Бельские просторы
|
Учитель — профессия вредная...
С Натальей Ситниковой я знакома со студенческих лет. По образованию
она журналист, а по призванию педагог. Наташа работает преподавателем в
одном московском профессионально-техническом училище. Кроме того, занимается
фотожурналистикой. Мне кажется, что лучше всего ей удаются детские портреты.
У нее редкий дар — она чувствует душу ребенка.
Наши суровые времена заставили Наташу, как и многих из нас, искать
дополнительный заработок. Так пять лет назад она стала няней. А потом у нее
родились свои внуки. Атмосфера Наташиной семьи, где ей волею судеб выпала
роль главы, отличатся особым человеческим теплом, спокойствием и каким- то
умным оптимизмом. Я очень люблю бывать у нее в гостях. Однажды за чаепитием
я включила диктофон, и получилась вот такая беседа.
— Скажи, что
тебя сейчас больше всего волнует?
— Конечно, нравственное воспитание детей. Если им не заняться сейчас, может
случиться катастрофа. Подростки, с которыми я общаюсь, это в какой-то мере
несчастное поколение, многих из них уже трудно перевоспитать, а порой даже
невозможно: это дети, не привыкшие к духовному труду.
Школа, училище не имеют такой воспитательной силы, как семья, дом, а
родители этих подростков озабочены прежде всего тем, как выжить, и ни на что
иное у них не остается ни сил, ни времени.
Способ выживания, как правило, торговля, и все основные ценности лежат
именно в этой области. Уже несколько лет подряд я спрашиваю у своих
выпускников, кем бы они хотели работать и где. И большинство отвечает, что
их не особо интересует, где и как, главное, чтобы больше платили. Потому что
в бедных семьях разговаривают сейчас главным образом о деньгах и где их
заработать. Все это, конечно, нормально и по-человечески понятно, если есть
нравственная основа. Но все дело в том, что такой основы зачастую нет.
— Какой смысл ты вкладываешь, в это понятие “нравственная основа”?
— Самый простой — соблюдение божьих заповедей.
Понимаешь, все главное в личности человека закладывается в детстве. Мы
сейчас ругаем старое дореволюционное обучение. Его, действительно, нельзя не
ругать. Но дело в том, что там была основа, там дети с приготовительного
класса читали Самую Главную Книгу — Библию. И к этому следует вернуться.
Может быть по-иному, не обязательно в таком объеме, не такими методами. Но
дело в том, что Библию необходимо знать каждому, потому что с этого
начинается культура, начинается человек. И если сейчас наши власти
спохватятся и поймут, насколько все это важно, и, чтобы не потерять
следующие поколения, (а ведь уже родились будущие папы и мамы, которые
обзаведутся детишками в третьем тысячелетии), озаботятся всерьез проблемами
воспитания и поменяют школьную программу, то есть надежда на нравственное
оздоровление общества.
— Какие изменения, на твой взгляд, нужно внести в программу?
Сейчас старые методы уже не пригодны, следует искать новую форму, потому что
дети уже другие, и потому что очень изменилась сама жизнь. Хорошо, если
появятся преподаватели, получившие глубокое гуманитарное образование,
которые очень умно смогли бы донести до детей главные нравственные ценности.
Это может быть связано с Пушкиным, с поэзией, с культурой, с привлечением
наших классиков, наших художников. Но опять-таки на основе евангельских
заповедей. То есть совмещение светского и церковного воспитания. Такое
совмещение, где главный упор делается на воспитании личности, воспитании
человеческого достоинства.
— Но ведь такой путь требует колоссального душевного труда?
— Учитель вообще-то очень вредная профессия. Говорят, что после семи —
десяти лет работы ему нужно сделать передышку, потому что он теряет
жизненную ориентацию. Как, например, богатому человеку кажется, что у всех
такие же проблемы как у него, так же и педагог, когда он только учит, он
привыкает к тому, что всегда прав, то есть он вещает, а ученик внемлет.
Таким образом, энергия влияния однонаправленная — сверху вниз. А это очень
опасно, и, прежде всего, для самого педагога. Советская школа, да и
дореволюционная, была построена таким образом, что ученик никоим образом не
мог быть в “оппозиции” к учителю. Эта система подчинения, очень сильно
испортила и тех и других, главное — она учителей испортила, и сейчас педагог
находится в самой незавидной ситуации: привыкнув кричать, он не умеет
слушать. А нужно учиться слушать, нужно создать такую обстановку равноправия
в школе, где ты, учитель, прислушиваешься прежде всего к детям. И ты идешь
от них, от их потребностей, потому что они дети, и они ближе к Богу. У них
нет власти, но на их стороне больше правды. И эту правду надо услышать, а
это очень трудно, ведь тебе кажется, что ты самый сильный, самый мудрый,
хотя на самом-то деле все это не так. Радует то, что у нас есть учителя,
идущие именно по этому пути, некоторые из них, создали свою теорию, свою
школу. Профессор Ш.А. Амонашвили очень любил работать с первоклашками,
шестилетками. Перед началом каждого учебного года он знакомился со всеми
будущими учениками, с их родителями, на каждого будущего питомца заводил
особую тетрадочку, куда записывал все, что узнал о ребенке, все свои
наблюдения, и только после такого близкого знакомства начинал обучение. Это
принцип христианства, учить не по верхам, но, по сути, то есть доходить до
каждого ребенка в отдельности. И поэтому у Амонашвили такие большие успехи.
Он не побоялся стать на уровень своих учеников, то, чего боятся сейчас наши
учителя.
И еще, хорошо бы учителям чаще приходить на исповедь, потому что, выявляя
ошибки ученика, учитель порой не понимает, что сам совершает много ошибок. Я
знаю одного очень мудрого священника, который сам приезжает в школу и
приглашает учителей к себе на исповедь. Это очень большая работа и очень
благотворная.
Но одна школа не спасет. Мне кажется, что если родители поймут, что душа
человека стремится не только к выживанию, но, главным образом, к духовным
накоплениям, то тогда все будет нормально. — Ты знаешь, по-моему, это
очень трудно. Сейчас все средства массовой информации талдычат про
“красивую” жизнь, поклоняются золотому тельцу и проповедуют, что главное в
жизни — достичь богатства.
— Да, к сожалению, это так. Люди не понимают, что иногда богатство убивает
душу.
Не так давно я прочитала одному малышу изречение Эзопа, где он сказал:
“Старайся быть не богатым, а разумным, богатства можно лишиться, а
разумность всегда с тобой”. И я спросила его, чтобы он предпочел, если бы у
него был выбор. И он ответил: “Богатство”, потому что таков строй его семьи.
Поэтому мне немножко за него страшно, как он будет дальше развиваться, ведь
духовная ущербность, мне кажется, более страшна, нежели бедность. — Что
было для тебя главным в воспитании твоей дочери?
— Главное было не потерять с ней духовную связь, ни при каких
обстоятельствах, Поэтому приходилось постоянно совершенствоваться. Чтобы
быть интересным ребенку, нужно самой стараться быть интересным человеком.
Нужно постоянно общаться с ребенком на какие-то духовные темы.
Мне кажется, в воспитании нужно идти от ребенка — слушать его внимательно.
Это самое главное. Многие молодые родители это уже поняли, и очень хорошо,
что появились школы, где их обучают общению со своими детьми.
Вообще воспитание — это постоянный поиск, постоянный эксперимент и очень
тяжелый труд, ведь главное — не навредить. Со своими детьми, на мой взгляд,
я была слишком серьезной. Сейчас я стараюсь с внуками как можно больше
играть. Например, мы играем во всяких животных. Во время таких игр ребенок
освобождается от многих ненужных эмоций — агрессивности, раздражительности,
злости и так далее. Общение с детьми удивительно обогащает, у меня порой
такое ощущение, что я смотрю на мир их глазами и вижу то, чего бы в другом
случае не заметила. — А как ты относишься к американским мультфильмам,
которые нынче заполонили телевизионные экраны и переводным детским книжкам в
крикливо-ярких обложках?
— Все это очень вредно. Эта продукция делается ради денег, но не ради детей.
Все чересчур, все перекрашено, все действует на зрение, и ребенок теряет
способность воспринимать полутона и нормальные цвета. Это как наркотик. Наши
фильмы в этом отношении более естественны. Кроме того, они духовны. И потом,
обрати внимание, их не так много. Это ужасно, когда круглосуточно крутят
мультики и дети их смотрят.
Потому что такой большой объем активной информации, без чего-то другого,
настоящего, это безумно вредно.
— То есть, если мама озабочена психическим здоровьем своего ребенка,
сохранением его индивидуальности, то ей нужно немедленно вытащить штепсель
телевизора из розетки и не включать его, пока ребенку не исполнится лет
семь, а то и десять?
— С одной стороны, да. Но с другой стороны, маленький человек должен быть в
курсе событий, И, кроме того, родители все равно смотрят телевизор.
Человечество без телевидения уже не может обойтись.
— Это понятно, как говорится, окно в мир. Но ты никогда не
задумывалась вот о чем. Представь, что стены в наших домах на минуточку
стали стеклянными, и что же увидит сторонний наблюдатель: сидят в своих
комнатах люди, вперившись взглядом в мерцающий ящик, сидят молча часами, не
обращая внимания друг на друга и не разговаривая. Это же жуть!
— Мне кажется, что телемания возникает из-за отсутствия настоящей жизни.
Я спросила одного молодого человека, почему он постоянно смотрит телевизор,
и он ответил мне кратко: “адреналин”. Видимо, ему не хватает адреналина в
настоящей жизни. Не хватает интересной работы, интересного общения...
Поэтому мне кажется очень важным, чтобы люди могли не наблюдать
срежессированную жизнь по телевизору, а жить и чувствовать. И тогда все
будет нормально. Христианство, это как раз один из путей оживления души,
когда человек постоянно в молитве просит, чтобы душа его воскресла. К
сожалению, большинство душ уже зомбировано. И люди не понимают своего
предназначения. Вот что пугает. — А меня раздражает обилие на экране
лиц, которые и не лица вовсе, а маски, созданные с помощью имиджмейкеров.
— Тебе не кажется, что это наследие старых времен, когда было очень много
лжи в нашей стране. Лицемерие вошло в плоть и кровь. Люди ведь всегда
чего-то боялись. Наша мама, чтобы нам выжить, по ночам шила, но шить без
лицензии на заказ нельзя было. Все мельчайшие лоскутки уничтожались, стук в
дверь — и у мамы начиналась паника. Она боялась, что ее тут же заберут.
— В старой жизни, было много зла и идиотизма, но я за то, чтобы
общественное развитие не откатывалось назад, а шло вперед. С прошлым нужно
попрощаться, взять из него лучшее и пойти дальше к лучшей жизни.
— Ты знаешь, один детский психолог как-то сказал, что если ребенок способен
разрушить башню из кубиков — с ним все в порядке, значит у него есть силы
возвести новую. Думаю, это касается и нашего государства, разрушив старое,
мы сможем построить новое. Ведь силы должны быть. — Боюсь, дело
осложняется тем, что в нашей горячо любимой стране, власть имущим всегда
было абсолютно наплевать на рядовых граждан.
— Да это так, но не это главное. Главное, чтобы человек был нужен своей
семье. Семья становится оплотом. А когда много-много здоровых семей, то
что-то может измениться и в государстве. У русского человека всегда была
одна слабость, он любил писать челобитные царю, генсеку, губернатору... Все
уповали на власть. А мне кажется, что очень многое зависит от нас самих, от
нашего подхода к жизни. Понимаешь, каждый должен построить свой храм.
Сначала внутри себя, потом в своей семье. Я пытаюсь создать храм в своей
семье, но это невероятно трудно. Ты знаешь, какая происходит борьба внутри?
Постоянная борьба, постоянное искушение. И здесь мне помогает вера. Ведь
христианство — это воспитание духа. Той самой воли, которой русскому
человеку всегда недоставало. Я придаю особое значение молитве (только,
конечно, искренней)... Начинаешь отчитываться перед Богом, рассказываешь
ему, что ты сделала, что ты собираешься сделать, просишь за своих близких,
за тех, кого любишь, и в этот момент чувствуешь успокоение. И я с надеждой
смотрю в будущее. Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |