовать еп. Гермогена. Однако, предчувствуя такой исход, владыка не ночевал в своих покоях. Большевики не смогли помешать крестному ходу, он состоялся. Владыку же арестовали по окончании крестного хода и, убоявшись народного возмущения, сразу же ночью отправили в Екатеринбург. Председатель исполкома Дислер открыто заявил представителям епархии, что владыка арестован как «черносотенец и погромщик», других поводов к аресту найти не сумели. Полтора месяца томился еп. Гермоген в заточении в екатеринбургской тюрьме. А затем был отправлен под конвоем в Тюмень, где его с некоторыми др. узниками перевели на пароход, который якобы направлялся в Тобольск. В ночь с 15 на 16 июня 1918 года владыку и бывшего с ним священника Петра Карелина вывели на палубу, связали, привязав к шее камни, и сбросили в реку Тобол. Перед убийством изуверы издевались над святителем, стригли ему волосы, насмехались, били. Честные мощи священномученика были вынесены на берег и обнаружены крестьянами. После прихода белых священномученик был погребен в Софийском Успенском соборе в Тобольске. Богоборцы-большевики мстили святителю и после смерти, когда они снова захватили власть, место его погребения было залито цементом. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. После объявления Первой мировой войны Ставка Верховного главнокомандующего русскими войсками великого князя Николая Николаевича располагалась в 60 км от Жировиц, в Барановичах. Епископат, духовенство и часть населения покидали прифронтовую зону. Ценности и материальное имущество были вывезены в Москву. Самая главная святыня - Жировицкая чудотворная икона - нашла убежище в Покровском соборе (св. Василия Блаженного) на Красной Площади. Монахи разошлись по домам. Предчувствуя великую смуту, Церковь в лице своих архипастырей всячески старалась призывать народ к покаянию, которое только и могло предотвратить кару Божию. Упомянутый выше епископ Гермоген (Долганов) взывал: "Не слушай тех речей змеиных, которые влекут тебя к мятежам и смуте, - они влекут тебя к ужасным преступлениям и гибели твоих родных и близких... Незримый дракон... вновь теперь внутри Отчизны яростно терзает нас самих мучительной и мрачной смутой, мятежами и междоусобиями. Но, Божие дитя, народ, твоей искренней и теплой молитвою отринь скорее от души своей адское дыхание темной силы...". Наступил роковой октябрь 1917 года, положивший конец Российской Империи и ставший началом крестного пути Русской Православной Церкви. В период Первой мировой войны Жировицы находились на пути проходящих то в одну, то в другую сторону войск разных армий. Конец войны застал почти все монастырские постройки в состоянии крайней заброшенности и разрушения. Оставшиеся монахи все свои силы направляли на спасение от разрушения Свято-Успенского собора. Воспользовавшись трудным положением монастыря власти передают часть монастырских зданий сельскохозяйственно-лесничей школе (с 1924 по 1939г). В государственную казну отошли монастырские сады, огороды, леса, мельница, кирпичный завод. Разыгравшийся аппетит польских властей грозил передачей части зданий в ведение католических монахов. Сохранили храмы и постройки обители для православной церкви десять монахинь Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря, поселившиеся в Жировичах по указанию своей игумении Елены (Коноваловой). Настоятелем монастыря в этот период был архимандрит Тихон (Шарапов), поставленный на эту должность Святейшим Патриархом Тихоном 8 февраля 1922 года. Главной задачей архимандрит Тихон считал сохранение Православия, меньше уделяя внимания хозяйственным заботам. Хотя при нем приобрели в Почаеве киот для Жировицкой чудотворной иконы и отремонтировали крышу Успенского собора. За противодействие автокефальным церковным властям о.Тихон был снят с настоятельства в Жировицком монастыре. Стараниями архимандрита Тихона в Жировицы (к тому времени уже принадлежавших Польше) была возвращена из Москвы Жировицкая чудотворная икона Божией Матери. После закрытия собора Василия Блаженного икона хранилась в Екатерининской пустыни (в Московской области). Таким образом обитель вымолила у Божией Матери благословение на ратный труд борьбы за единство и Православие. Это помогло пережить сложные периоды истории обители - попытки украинизации, белорусизации, новый стиль, унитизация и католицизм не прививались в среде народной. В народное сознание проникали высокодуховные проповеди архиепископа Пантелеимона (Рожновского), жившего в 30-х - 40-х годах на покое в Жировицком монастыре. Этого святителя лишили кафедры за непризнание Польской автокефальной церкви. Простота, кротость, духовная настроенность и в то же время каноническая стойкость - все эти качества утвердили высокий авторитет архиепископа Пантелеймона среди всего населения Польши. С самого начала Второй мировой войны Жировицкая обитель находилась под немецкой оккупацией. Новые оккупационные власти с целью приобретения народных симпатий принялись помогать в нормализации разрушенной церковной жизни. Насельники обители архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий Кударенко (впоследствии архимандрит Игнатий) ездили по приходам и организовывали приходскую деятельность. Они собирали от верующих на имя митрополита Пантелеймона прошение об открытии приходских церквей; везде совершали богослужения, осматривали сохранившиеся церкви, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали.

В июне 1944 года их арестовали. Пять дней длился допрос на месте, а затем их перевели в Минскую тюрьму. Официально им предъявили обвинение в сотрудничестве с немецкой контрразведкой. В действительности же они были арестованы за свою подвижническую миссионерскую деятельность в годы оккупации.

На допросах осужденные держались с мужеством истинных пастырей Церкви. Не скрывая от следователя своих взглядов, о. Серафим сказал, что к народу обращался со следующими словами: "Россия была верующая, верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священников, а дети росли некрещеные и не венчались..." Им обоим вынесли приговор о лишении свободы сроком на пять лет, с пребыванием в концлагере. Архимандрит Серафим внезапно скончался в тюрьме НКВД СССР, по официальной версии, от сердечной недостаточности. Однако, по свидетельству жительницы Жировиц инокини Георгии (Г.К. Клышевич), примерно за неделю до своей кончины архимандрит Игнатий (Кударенко) подарил ей фотографию, на которой изображены он и архимандрит Серафим, и кратко рассказал о его мученической кончине.

Архимандрит Серафим (Шахмуть) продолжал свою проповедническую миссию и в концлагере, что усилило ненависть властей.

Его вывели на место казни, привязали за ноги веревками к двум машинам, которые разъехались в разные стороны, разорвав тело мученика... В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе архимандрит Серафим (Шахмуть) причислен к лику святых. Священник Григорий Кударенко отбыл срок заключения и возвратился в Белоруссию в 1949 году, в 1954 году был пострижен в монашество с именем Игнатий. В годы богоборческих гонений при Хрущеве и Брежневе, когда Церковь была лишена возможности распространять духовную литературу, о. Игнатий одному Богу и ему самому ведомыми путями доставал, перепечатывал, переписывал святоотеческие книги и раздавал людям.

Пройдя в заключении горнило испытаний, архимандрит Игнатий не боялся власть предержащих.

Его постоянно можно было видеть с книгой или тетрадями в руках, проповедующим Слово Божие. У него была крепкая и горячая вера в Бога и Промысел Божий. Отец Игнатий глубоко верил в расцвет Жировицкой обители, часто называл ее "наша Лавра", "наш духовный курорт" и т.д. Дожил архимандрит Игнатий до глубокой старости. Скончался он в 1984 году, проститься со Старцем тогда приехали многочисленные паломники и его духовные чада.

В 1960 году, после закрытия Гродненского Рождество-Богородицкого и Полоцкого Спасо-Евфрасиниевского женских монастырей, более 70 сестер приютил Жировицкий монастырь. Наместником Свято-Успенского Жировицкого монастыря с 1956 года был архимандрит Антоний (Мельников). Невзирая на все трудности переживаемого времени, архимандрит Антоний начал исследование истории Жировицкого монастыря и его значения для православия Белорусского края. Он собирал материалы, освещающие прошлую жизнь обители, и использовал их для написания магистерской работы. Осматривая каждый уголок монастырских храмов, он нашел в подвальных нишах следы старых захоронений: обломки гробов, опушки митр и т.п. Наступление на Церковь и обитель со стороны властей продолжалось. Был закрыт Жировицкий источник, который находился под алтарем Успенского собора. Был закрыт вход в собор для богомольцев. На праздник Жировицкой иконы Божией Матери в один год отменялся автотранспорт в Жировицы из городов Слонима, Бытеня и др. Начиная с 1961 года повсеместно в Белоруссии был запрещен колокольный звон. В 1963 году закрыли Минскую духовную семинарию. В это время в Москве решался вопрос о перемещении архимандрита Антония. Планировалось закрыть и сам монастырь.

Теперь судьба обители во многом зависела от ее насельников. Не дать закрыть монастырь! Насельники Жировицкой обители предались усердной молитве, впервые в правило монастыря была введена неусыпаемая Псалтырь, которую круглосуточно читали братия и сестры. Число акафистов в скорбные моменты доходило до 40 в сутки.

В 1963 году в Жировицкую обитель был назначен новый наместник архимандрит Михей (Хархаров), впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский (с 2002 года на покое). Ему удалось спасти обитель от закрытия, сохранив здание духовной семинарии, разместив в ней монахинь из Гродненского монастыря. Но безбожная власть продолжала бесчинствовать. Братский корпус был отнят, и в нем разместилась неврологическая больница с поликлиникой. Колокольня с пристройками, также отошли государству. Земли и огороды, принадлежавшие монастырю, были отняты. Все сводилось к тому, чтобы лишить монастырь элементарных средств существования. Отец Михей имеет опыт монастырской жизни (в Глинской пустыни был келейником и духовным сыном митрополита Гурия (Егорова)), обладает особой духовной энергией, притягивающей к нему людей. В обитель едут богомольцы, пожертвования увеличиваются, делаются ремонты храмов, улучшается быт насельников и насельниц. Расцветает старчество среди братии монастыря.

С 1959 года в числе братии был 82-х летний афонский монах Иероним (Коваль), проживший 60 лет в монашестве, - он прославился как великий подвижник и прозорливец.

Архимандрит Антоний почитал старца и пользовался его духовной поддержкой во время лихолетья. В момент искушений он обратился к афонисту с вопросом: "Отче, я юн, опыта духовного нет, послушание ректора и наместника мне непосильно. Не отказаться ли мне?" Старец ответил: "В лесу много деревьев, все они не ровные, но одно возвышается над всеми. Когда ненастье, то ему достается больше всех. А что оно делает? Терпит! Терпи и ты, а Господь Сам все управит". Накануне своей кончины одному иноку сказал: "Я всю ночь не спал, запиши эту мысль: По волнам житейского моря Доплыл до великого горя. И Вечный Капитан Велел явиться к Нему, Чтобы получить смертный саван." Поражает точное знание им своей кончины. Последний день своей жизни на земле старец провел деятельно: писал письма, беседовал с посетителями. К его могилке стекаются нуждающиеся в помощи. Есть много свидетельств о помощи, которую старец оказывает и после блаженной своей кончины.

Духовным приемником иеромонаха Иеронима Господь благословил быть иеромонаху Евфимию Байдакову (в будущем схиархимандрит Порфирий).

Долгое время отец Евфимий жил с иеромонахом Димитрием, подвижником очень высокой духовной жизни. Свой незаурядный монашеский и житейский опыт отец Дмитрий прикрывал личиной юродства. Отец Дмитрий очень ценил отца Евфимия за его любовь и преданность святой обители, но, как старший по жизни, он переживал о нем. Переживал, чтобы бес гордости и тщеславия не поработил верного раба Христова. Случалось, что отец Дмитрий устраивал такую грязь в келии, что бедный отец Евфимий, придя с трудных дневных экономских послушаний, еще подолгу наводил порядок в келии. Отец Евфимий досмотрел отца Дмитрия до самой кончины и потом часто с благодарностью и любовью вспоминал о своем старце.

Отец Евфимий много положил сил молитвенных и физических для сохранения обители. Он был мудрым, невероятно работящим, хозяйственным человеком. В монастыре было только трое рабочих, а везде был порядок. Всегда был в подряснике, куда бы не выходил или выезжал, а в богоборческие времена для этого нужна была твердая и несгибаемая воля. Скончался в 1994 году, на 88-м году жизни.

С 1965 года в Жировицком монастыре на покое проживал архиепископ Ермоген (Голубев). Сами старцы, как и во все времена, были гонимы и неугодны властям. За владыкой Ермогеном (Голубевым) был установлен круглосуточный надзор, всех приходящих к нему регистрировали, чтобы потом сообщать по месту работы. Ни одной службы владыка не совершал без проповеди, поэтому власти и в этом пытались его ограничить. Отцу Михею было предъявлено требование запретить служить и проповедовать в храме архиепископу Ермогену. Совесть молодого наместника не позволяла ему сделать это. За неподчинение безбожным властям отец Михей был снят с должности наместника и изгнан из Жировицкого монастыря в 1969 году. Обитель Жировицкая, внешне как бы умолкнувшая, сохранила напряженную, исполненную православной веры, внутреннюю жизнь и деятельность. После отставки Никиты Хрущева политика государства в отношении Церкви изменилась. Прямые преследования, направленные на ее уничтожение прекратились.

В 1978 году, после назначения митрополита Антония (Мельникова) на Ленинградскую кафедру, Православная Церковь в Белоруссии стала окормляться и жить по сей день под мудрым управлением Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета (Вахромеева), являющегося священноархимандритом Свято-Успенского Жировицкого ставропигиального мужского монастыря.

Имея от Бога множество даров и талантов, Владыка не прячет их в себе и не закапывает в землю. Каждый единый талант приносит десять других. Его прекрасный голос, степенность и четкость в совершении богослужений привлекает множество молящихся в храм. Всегда, когда совершает богослужение митрополит Филарет, храм переполнен молящимися. Высокий авторитет и глубокое уважение владыка снискал благодаря своим природным, врожденным деликатности, интеллигентности, доступности, а также христианскому воспитанию. С первых дней своего служения в Белой Руси владыка митрополит прилагает много усилий, чтобы возродить духовную жизнь в республике, которая по планам советских властей должна была стать первым безбожным, атеистическим регионом СССР. Став священноархимандритом Жировицкого монастыря, он заботится о его сохранении и укреплении. Чтобы обеспечить выживание обители владыка при своем посещении каждый раз привозит с собой зарубежных гостей. Желая привлечь к монастырской проблеме внимание небезразличного для советского правительства зарубежья, он организовал в Жировицы частые паломничества и экскурсии иностранных групп.

Частые личные визитации монастыря, совершаемые владыкой Филаретом, поднимали духовный настрой братии и сестер, которые всегда с большой радостью встречали своего священноархимандрита. Несмотря на отсутствие семинарии, обитель оставалась своеобразным центром образования: владыка Филарет организовывал в ее стенах для духовенства Белорусской митрополии ежегодные обязательные беседы, на которых священнослужители получали знания, касающиеся вероучения и приходской жизни. Производились ремонтные и строительные работы в монастыре. До 1988 года власти по-прежнему стремились ограничить поток в монастырь людей, желавших оставить мир и принять на себя монашеский подвиг. Если руководству обители удавалось выхлопотать прописку для нового послушника или послушницы, событие становилось настолько радостным и знаменательным, что заносилось в рукописную монастырскую "Летопись".

Новая эпоха в жизни обители началась с приездом в Жировицы схиархимандрита Иоанна (Маслова) в 1985 году. Он возродил духовно-нравственную жизнь, наладил хозяйство монастыря. Схиархимандрит Иоанн (Маслов), магистр богословия (воспитанник Глинской пустыни), один из лучших наставников духовных школ, он был назначен духовником братии. Сразу же после приезда отца Иоанна в Жировицкий монастырь к нему стали стекаться все ищущие спасения и жизни во Христе. Величие и красоту духа схиархимандрита Иоанна (Маслова) можно передать его же словами: "Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, стремиться к жизни вечной - вот наша цель и духовная красота". С 1986 года начинается пересмотр политики советского правительства по отношению к Русской Православной Церкви. В 1988 году, в год празднования Тысячелетия Крещения Руси, в обители проживало 21человек монашествующей братии. В этот год на Пасху впервые за 26 лет раздался колокольный звон, призывающий верующих к молитве в храме. В Жировицкой обители началось всестороннее возрождение. Золотились купола, ставились позолоченные кресты, ремонтировались храмы. Золотились иконостасы.

Облагораживалась территория монастыря. С Божией помощью в 1989 году, неимоверным трудом и усердием священноархимандрита Жировицкой обители Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета (Вахромеева) в стенах древнего Жировицкого монастыря в третий раз начала свою деятельность Минская духовная семинария. А с 1991, года впервые в истории Русской Православной Церкви, Минская духовная семинария в Жировицком монастыре была преобразована в высшую школу со сроком обучения до пяти лет. Весной 1989 года монастырю были выделены первые 7 га земли, благодаря чему начала развиваться хозяйственная деятельность монастыря. Наместником обители с 1990 года стал благочинный архимандрит Гурий (Апалько), в 1996 году проводится епископская хиротония отца-наместника архимандрита Гурия на Новогрудскую кафедру.

В 1991 году, на день Белорусских святых, в Жировицах было сугубое торжество по случаю апостольского посещения обители Светейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В 2002 году в день празднования иконы Божией Матери Жировицкой, он прибыл в обитель со вторым апостольским визитом. В 1996 году Жировицкую обитель посетил Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. Он обещал, что государство поможет монастырю.

Благодаря этой помощи под семинарию вернули бывший монастырский корпус и выделили деньги на ремонт возвращаемого здания.

Итак, милостью Божией обитель дожила до благодатных времен, когда всякий ищущий спасения свободно может посетить ее, полюбоваться ее красотой и тихо помолиться пред чудотворным образом Царицы Небесной за тех, кто приближал эти благодатные времена своим исповедничеством, подчас и мученичеством, а также неимоверными духовными и телесными страданиями, скорбями и болезнями. Не прерывается связь духовная с ушедшими старцами.

Преосвященнейший Гурий, наместник обители является духовным сыном приснопамятного схиархимандрита Иоанна (Маслова), во всем старается соблюдать и поддерживать тот порядок, устав и традиции, которые были заведены при схиархимандрите Иоанне.

Обитель Жировицкая и по сей день является тихим приютом для ищущих спасение и Христово утешение.

Не было единодушия при прославление царя Николая II. Отрадно видеть рядом иконы царских мучеников и Преподобной Евфросинии Полоцкой в обители настоятелем которой является владыка Филарет.

До сего дня в ней не пресекалась цепь подвижников, которые во смирении и послушании Святой Матери Церкви заботятся не только о спасении своей души, но и всякой души христианской, которую Пресвятая Дева призывает к Своему древнему Лику и целебному источнику из разных уголков земли.

Перед своей поездкой в Белоруссию прочитала про Жировицкий монастырь, про старца схиархимандрита Митрофана, какой высокой духовной жизни был он. Писали его духовные чада про помощь мудрым советом, про духовную опытность и прозорливость. Так захотелось увидеть, поговорить... Да только это были старые страницы. Скоро будет два года, как нет на земле благодатного старца. Осталась могилка, "оконце в Небо", осталась память духовных чад. Как светлеют лица, когда ведется рассказ об отце Митрофане. Встреча состоялась: и помощь и вразумление я получила, и радость и легкость после подробной исповеди - в монастыре никто никуда не спешит! Жировицы ждут Вас, приезжайте.

"Будем друг за друга молиться, чтоб нам в вечности не разлучиться..."

Перепечатывается с сайта http://tzarskiy-khram.narod.ru/zir.html 


Православные монастыри и  храмы:

| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О |

| П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э | Ю | Я |

Здесь читайте:

Жировицкая, чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Православные иконы.

 

 

РЕЛИГИИ РОССИИ

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС