Суннизм |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
СуннизмСуннизм, одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным, «правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в VIII—IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа), которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ. Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка Мухаммеда — родными убитого третьего халифа Османа (644—656) из мекканского рода Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656—661), двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков — Алидов на власть, на имамат — посредничество между Богом и людьми, духовное и политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе — шиизм. Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть. Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха. Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну, иджму и кыяс. Иджма предусматривает согласное мнение богословов — законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и выражает мнение всей мусульманской общины суннитов; кыяс означает суждение о непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными положениями. На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс мусульманского права — шариат (конец VIII — начало IX вв.). Сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (юридических школ) — ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Основатели этих мазхабов, существующих до настоящего времени, — Абу Ханифа (около 699 — 767), Малик ибн Анас (708/715—795), аш-Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855) были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими «иджтихад» — самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них двери «иджтихада» были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи «фетв» — заключений высших авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее изданных «фетв». В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их проведением. Наиболее важными праздниками являются: «ид аль-адха» — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник разговения (1—2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан). Во многих мусульманских странах эти праздники отмечаются на государственном уровне. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа) терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну, которые регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности согласованы с шариатом и приравнены к нему. Суннитами является большинство мусульман стран Африки и большей части Азии (кроме Ирана, Ирака, Бахрейна, Омана, Ливана, Азербайджана). Всего, по приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 835-836. Далее читайте:Ислам (общее описание, отличительные черты, основные праздники).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |