Монастырь Святой Екатерины на Синае
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > ПРАВОСЛАВНИЕ МОНАСТЫРИ >

ссылка на XPOHOC

Монастырь Святой Екатерины на Синае

-

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Монастырь Святой Екатерины на Синае

Монастырь Святой Екатерины на Синае — монашеская обитель, расположенная у северного подножья горы Моисея (библейская гора Хорив) на высоте около 1500 м над уровнем моря. Монастырь заложен в 30-е гг. VI в. императором Юстинианом I (527-565) на месте библейской Неопалимой Купины по просьбе монашеской общины Синая, нуждавшейся в укрытии от набегов кочевников. Ранее на этом месте находился небольшой, защищенный укреплениями храм Неопалимой Купины, возведенный в 330 г. заботами святой равноапостольной императрицы Елены. Строительство основных сооружений монастыря было завершено между 548 и 565 гг. К этому времени были возведены крепостные стены из гранита (высотой от 9 до 18 м), католикон в виде базилики в честь Преображения Господня, часовня Неопалимой Купины, непосредственно примыкающая к католикону, и монашеские кельи. На вершине горы была возведена часовня Святой Екатерины, позже туда были перенесены ее мощи. К монастырю было приписано 200 семей вольноотпущенников, получивших свободу с условием переселиться на Синай. Часовня Неопалимой Купины, являющаяся по сути заалтарным пределом храма, в качестве основания престола имеет корни самой Купины, которая растет снаружи. В храме Преображения два ряда массивных колонн по шесть в каждом, рассекая интерьер, делят его на три нефа с боковыми приделами, алтарной апсидой и притвором. В боковых притворах находятся погребения иноков, закрытые бронзовыми пластинами-щитами с христианской символикой. В 565-566 гг. алтарная апсида храма была украшена величественной мозаикой Преображения Господня. Конец VI в. и самое начало VII в. стали для Синайской обители знаменательны благодаря деятельности выдающихся настоятелей монастыря: Иоанна Лествичника и Анастасия Синаита (Киновита). Когда Синайский полуостров в 641 г. был захвачен арабами-мусульманами, единственным местом, где сохранилось христианство, оставался Синайский монастырь, поскольку он имел охранную грамоту от самого пророка Мухаммеда («ахтинаме»), пожалованную в 624 г. Тогда ворота обители были наглухо замурованы, и в монастырь стало возможным попасть лишь посредством специального ручного лифта (много позже в стене была пробита калитка). За высокими стенами монашествующие продолжили вести привычную жизнь, но число монахов стало постепенно сокращаться: одни принимали ислам, другие бежали. Во враждебном исламском окружении монастырь пришел в запустение, и к началу IX в. в обители осталось всего 30 монахов. В X- XI вв. одна из христианских часовен внутри монастыря, по требованию одного из мусульманских правителей, была преобразована в мечеть. Однако эта мечеть не могла должным образом использоваться, поскольку была неправильно ориентирована на Мекку. Еще в конце VII в. монахи монастыря, повинуясь видению, поднялись на гору, носящую теперь имя Екатерины (высочайшую из вершин горного массива Синая и всего Египта), нашли там мощи святой великомученицы Екатерины, принесли их в обитель и поместили в золотую раку в монастырском храме. В связи с этим с XI в. монастырь получил повсеместную известность под именем св. Екатерины. В 1027 г. инок Симеон, взяв часть мощей св. Екатерины, отправился на Запад за сбором пожертвований и добился значительных успехов. Позже подобное хождение на Запад и с той же целью повторил епископ Синайский Иорий. В 1063 г. был образован рыцарский орден Святой Екатерины, который взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло с образованием христианских государств на Ближнем Востоке после Первого крестового похода. Западные паломники шли сюда, чтобы приложиться к мощам знаменитой святой, особенно почитаемой в средневековой Европе. Несмотря на непреодолимые разногласия, имевшиеся между Православной Церковью и западными христианами, Синайский монастырь со времен крестовых походов находился одновременно под патронажем как византийских императоров, так и европейских властителей, включая королей Иерусалима, римских пап и венецианских дожей. В монастыре появились франкские часовни, в западном стиле были перестроены некоторые помещения, появились фрески западных художников. Монастырь Святой Екатерины в эпоху Крестовых походов был обязательной достопримечательностью в западноевропейских описаниях Святой Земли и маршрутах паломников. С XIII в. наступил тяжелый для монастыря период правления мамлюков в Египте. Однако с 1368 г. началось регулярное поступление материальной помощи обители от великого князя Московского, а русские паломники посещали Синай с первой половины XI в. В 1517 г., после захвата Синая турками, монастырь был на грани закрытия. Но турецкие власти благодаря «ахтинаме», все же не тронули монастырь и даже предоставили особый статус его игумену в сане архиепископа. Оригинал «ахтинаме» турки вывезли в Стамбул, а для братии была сделана юридически заверенная копия. К этому времени уже сформировалась большая часть уникальной монастырской коллекции рукописей и икон. В XVI в. в монастыре принял постриг крещенный иерусалимским патриархом Иоакимом (1486-1564) султан Египта Мелек-Миназа. В 1575 г. Константинопольский собор положил конец длительному спору между Александрийским и Иерусалимским патриархатами о принадлежности монастыря в пользу последнего. В 1797 г. северную стену монастыря восстановили саперы Наполеона, который предоставил обители свой «Охранный эдикт». В 1865 г. под поручительство русского императора Александра II из монастыря с целью изучения был вывезен через Каир в Санкт-Петербург знаменитый Синайский кодекс, который в 1933 г. был незаконно продан Британскому музею. С 60-х гг. XX в. в действующем монастыре под эгидой ЮНЕСКО проходят реставрационные работы. В настоящее время библиотека монастыря считается второй после библиотеки Ватикана по богатству фонда древних рукописей. Наиболее ценные святыни монастыря хранятся в капелле Неопалимой Купины.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.83-85.


Далее читайте:

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав.

Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников.

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Религиозные деятели:  | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС