II Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

II Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

II Романовские чтения

Розанова Н.А.

Галичский индустриальный колледж

Развитие отхожих строительных промыслов в Галичском уезде

В Галичском уезде Костромской губернии широкое распространение получили строительные отхожие крестьянские промыслы.

История развития отхожих промыслов в Галичском уезде уходит своими корнями в 17 век. Смута в России в начале 17 века привела к полному запустению пахотных земель. «А в тех пустошах по книгам пашни лесом поросло в кол и жердь и в бревно… в том поместье и всей … волости и около тое волости верст по двадцати и по тридцати и по сороку … пусто, все лесом поросло»[i]. К 40м годам 17 века состояние земледелия в Замосковном крае (это территория, окружавшая столицу государства, куда входил и Галичский уезд) улучшается. Чтобы увеличить доходы, помещики заменяют барщину оброком, который крестьяне вносят натурой.  В дальнейшем видное место занимает уже денежный оброк. В это время развиваются отхожие крестьянские промыслы. Местами отхода были города, особенно Москва, и судоходные реки – Волга, Ока.

Развитию отхожих промыслов способствовала практика принудительной отправки крепостных крестьян в различные пункты страны для выполнения строительных работ по сооружению городов и укреплений. Из Галичского уезда на постройки военных укреплений отправлены были крестьяне усадьбы Волженских «Окольные и тутошные люди привлекались к сооружению засек в Смоленской области на литовском рубеже в начале пятидесятых годов 17 века – в то время, когда М.М. Волженский нес службу по охране этого рубежа»[ii]. Население Галичского уезда давало даточных людей на городовое и острожное дело. Городские и острожные повинности способствовали укреплению и развитию строительного мастерства. Галичские плотники, каменщики стали известны далеко за пределами края. Их набирали для строительных работ в Москву, а позднее в Петербург.

Еще в 18 веке в Санкт-Петербурге появились выходцы из Костромской и Ярославской земли – не по собственному желанию. Известен указ Петра I «О плотниках на Охту». Согласно этому указу в Петербург должны были прибыть 350 семей в «новопостроенные домы». Их должны были набрать «…на Тосьме у Соли Вычегодской, в Чаранде, в Пошехонье, у Соли Галицкой, из Галича и с пригородов»[iii].  В этом документе названы совершенно конкретные местности. Это, видимо, говорит о том, что их жители еще раньше зарекомендовали себя, как мастера своего дела. В указе оговаривалось, что для мастеров и их семей не только построены дома, но и «…для овоща и огороды им вспаханы», а как только они прибудут в Санкт-Петербург, «…то сверху того дается им на ссуду по 2 рубли денег, да по 3 четверти муки на семью»[iv].

Существует предание о том, что сам Петр Великий выписал для охтинок холмогорских, голландских и других породистых коров, чтобы они снабжали новую столицу молочными продуктами. Скорее всего, так было на самом деле, потому что есть указ Петра I о наделе охтян огромным количеством выгонной земли.

Новых мастеровых называли «охтинские переселенцы», «переведенцы», «мастеровые вечного житья». Столице нужны были рабочие руки разных специальностей. Отход крестьянского населения края в города на заработки и отрыв его от земледелия в 18 в. значительно возросли.

По интенсивности отхода выделялись северо-западные уезды Костромской губернии. «Если восточные уезды Костромской губернии были главным образом земледельческими, южные и юго-западные (Кострома, Красное, Нерехта) – как земледельческие и мануфактурно-фабричные с полуоседлым населением, то население северо-западных лесных и земледельческих уездов (Галич, Солигалич, Чухлома, Буй, отчасти Макарьев, Кологрив) все больше превращались в кочевое: от апреля до покрова – Питер, зима – родное гнездо»[v].

В 1790-1805 годах в Солигаличском уезде уходило на заработки более 20% мужского населения, в Галичском и Кологривском – 10%, в Нерхтском – 5%.

«С середины 18 в. галичские крестьяне толпами уходят в большие города на строительные работы, главным образом в новую столицу России – г. Петербург: их стали называть питерщиками. Крепостной труд на здешних малоплодородных землях давал ничтожный доход дворянству. Поэтому помещики постепенно переводили крестьян с барщины на оброк. Чтобы добыть деньги для его уплаты, крестьяне работали в городах плотниками, печниками, кровельщиками, малярами, стекольщиками. По единодушному свидетельству местных источников «галичане приобрели славу лучших плотников в России»[vi].

Рост ухода на заработки приводил к сокращению запашки, упадку сельского хозяйства. В описаниях Костромского наместничества говорится: «Проезжая по наместничеству, весьма много найдешь полей оставленных, заросших лесом и кустарниками… Великая часть жителей выходит для промыслов своих в столицы и разные наместничества…»[vii].

В течение 19 века и в начале 20 века, количество крестьян, уходящих на различные строительные промыслы в крупные города, растет. О резком увеличении отхода на заработки, выявившемся после отмены крепостного права, говорят цифры выбранных по губернии паспортов и билетов: в 1857 г – 96,2 тыс., в 1880 году – 162,7 тыс., в 1910 году – уже 276,4 тыс. паспортов и билетов. По переписи, произведенной в Петербурге в 1864 году, среди жителей оказалось 13 358 уроженцев Костромской губернии, что составило 4% от всего населения города. Особенно высоким оказался процент костромичей среди разного рода рабочих строительных профессий: среди плотников 46%, печников – 25%, маляров – 46%, столяров – 19,2%.

«Отсутствие летом мужского населения сказалось при проведении переписей населения. В 1897 г. в Галичском уезде насчитали 97 106 человек. Когда же несколько лет спустя учли и отходников, цифра эта составила более 137 тысяч»[viii].

В 1910 г. на 100 душ мужского населения в Галичском уезде 51 человек уходил в отход. Практически, это означало почти поголовный отход активного мужского населения на неземледельческие заработки, а сельское хозяйство стало уделом женщин, стариков, детей. Северо-западные уезды получили название «бабьей стороны», так как все заботы о деревенском хозяйстве ложились на плечи женщин.

В Шокше, пригороде Галича, 76% крестьянских хозяйств были связаны с отходом, хотя здесь были кожевенные заводы, а рядом озеро с рыбным промыслом. В составе рабочих кожевенного производства Шокши преобладали не местные жители, а выходцы из Вятской и Вологодской губерний.

В строительстве укоренилась артельная форма организации труда. Артель – это добровольное объединение людей для совместной деятельности с участием в общих доходах и общей ответственностью на основании круговой поруки. В 1866 г. костромичам в Петербурге принадлежали 34 артели из 118.

Подрядчики-галичане всегда старались организовать свою рабочую артель из своих однодеревенцев, знакомых, в крайнем случае, из галичан.

Отходники строительных специальностей имели следующие заработки: в 80гг. 19в. средний плотник за сезон получал 50-60 рублей, плохой плотник от 30 до 40 рублей, ученик 16-17 лет от 10 до 20 рублей. Столяр зарабатывал от 70 до 90 рублей. В 1907-1908 гг. плотники Буйского, Галичского, Солигаличского, Чухломского уездов за летний сезон получали от 80 до 150 рублей.

Сын рабочего Шокшанского кожевенного завода Алексей Николаевич Соловьев-Нелюдим в 12 лет был отправлен в Петербург обучаться малярному делу. В своем очерке «Питерщики-галичане» он подробно описывает труд и быт малярно-живописного цеха галичан-отходников в северной столице. Отец отдавал своего 12-летнего сына в учение к подрядчику на 4 лета, т.е. 3,5 года. Все это время хозяин считал ученика почти, что своей собственностью «Составлялось домашнее условие между отцом ученика и подрядчиком, с момента которого ученик окончательно закабалялся в чужедальнюю сторонушку. Условие обязывало ученика прослужить подрядчику верой и правдой 4 лета и 3 зимы. По окончании срока подрядчик обязывался купить ученику приличный костюм, пальто, шапку, сапоги с галошами, 2 пары белья и наградить деньгами в сумме от 30 до 50 рублей, часть из которых немедленно забиралась родителем авансом на сборы сына»[ix]. Город встречал ученика неприветливо. Первое лето ученик в основном проводил на хозяйской кухне и выполнял грязную работу в малярной кладовой – растирал краски, чистил малярную посуду, мыл кисти. Во второе лето он знакомился с профессиональной работой. В третье лето ученик работал как подмастерье и заменял хозяину взрослого рабочего. В последнее лето обучения ученик заменял хозяину уже хорошего подмастерья.

Пройти путь от подмастерья до подрядчика – мечта многих отходников, но лишь немногие ее добивались. Подмастерье обучал вверенных ему хозяином учеников. Следующий шаг – мастер. Среди отходников Галичского уезда было немало высококвалифицированных мастеров малярно-живописного цеха. Они, в отличие от  подмастерьев, выполняли более легкую и чистую работу внутри лучших ремонтируемых помещений. Следующий шаг наверх по карьерной лестнице – работа десятника. Его роль была руководящей. Десятник распределял работу, выдавал материалы. Он – правая рука хозяина. И, наконец – подрядчик. Это лицо, которое занималось работами по подряду, т.е. договору. Некоторые подрядчики, начав с малого дела, поднимались до больших высот. Они распоряжались сотнями и тысячами рабочих. У подрядчика-середняка насчитывалось 50-60 постоянных рабочих. Так называемые кустари (мелкие подрядчики) имели в своем распоряжении 5-10 человек, в Петербурге их не ценили и крупных дел не доверяли.

«Среди отходников-галичан были настоящие мастера своего дела. В семьях потомков отходников сохранились сведения о работе предков в царских дворцах. Так в семье Ольги Андреевны Смирновой из Костомы Галичского района бытует легенда о том, что прадед мужа, Василий, и его брат Филипп, были уроженцами деревни, расположенной недалеко от села Молвитино Буйского уезда. Они приходились родственниками Ивану Сусанину, но при раздаче царских милостей их обошли вниманием. Обидевшись, братья переехали в д. Андроново Галичского уезда. До переезда они имели фамилию Рыковы, а на новом месте их стали называть «Новая Жила», отсюда и пошла фамилия Новожиловы. Оба брата ходили в отход. Филипп – плотником и резчиком, Василий – паркетчик. Братья были порекомендованы для перестилки паркета в Зимнем Дворце. Царь Николай наградил их за работу золотыми червонцами и пожал руку. Из одного червонца было сделано кольцо, которое передается всегда старшему сыну»[x].

Среди отходников были люди, которые добились в своем деле огромных высот. Среди людей, создававших красоту и славу города на Неве был галичанин Всеволод Иванович Яковлев. Он был сыном крестьянина. Родился в 1884 году в д. Починок Галичского уезда.  Окончил в с. Унорож начальную школу, и в 12 лет с отцом уехал в Санкт-Петербург. Талантливый подросток поступил в Рисовальную школу Императорского общества Поощрения художеств, одновременно работая по отделке и росписи залов Адмиралтейства. Вскоре его взял помощником для контроля за исполнением работ архитектор А. Хренов. В 1902 году Яковлев окончил Рисовальную школу, под дипломом о награждении его серебряной медалью стоят подписи известных художников: Е. Сабанеева, А. Куинджи, А. Бенуа, Н. Рериха. Экстерном, закончив гимназию, наш земляк поступает на архитектурный факультет Академии художеств.

Под руководством академика В. Суслова он занимался копированием фресок 14 в. в Софийском соборе и с. Волотове, делает обмеры, чертежи и рисунки Патриарших хором в Великом Новгороде.

Сразу после Октябрьской революции он был назначен главным хранителем Царскосельского и Павловского парков, покинутых царской семьей.

В 20е годы он работает по организации музейного дела. Он разыскал, собрал и передал в фонды музеев до 5 тысяч художественных произведений, свыше 30 тысяч антикварных и редких книг.

Всеволод Иванович с 1930 г. переходит на преподавательскую работу в Ленинграде, преподает в училище им. Мухиной, Академии художеств, в Институте Коммунального хозяйства, одновременно совмещая ее с архитектурой на практике. После Великой Отечественной войны он участвует в работе по восстановлению города и его окрестностей. Совместно с однокашником по Академии В. Лишевым создает памятники, которые установлены в Ленинграде: В.Г. Чернышевскому на Московском проспекте, К.Д. Ушинскому возле  педуниверситета, А.С. Грибоедову у ТЮЗа и А.С. Пушкину у Египетских ворот.

Отход крестьян в города было явлением прогрессивным. О.В. Смурова отмечает, что отходники везут с собой новые представления об устройстве жизни. Дома трезвых, серьезных отходников меняют внешний облик. Они становятся больше по размеру. Увеличивается жилая часть дома за счет возведения мезанинов, перепланировки жилища. Большое внимание уделяется декору дома. Строения украшаются резьбой, окрашиваются в яркие цвета. По внешнему виду дома приближаются к городским. Например, в деревне Костома братья Новожиловы возвели по собственному проекту  красивый и просторный дом.

В домах отходников появляются керосиновые лампы, самовары, граммофоны, передвижная мебель: столы, стулья, кровати, комоды, диваны.

Выход замуж за отходника вселял надежду на достаток и социальное восхождение.

Знаком достатка была одежда отходника. Крестьянин, приезжая в город, стремился как можно скорее приобрести городскую одежду. Если в городе одинаковые одежда с местными жителями вселяла уверенность и комфорт, то в деревне возможность похвалиться одеждой вселяло чувство превосходства над односельчанами. Одежда была знаком достатка, способности юноши зарабатывать деньги и содержать семью. Члены семей отходников также стремились одеваться по-новому. В 80х гг. 19 в. девушки и женщины Рылеевской волости Галичского уезда носили сарафаны и платья ситцевые, полушерстяные и полушелковые, рубашки праздничные из ситца и коленкора. Одежду шили у городских портных по картинке.

Очень интересную картину зимнего базара в Галиче рисует в своей книге известный русский книгоиздатель С. Сытин. Приехавшие из столиц питерщики «…наряжаются во все наряды, которыми наградила их столица, начиная от сбруи лошади до модного ботинка; жены подрядчиков-маляров пестрят шляпами, блестят золотом и шуршат шелком, бархатом и хорошими мехами. Непременным законом для молодого «питерщика», желающего жениться, считается главным иметь лисью шубу, часы и приличный костюм. Почему-то здесь предпочитается лисий мех; если у жениха и дорогая барашковая шуба, ее не считают достойной внимания и приписывают это несостоятельности жениха».[xi]

Конечно, не все отходники достаточно зарабатывали, чтобы в их отсутствие хозяйство в деревне оставалось крепким. Чтобы отправить домой нужные средства, многие жили более чем скромно. «Галичане ютились в углах, платя от 1.80 до 2-х рублей в месяц. Обед маляра: полфунта колбасных обрезков ценою в пять копеек, один фунт черного хлеба или же трехкопеечной селедки с хлебом и чаем. Обычный расход скромного и выдержанного маляра составлял 30 копеек в день. На эти деньги он еще покупал табак и три раза в день пил чай, а отдельные из них умудрялись жить на 20 копеек в день, чтобы побольше сэкономить на  деревенскую нужду. Но были и такие, кто проживал 50 копеек в день».[xii] Некоторые пропивали все заработанные деньги, им не с чем и не на что было ехать домой. Они оставались в городе, а их родственники в деревне переживали, страдали от нужды.

В целом, отход крестьян на заработки в город можно считать явлением прогрессивным в плане повышения их  грамотности и приобретения культурных привычек и потребностей. Н. Верховский в очерке «В лесном Заволжье» анализирует работы земского врача и писателя из Костромы Д.Н. Жбанкова «Бабья сторона» и «Влияние отхожих заработков на движение народонаселения Костромской губернии. «В «Бабьей стороне» Жбанков подчеркивает, что процент грамотных мужчин в отхожих уездах (Галич, Чухлома) составлял 55,9%, в фабричных – 34%, а в оседлых (лесных) и того меньше – 28,5%.»[xiii]

Первая мировая война, революции и гражданская война сократили развитие отхожих промыслов крестьянского населения до минимума. Но уже в 1924 году количество уходящих на заработки достигло 30%, а в 1925 году – почти половины уровня  1910 года. Подавляющее большинство отходников были строительные рабочие – плотники, маляры, каменщики. Строительные рабочие уходили из всех уездов, но особенно много из Галичского, Чухломского, Солигаличского. Преобладал  весеннее-летний отход (в этот сезон уходили на заработки около 70% всех крестьян). Искать работу на стороне их заставляли крайне низкая доходность раздробленных мелких хозяйств с их низким уровнем агротехники, стремление поднять свой жизненный уровень.

Примечания

[i] Н. Владимирский Костромская область / историко-экономический очерк - Костромское книжное издательство, 1959. стр. 31-32

[ii] Н. Владимирский Костромская область/ историко-экономический очерк - Костромское книжное издательство, 1959. стр. 32

[iii] О.В. Смурова Неземледельческий отход крестьян в столицы и его влияние на трансформацию культурной традиции 1861-1914гг. Монография. – Кострома, 2003. стр. 14

[iv] О.В. Смурова Неземледельческий отход крестьян в столицы и его влияние на трансформацию культурной традиции 1861-1914гг. Монография. – Кострома, 2003. стр. 15

[v] Н. Верховский В лесном Заволжье. // Новый мир, – 1970, – №8 – стр. 154

[vi] Л. Белов, В. Зубова, В. Касторский, Н. Соколов, Н. Щеголев Галич -  Ярославь: Верхнее – Волжское книжное издательство, 1983. стр. 19

[vii] Н.Владимирский Костромская.область / историко-экономический очерк -  Костромское книжное издательств, 1959.стр.31-32

[viii] Л. Ковалева Из истории Галичского уезда // Губернский дом, – 2006, – №2(39) – стр. 30

[ix] А.Н. Соловьев Питерщики-Галичане (этнографический очерк)- Галич,1933. стр. 4

[x] О.В. Смурова Неземледельческий отход крестьян в столицы и его влияние на трансформацию культурной традиции 1861-1914гг. Монография -  Кострома, 2003. стр. 24

[xi] С. Сытинъ Древний город Галичъ – М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1905 г. стр. 45

[xii] А.Н. Соловьев Питерщики-Галичане (этнографический очерк) – Галич, 1933. стр.7

[xiii] Н. Верховский В лесном Заволжье. // Новый мир, – 1970, - №8 – стр. 140

II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС