II Романовские чтения |
|
2009 г. |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
II Романовские чтенияВ. В. Камордин Пензенский государственный педагогический университет Усиление общественно-политической роли Русской Православной Церкви в конце ХХ векаСобытия 1991г. коренным образом изменили ситуацию в стране, которая усугубилась отсутствием полномасштабной программы переустройства общества, одобренной большинством россиян. В данных условиях РПЦ не могла оставаться посторонним наблюдателем за ходом событий. Руководство РПЦ одной из главных политических целей поставило консолидацию российского общества вокруг духовно-нравственных ценностей. Так, 14 августа 1991г., накануне событий, связанных с ГКЧП, Св. Патриарх Алексий II произнес проповедь, в которой отмечал: «Каждому из нас нужно преодолеть нетерпимость и озлобленность друг ко другу и всем вместе, единодушно, думать о спасении России и российского народа, содействовать его духовному и нравственному возрождению после тяжелых десятилетий испытаний, гонений на веру, которые, мы верим, ушли в прошлое: мы вступили в эпоху созидания нового государства – государства Российского, сынами и дочерьми которого мы являемся».1 Более интенсивным становится и общение РПЦ с властными структурами. 18– 19 сентября 1992г. в Москве состоялась конференция «Христианство и культура в современной России», которая была организована Российским христианско-демократическим движением. В ней приняли участие священнослужители, ученые, работники культуры и христианского просвещения, церковные и светские публицисты. На региональном уровне одним из центров православной мысли стал Нижний Новгород. На страницах местного журнала2 для православных христиан «Сеятель» публиковались статьи талантливых историков и публицистов О. Колобова, А. Лунина, А. Корнилова, Д. Кривцова и др. тематика была разнообразной от монастырей древней Руси до современного положения православных общин. Но практически во всех статьях «ненавистной раздробленности» противопоставлялся идеал соборности. И если возрождение церковной жизни внушало оптимизм, так в Нижегородской области количество церквей с 1988 по 1992 гг. увеличилось с 45 до 1693 , то политическая обстановка в стране внушала все большую тревогу. Быстрым реформам по насаждению «аристократии негодяев» противопоставлялся серафимовский принцип «потихоньку – полегоньку». Однако официальная позиция РПЦ не была столь прямолинейной и однозначной. Св. Патриарх и другие иерархи РПЦ в ходе конфликта между Верховным Советом и Президентом РФ стремились сохранить нейтралитет и добиться от светских властей максимальной свободы церковной жизни и возвращения имущества конфискованного или просто разграбленного при советской власти. В начале 1994г. в эксклюзивном интервью журналу «Сеятель» Св. Патриарх отметил: «… я думаю. Что не так скоро и не так легко мы выберемся из того экономического кризиса. В котором находится наша страна, и за этот период многие обратятся к Богу, к нравственным ценностям православия, потому что решение многих экономических проблем без духовной основы невозможно».4 Чуть ранее (8 октября 1993г.) расширенное заседание Св. Синода РПЦ запретило иерархиям участвовать в предстоящих парламентских выборах. Все это явно свидетельствовало о критической оценке деятельности Президента РФ. С 29 ноября по 2 декабря 1994г. в Москве прошли заседания Архиерейского Собора РПЦ, на котором было принято определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского патриархата в настоящее время». В этом документе Церковь впервые на равных разговаривала с государством, четко отстранив себя от политики, но также четко заявив о своей самостоятельности. Теперь Церковь не просила у государства, а требовала уважения своих прав. По завершению собора член Св. Синода РПЦ митрополит Николай заявил: «… Православная церковь … «блудных сынов» своих в любое время готова принять обратно. Это касается и Зарубежной Церкви и прочих церковных раскольников, ушедших в катакомбы и т.п.».5 РПЦ заявляла о себе как о самостоятельной общественной силе, желающей четко говорить о своем месте и целях в социально-экономической жизни и восстановить свое единство. Теперь православная концепция политического и социально-экономического развития России, впервые в XX веке, должна была развиваться не вне церкви и даже не вокруг нее, а, прежде всего внутри РПЦ. Однако дело это оказалось трудным и продвигалось очень медленно, несмотря на то, что к разработке концепции были привлечены представители синодальных учреждений, духовных школ, церковно-общественных организаций и отдельных богословов и специалистов в области церковно-общественных вопросов. Между тем общественная деятельность РПЦ продолжалась. Одним из важнейших моментов политической жизни России середины 90-ых гг. XX века стал вопрос о союзном государстве с Белоруссией. РПЦ твердо встала за воссоединение двух братских народов. Этому должны были способствовать и визиты Св. патриарха в Белоруссию. В 90-е гг. XX века таких поездок было три. Первая летом 1991г. проходила по территориям наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы. Вторая в 1995г. была посвящена празднованию великой победы в ВОВ. Третья состоялась в 1998г. и была приурочена к празднованию Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Помимо встреч с паствой и чисто церковных дел второй и особенно третий визиты Св. Патриарха в Белоруссию носили и политический оттенок. Глава РПЦ однозначно поддержал стремление лидера белорусского народа А.Г. Лукашенко создать союзное государство с Россией. Алексий II прямо заявил: «Хотелось бы верить, что наши народы, которые насильственно отторгались и от веры в Бога, и от христианских ценностей, осознали необходимость вернуться к ним. Легче будет решить и экономические, и социальные проблемы, когда нравственные основы будут возрождены».6 Типичными стали и поездки Св. Патриарха по Российским епархиям. Примером служит визит в Пензенскую и Кузнецкую 1–3 октября 1999г., посвященный 200летию этой епархии.7 Празднества, посвященные двухвековому юбилею епархии, проходили в Пензе с 1 по 3 октября 1999г. их возглавил Св. Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Примечательно, что он стал первым из пятнадцати российских Патриархов ступивших на Пензенскую землю. В 90-е гг. РПЦ проводила активную деятельность, главным образом миротворческую, и в других странах: Сербии и Черногории, Албании, Молдавии, Грузии, Болгарии, Украине. Активизировалась работа РПЦ по расширению своих связей и усилению своего влияния внутри России. Особое внимание было уделено образованию и воспитанию подрастающего поколения. С 26 по 30 января 1998г. в Москве проходили VI Международные рождественские образовательные чтения. С 28 по 29 июля 1999г. в Московских Духовных школах прошла конференция «Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования». 17 марта 1998г. в резиденции Патриарха в Свято-Даниловом монастыре состоялось заседание попечительского совета и представление общественности благотворительного фонда «Святыни Россия». Фонд был создан по благослов-лению Предстоятеля РПЦ, в числе его учредителей – Московская Патриархия, Правительство Москвы, Торгово-промышленная палата России в лице ОАО «Совинцентр», Внешэкономбанка, Российская ассоциация «Росреставрация», Международный православнопросветительный центр при Московской Патриархии и Российская финансовая корпорация. Главной задачей деятельности фонда «Святыни Россия» было определено: «Содействие духовному возрождению нашего Отечества, сохранение и развитие традиций православной культуры».8 В 1998г., при содействии «Тауэр-сети», «Телепорт», «Радио-МГУ» была создана страница издательства Московской Патриархии в компьютерной сети Интернет (адрес: http://www.jmp.ru).9 РПЦ неоднократно подчеркивала, что одним из условий подлинного возрождения России является восстановление единства Православной Церкви и армии. Испокон веков российская армия была православной: вера являлась духовным стержнем народа, из недр которого выходили солдаты – защитники Отечества. Летом 1998г. Руководство РПЦ не побоялось, открыто вступить в конфликт с Правительством РФ по поводу захоронения «екатеринбургских останков». Правительственная комиссия и особенно активные ее участники – неудавшийся политик Б. Немцов и «телевизионный историк» Э.Радзинский безап-пеляционно настаивали, что останки, обнаруженные в Ганиной яме под Екатеринбургом принадлежат царской семье и требовали их торжественного захоронения. Однако у значительной части российского общества, в том числе и у РПЦ, были сомнения в этом, которые разделялись и за пределами России. В связи с этим было опубликовано «Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая II и его семьи», в котором в частности говорилось: «…Убийство Царской Семьи – тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того. Что многие наши предки посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом. Именно тогда оно будет единством не по форме, а по дух».10 Руководство РПЦ устранилось и от освещения останков, и от «торжеств» по случаю их перезахоронения в Петербурге. Нам представляется, что конфликт этот был во многом политическим. РПЦ не столько не доверяла различным экспертизам и экспертам, сколько главе комиссии Б. Немцову и его тайным стремлением. К 1998г. в России не для кого не было секретом, что страной, в условиях явной недееспособности Президента РФ Б. Н. Ельцина, фактически управляют два временщика – два первых заместителя председателя правительства Б. Немцов и А. Чубайс. Оба представители нового олигархического капитала. В этих условиях «олигархат» искал пути сохранения и стабилизации своей власти. Одним из таких путей, на первый взгляд фантастическим, было установление «монархии» с «потешным» царем вроде Кирилла Романова и консервирование власти олигархов. Но твердое нет, сказанное руководством РПЦ, сорвало этот авантюристический план. Таким образом, РПЦ оказалась в числе противников олигархического правления в России. Поэтому не случайно то горячее поздравление, направленное Св. Патриархом первому борцу с олигархией в России Е.М. Примакову.11 Поддержка курса на укрепление российской государственности и усиление международного влияния России проводилась РПЦ и в дальнейшем. Св. Патриарх выразил солидарность с сербским народом во время НАТОвской агрессии 1998г., активно требовал прекращения бомбардировок Югославии, поднимал вопрос об осквернении и даже разрушении многих православных святынь, о надругательстве над духовенством и монахами, об исходе со своей исторической земли десятков тысяч сербов. Было предложено созвать международную религиозную конференцию с участием лидеров стран для обсуждения проблемы Косово. Однако лидеры НАТО не откликнулись на этот призыв, в очередной раз, забыв о миролюбие, свободе и институтах гражданского общества. Настоящим испытанием для российского общества стало наведение конституционного порядка в Чеченской республике. И здесь РПЦ оказала полную поддержку федеральным властям. 12 ноября 1999г. Св. Патриарх Алексий сделал заявление по поводу ситуации в Чечне и вокруг нее: «… Православные христиане не могут примириться с грехом и беззаконием. То, что происходило, и происходит в Чечне – захват в заложники сотен людей, включая православных и мусульманских священнослужителей, убийства, пытки и притеснения невинных граждан, крайний разгул преступности, – не могло более оставаться без ответа. Попытки распространить волну террора на сопредельные регионы и всю Россию также нуждались в твердом противодействии. Имея это в виду, РПЦ поддерживает антитеррористические цели, поставленные российской государственной властью перед воинством и правоохранительными органами…»12 Наиболее актуальной в конце 90-х гг. XX в. Становиться для Церкви подготовка к проведению юбилейного Поместного Собора РПЦ в 2000г. 5 октября 1998г. под председательством Патриарха Алексия в патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре прошло первое пленарное заседание Юбилейной комиссии по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова. Что касается России как государства и ее светских властей то, осознавая всю важность грядущего события, они также приняли участие в ответственном процессе подготовки к юбилею. В середине 1998 года был опубликован Указ Президента Российской Федерации «О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства», на основании которого образован Российский организованный комитет по осуществлению комплекса мероприятий, связанных с этим великим, изменившим весь ход земной истории, эпохальным событием. Через некоторое время после этого было принято заявление Соборной встречи «Россия: путь к спасению», которая состоялась в Патриаршей резиденции -Свято-Даниловом монастыре: «… Несмотря на имеющиеся различия в понимании новейшей российской истории, политических и экономических решений, принятых в последние годы, а также программы действий на будущее, участники форума проявляют готовность начать совместный поиск конкретных путей устранения причин нынешнего кризиса и создания условий, при которых он не мог бы повториться. Мы также полагаем важной срочную выработку единой, согласованной экономической политики для ее проведения Правительством России, ныне сформированным на широкой политической основе… Мы обращаемся к согражданам, соотечественникам нашим с призывом спасти Россию. Это наш долг перед Богом, народом и историей».13 На Соборной встрече выступили многие политические деятели и известные люди России. Таким образом, РПЦ вплотную приблизилась к моменту, когда насущной необходимостью стала православная социально-политическая доктрина развития России. Это диктовалось с одной стороны необходимостью творческого осмысления богатого опыта XX в., а с другой стороны тем кризисным положением России, в котором она оказалась к концу XX в., в том числе и из-за непростительного «забвения» своих исторических православных корней.
Примечания 1 Журнал Московской Патриархии. 1993. ¹ 0. С. 15. 2 Впрочем, данный журнал широко распространялся и за пределами Нижегородской области. 3 Сеятель. 1993. янв. С. 38. 4 Сеятель. 1994. ¹ 4. Спец. вып. С. 4. 5 Сеятель. 1994. ¹ 5–6. С. 43. 6 Журнал Московской Патриархии. 1998. ¹ 11. 7 См.: Кирьянова О. Юбилей Пензенской епархии // Журнал Московской Патриархии. 1999. ¹ 12. С. 25–37. 8 Журнал Московской Патриархии. 1998. ¹ 5. С. 30–31. 9 Журнал Московской Патриархии. 1998. ¹ 12. С. 78. 10 Журнал Московской Патриархии. 1998. ¹ 7. С. 11–12. 11 Журнал Московской Патриархии. 1998. ¹ 11. 12 Журнал Московской Патриархии. 1999. ¹ 12. С. 4. 13 Журнал Московской Патриархии. 1999. ¹ 11. С. 49. II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |