Храм Святого Димитрия |
|
V в. |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Храм Святого ДимитрияХрам Святого Димитрия — главный храм Фессалоник (Солуни), посвященный святому воину, покровителю этого города, построенный в середине V в. Леонтием, префектом Иллирика, на месте терм. По окончании строительства в храмовой крипте была помещена рака с мощами св. Димитрия Солунского (его кровью в сосуде или на куске материи), а в левой части центрального нефа был сооружен мраморный киворий с шестиугольной крышей, в котором стояло серебряное ложе с ликом св. Димитрия. Позже мраморный киворий был замен на посеребренный. Вследствие пожаров храм неоднократно перестраивался и свой окончательный вид обрел только после масштабной реставрации во второй половине VII в., получив форму эллинистической базилики с пятью нефами, атриумом, нарфиком и трансептом. Нефы были отделены друг от друга рядами из 15 колонн. С X в. мощи св. Димитрия Солунского стали источать миро, которое своей исцеляющей силой привлекало в храм множество верующих. Благодаря этому храм Святого Димитрия стал известен далеко за пределами Фессалоник. В 905 г. он серьезно пострадал при нападении на город арабских пиратов. В 1185 г. храм был разорен сицилийскими норманнами, но впоследствии большая часть ценностей была возвращена. Значительные ремонтные работы в здании проводились в 1319-1320 гг. по поручению императора Михаила IX, посетившего перед этим Фессалоники. Тогда была заново сделана крыша и подновлены колонны. После перехода Фессалоник под власть турок храм Святого Димитрия был оставлен христианам. В это время к нему был пристроен сводчатый перистиль с фиалом для святой воды. Однако в 1493 г. здание было отобрано у христиан и превращено в мечеть. Базилика возвратилась к Православной Церкви только в 1912 г., когда греческие войска заняли Фессалоники, однако в 1917 г. в храме произошел сильнейший пожар, уничтоживший большую часть его внутреннего убранства, особенно в верхней части здания. Оставшиеся зарисовки утраченных фресок и мозаик, а также их сохранившиеся фрагменты позволяют говорить о большом мастерстве их создателей. Мозаиками были украшены боковые нефы и алтарь, при этом самые ранние датируются V-VI вв., а самые поздние — XII в. По большей части они посвящены сценам из жизни св. Димитрия Солунского. Из ранних мозаик уцелели картины, изображающие св. Димитрия в окружении различных персонажей: двух детей, двух ангелов, четырех священников и двух архиереев, курировавших реставрацию VII в., а также других фигур; сохранились, кроме того, два больших портрета святого. В ходе ремонта после пожара 1917 г. были открыты более поздние мозаики, изображающие, в частности, св. Луку Фокидского из г. Стейра, святителя Григория Паламу и св. Иоасафа, а также несколько сцен из жизни св. Димитрия. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.479-480. Далее читайте:Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав. Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников. Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Константинопольские патриархи (биографический справочник). Религиозные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |