II Романовские чтения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2009 г. |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
II Романовские чтенияВеселов В.Р., Журавлев А.М. Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова Провинциальная интеллигенция и власть в условиях массовой коллективизации российской деревни
Одним их драматичных периодов взаимоотношений центра и провинции были годы массовой коллективизации села, когда коренным образом перестраивался весь уклад российской глубинки. Наряду с грубыми формами и методами политического насилия, социально-экономического давления на права сельского населения одновременно осуществлялся курс на модернизацию страны, в орбиту которого широко вовлекалась сельская провинция, преодолевая былую замкнутость, культурную изоляцию и оторванность от городских центров. В русле этих процессов существенно менялось положение провинциальной интеллигенции, ее количественный и качественный состав, отношения с властью, населением и т.д. Изучение противоречивого опыта взаимоотношений провинциальной интеллигенции и власти на коренном переломе российской деревни в 1920-1930-е годы приобретает особо актуальное значение в современных условиях реформирования общества, поисков механизма эффективного взаимодействия центра и провинции, обеспечения социального единства. В данной статье ставится задача на материалах крупного региона российской провинции – Верхнего Поволжья – осветить актуальные аспекты взаимоотношений властных структур и сельского учительства, самого многочисленного отряда провинциальной интеллигенции, в период колхозного строительства в 1920-1930-е годы. Учительская интеллигенция села представляла собой крайне разнородную социокультурную группу населения, представители которой существенно различались по своему образовательному, социальному, возрастному и прочим составам. К 1927 г. учительство села по своему возрастному составу делилось в РСФСР на следующие группы: до 20 лет – 9,5 %, от 21 до 25 лет – 29,2 %, 26-30 лет – 23,7 %, 31-40 лет – 26,4 %, 41 и старше – 11,2 %. Разнороден был и образовательный уровень сельских педагогов. Среди учителей средних и неполных средних школ имели начальное образование – 10 %, среднее – 66,5 %, высшее – 23,5 %. Не меньшая пестрота была и в партийно-комсомольском составе учителей. Покажем это на примере учителей начальных школ Верхнего Поволжья, среди которых к 1927 г. было членов ВКП(б) 3,9 %, ВЛКСМ – 8,9 %[i]. Большие отличия были и в социальном составе. В среде сельских учителей начальных школ страны выходцы из рабочих составляли в 1927 г. 5,1 %, крестьян – 51,6 %, служащих – 15,1 %, прочих – 28,2 %. Эта разнородность усиливалась ещё и региональными особенностями, отражающими специфику социокультурного окружения школы. В промышленном регионе Верхнего Поволжья удельный вес выходцев из рабочих в среде учителей сельских начальных школ был выше и составлял 6,5 %, выше была и доля служащих – 23 %, а процент лиц крестьянского происхождения был соответственно ниже – 43,6 %[ii]. Ещё один уровень разнородности учительства был связан со структурой школьного образования, местом профессиональной работы педагога. Учителя начальных школ и преподаватели-предметники средних и неполных средних школ существенно отличались друг от друга своим образовательным, возрастным, партийным и другим составом. Если к 1927 г. 23,5 % преподавателей сельских средних и неполных средних школ имели высшее образование, то среди учителей начальных школ доля лиц, окончивших вузы, составляла лишь 0,7 %. Существенные различия были и в партийном составе. В 1927 г. партийное ядро в среде учителей-предметников РСФСР составляло 14,3 % против 4,6 % в рядах педагогов начальных школ. В районах Верхнего Поволжья это соотношение выглядело так: 12,8 % и 3,9 %[iii]. Ещё одна и не последняя градация неоднородности учительской интеллигенции была связана со специализацией преподавателей-предметников. Среди преподавателей-общественников партийное ядро было намного значительнее, чем в составе других предметников. В составе первых оно выросло к началу 1930-х годов до 68,8 % против 6,8 % соответственно в рядах преподавателей общеобразовательных дисциплин[iv]. Свои отличительные черты имела и группа руководителей школ, их директоров, завучей, партийных, комсомольских, профсоюзных лидеров и др. Обширность приведённой статистики далеко не полно отражает реальную социокультурную неоднородность сельского учительства накануне массовой коллективизации деревни. Язык цифр не может отразить морально-психологическую, мировоззренческую неоднородность интеллигенции, идейно-политических, жизненных позиций того или иного её представителя. Наряду с учителями-коммунистами, активными комсомольцами, безоговорочно поддерживающими курс на коллективизацию деревни, было и немало педагогов, особенно среди лиц с дореволюционным стажем работы, относящихся насторожено, с недоверием, а то и с открытым неприятием к политике правящего режима. Информационные материалы местных органов власти, профсоюзных, комсомольских комитетов конца 1920-х годов содержат немало конкретных фактов антисоветской пропаганды со стороны отдельных учителей, выступающих против колхозного строительства, разделяющих эсеровские лозунги о земле и др.[v] Таким образом, партийно-советская власть при переходе к политике массовой коллективизации столкнулась с непростой дилеммой: с необходимостью привлечения широкой учительской массы, главной культурной силы села, к реформированию деревни и неготовности значительной части учительства стать активным и надёжным помощником партийно-государственных органов в реализации курса на социалистическое переустройство сельского мира. Надо отдать должное руководству страны, сумевшему чётко оценить реальную ситуацию и выработать достаточно выверенную программу действий. Анализ материалов центральных и местных органов власти дает основание для вывода о том, что выработка программы привлечения учительства к колхозному и культурному строительству осуществлялась последовательно и целенаправленно. Наряду с декларативными заявлениями о доверии к учительской интеллигенции органы власти тщательно изучали состояние дела, анализировали настроения, тенденции в педагогической среде, процесс её дифференциации. XV съезд ВКП(б), взявший курс на коллективизацию, выдвинул перед партийными организациями задачу сделать сельских учителей «активными и сознательными деятелями социалистического преобразования деревни»[vi]. По инициативе агитпропотдела ЦК партии руководство профсоюзом работников просвещения страны провело в феврале-марте 1928 г. широкую проверку состояния общественной активности сельского учительства. По итогам проверки при ЦК ВКП(б) состоялось специальное совещание. Его материалы были серьезно проанализированы в докладной записке отдела ЦК ВКП(б) по работе в деревне, представленной в январе 1929 г. в Оргбюро Центрального комитета правящей партии[vii]. Анализ указанных материалов, хранящихся в ГАРФ в фонде партийной фракции ЦК профсоюза работников просвещения СССР, показывает, что к рассматриваемой проблеме было привлечено внимание высших партийных инстанций. Констатировалось реальное положение дел, политическая пассивность значительной части сельских учителей, охотно участвующих в культурно-просветительской работе, но не желающих «портить отношения с кулаком». Обосновывалась неотложная задача вовлечения в политическую работу сельского учительства, от которого теперь власть требовала не «просто лояльного отношения» и профессионального сотрудничества, а непосредственного участия в коллективизации, в борьбе с кулачеством, проведений «линий партии» в деревне[viii]. Требования к учительству выдвигались, таким образом, довольно жесткие и высокие. Их выполнение было связано с немалыми трудностями для учителей, а в ряде случаев и с риском для жизни. Только во Владимирском округе было зарегистрировано в 1929 г. 30 террористических актов против учителей-активистов на почве обострения классовой борьбы в деревне, кулацких выступлений против колхозов[ix]. Учитывая сложность ситуации, властные структуры осуществляли дифференцированный подход в работе с учительством, делая упор на партийно-комсомольское ядро в его среде, молодые кадры, окончившие советские учебные заведения, имеющие в большинстве своем рабоче-крестьянское происхождение. За счет выпусков из педвузов и техникумов, а особенно благодаря массовому притоку окончивших курсы, мобилизованных на педагогическую работу социальный состав учительской интеллигенции существенно менялся в сторону усиления его рабоче-крестьянского ядра, сокращения категории «прочих». Как показывают данные таблицы 1, пролетарская прослойка наиболее интенсивно росла в среде учителей крупных промышленных районов. Так, в составе педагогов-предметников Верхнего Поволжья она выросла за период с 1927 по 1932 годы с 5,6 до 20,4 %, тогда как в целом по стране это соотношение выглядело менее масштабно: 5,4 и 15,1 %. Таблица 1 Динамика социального состава учительских кадров (данные по СССР в процентах) [x]
Если выходцы из духовенства составляли в 1932 г. в среде учителей начальных школ с дореволюционным стажем 19,3 %, то в составе новых поколений педагогических коллективов их доля, как показывают данные таблицы 2, неуклонно снижается: в 1926-1927 годы – 4,3 %, 1930-1931 – 3,1 %, 1932 – 0,9 %. Таблица 2 Динамика партийно-комсомольской прослойки в составе учительских кадров (данные в процентах) [xi]
Формируя состав учительской интеллигенции в нужном ему направлении, правящий режим создавал прочную социальную опору для работы с учительством, привлечения его к реализации своих политических установок и планов. Особо пристальное внимание власть уделяла формированию среди сельской интеллигенции коммунистического ядра, призванного стать её авангардным отрядом. Укрепление партийно-комсомольского состава учительства шло путем выпуска новых кадров, мобилизации коммунистов и комсомольцев на педагогическую работу в систему краткосрочных курсов. Растет внимание властных органов к вопросам улучшения материального положения сельского интеллигента, организации его быта, условий труда, культурного досуга и т.д. Общие тенденции формирования кадров сельского учительства в условиях коллективизации деревни полно и одновременно специфически проявлялись в Верхнем Поволжье, крупном регионе Центральной России. Позитивно влияли здесь на решение кадровых вопросов для сельских школ наличие в промышленном и культурном развитом регионе многочисленного рабочего класса, широкой сети партийных, советских, общественных организаций, культурных, библиотечно-музейных центров, достигнутых к 1927 г. определённых успехов в развитии педагогического образования, особенно её среднего звена. Положительно сказывалась и близость к столичному центру, постоянная связь с центральными государственными ведомствами, учреждениями и т.д. Однако имелись региональные факторы и негативного характера. Упразднение в 1929 г. в связи с образованием обширной Ивановской промышленной области традиционных для региона губерний (Владимирской, Костромской, Ярославской) существенно ослабило культурообразующую роль бывших губернских центров, создало дополнительные трудности для управления огромной и неоднородной территорией, прежде всего отдалёнными районами, которых было немало, особенно в Костромском крае, где в рассматриваемый период не было своего педагогического вуза. Исторический опыт формирования кадров сельского учительства в 1920-1930-е годы при всей его противоречивости и удалённости по времени представляет несомненный интерес не только в контексте чисто исторического исследования, но и в целях его актуализации при решении ряда проблем современного нашего общества, в частности укрепления сельской школы как важного культурообразующего центра российской глубинки. Примечания [i] См.: Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г., т. 1, ч. 2. – М., 1930. – С. 24; Просвещение в РСФСР в 1926/27 учебном году. – М., 1928. – С. 125; Ильин Г. Школа за 15 лет. – М. – Иваново, 1932. – С. 28; ГАИО, ф. 230, оп. 1, д. 27, л. 32. [ii] См.: Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г., т. 1, ч. 3, … с. 24, 240; ГАРФ, ф. А-327, оп. 27, д. 164, л. 30; ГАИО, ф. 427, оп. 1, д. 54, л. 219. [iii] См.: Кадры просвещения…, с. 26-30; Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г., т. 1, ч. 2, … с. 25; Просвещение в РСФСР в 1926/27 учебном году. – М., 1928. – С. 124-125; ГАИО, ф. 427, оп. 1, д. 54, л. 219. [iv] См.: Кадры просвещения. – М., 1936. – С. 110-121. [v] РГАСПИ ф. 17, оп. 69, д. 395, л. 177; ГАРФ, ф. А-2306, оп. 70, д. 1672, л. 11. [vi] КПСС в резолюциях …, т. 4, с. 57. [vii] ГАРФ, ф. 5462, оп. 18, д. 12, лл. 1, 2; д. 36, лл. 8-51. [viii] Там же, д. 50, лл. 1-47. [ix] ГАИО, ф. 1276, оп. 1, д. 24, л. 9. [x] Таблица составлена на основе материалов: Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г. …, с. 92-94; Кадры просвещения …, с. 36, 92-94. [xi] Таблица составлена на основе данных: Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г. …, т. 1, ч. 3, с. 24, 240; Кадры просвещения …, с. 40, 100-121; Просвещение в РСФСР в 1926/27 учебном году. – М., 1928. – С. 125; Ильин Г. Школа за 15 лет …, с. 28; ГАИО, ф. 230, оп. 1, д. 27, лл. 32, 54; ГАНИКО, ф. 1, оп. 1, д. 1524, лл. 110-111. II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. Далее читайте:Коллективизация - коренная ломка земельных отношений в СССР в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. Иосиф Сталин. Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения. Иосиф Сталин. К вопросам аграрной политики в СССР. Иосиф Сталин. К вопросу о политике ликвидации кулачества, как класса. Иосиф Сталин. Речь на первом съезде колхозников-ударников. Яковлев А. И. Воспоминания. Рукопись.1983 год. Черевковский филиал Красноборского историко-мемориального и художественного музея Архангельской области. Подготовка и комментарии В.И. Щипин.16 декабря 2006 года. XI. Коллективизация сельского хозяйства.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |