II Романовские чтения |
|
2009 г. |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
II Романовские чтенияН. В. Малхасян Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова Патриотическая деятельность церковных приходов провинциив годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)В первый день войны, 22 июня 1941 года, глава Православной Церкви России патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием. В нем он выразил уверенность в том, что с Божию помощью, и на сей раз русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. Текст послания был разослан по всем приходам 1 . Идея о том, что «наше дело правое», что война русских с фашистами – священная война народа единой Родины, единой веры против языческих сатанистов 2 , являлась общим знаменателей обращений к народу как представителей светской власти (Молотова, Сталина и др.), так и духовенства. “Родина! Вот-то святое, великое слово, выше которого быть не должно…” 3 – так начинается одно из патриотических стихотворений епископа Димитрия Градусова, служившего в 1941–1942 гг. в Ярославле. Слова, произносимые священнослужителями в храмах, всегда обладали мощной энергетикой и сопровождалась сильным эмоциональным воздействием на народ. Гитлеровцы объявили свой поход на русскую землю «крестовым», но Русская Православная Церковь опровергала это 4 . Послания священнослужителей к своей пастве печатались в государственных типографиях и распространялись с помощью государства. Они были призваны поднять боевой дух народа, как на передовой линии фронта, так и в тылу: «Малодушного – ободрить и вразумить; огорченного – поддержать и утешить; колеблющемуся – напомнить о долге...»5 . В блокадном Ленинграде на протяжении всей блокады со своей паствой оставался Митрополит Ленинградский Алексий. В Вербное воскресение он обратился к верующим с такими словами: «...зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет теперь весь русский народ»6 . Результаты патриотической деятельности Церкви выражались не только в призывах и обращениях. 30 декабря 1942г. митр. Сергий обратился к верующим с призывом жертвовать свои сбережения на танковую колонну имени Дм. Донского. В итоге, на ее строительство было собрано около 8 млн. рублей7 . Только костромичами к апрелю 1943г. на строительство указанной колонны было перечислено на счет в Госбанке более 93 тыс. 146 тыс. рублей внесли на создание танковой колонны в 1943 г. прихожане Ивановской области8 . Прихожане Федоровской церкви г. Ярославля в 1943 г. собрали на эти цели 100 тыс. рублей, а затем – еще 43 тыс. в фонд обороны и подписали заем в размере 30 тыс. рублей9. Более трех миллионов рублей на нужды фронта и обороны в первые же годы войны было собрано в Московских храмах. В июле 1941 г. религиозная община Трудовой Слободы г. Костромы обратилась к властям с просьбой разрешить совершить молебен о даровании победы русским войнам и провести крестный ход, чтобы как можно большее количество людей привлечь для сбора средств на оборону страны10 . В храмах Ленинграда собрали 5,5 миллионов рублей. Церковные общины Нижнего Новгорода за 1941–1942 гг. перечислили в фонд обороны более четырех миллионов рублей. Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов рублей. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского11 . В условиях, когда подавляющее большинство семей практически жили в нищете, сбор средств, в частности, на колонну имени Дмитрия Донского для людей был крайне тяжел. Все советские люди, уже второй год платили резко повышенные налоги, а так же участвовали в сборе средств на строительство других военных объектов; к примеру, жители Костромской земли собирали средства на танковую колонну имени Ивана Сусанина12 . Вера в Бога жителей тыла отличалась от веры в Бога бойцов на фронте. В тылу оставались старики, женщины и дети. Они переживали за близких, которые находились на передовой линии фронта, но уберечь их от гибели было невозможно. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберег. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберег. «Я каждую минуту молилась, чтобы папка остались жив, и скорее вернулся домой, - вспоминает уроженка поселка Нижний Кисляй Воронежской области З.В.Михайлова (в замужестве Гейко). – Молилась по-детски, не правильно, ведь правильно то не умела. Мама и бабушка Фрося – неграмотные крестьянки, молились постоянно: вставали на колени перед иконами, крестились и просили: когда помощи, когда милости, когда терпения, когда хлебушка, когда хорошей погоды или дождика для скудных посевов, но всегда скорейшей победы и спасения жизни близких…Глядя на них, молились и мы, дети…»13 . Молиться ходили и в начинавшие действовать после долгого забвения церкви. К примеру, по бездорожью из Углича в Троицкий храм села Дивная гора Угличского района Ярославской области приходили помолиться у Рублевской Троицы женщины, чтобы с фронта вернулись их сыновья и мужья14 . Однако, принимать прихожан стали не далеко не все храмы. Так, Костромской Богоявленско-Анастасиинский женский монастырь с 1919 г. был отдан под поселение рабочих под символическим названием «Безбожник», а с 1925 г., в военные и послевоенные годы, в его стенах размещался областной архив. Под жилье для рабочих в годы Великой Отечественной войны использовались и помещения Костромского Ипатиевского монастыря, в Церкви Спаса – одной из древнейших в Костроме размещались склады. С 30-х годов по 1946 г. была закрыта для прихожан Костромская Воскресенская церковь. В военные годы в ней размещались воинские склады и зернохранилище. В 1946 г. храм вернули верую-щим15 . В Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в древнем государевом дворцовом селе Братовщина, что на старой Ярославской дороге по пути от Москвы до Сергиева Посада, в годы Великой Отечественной войны размещалось производство веревок16 . С 1928 по пятидесятые годы был закрыт Свято-Введенский Толгский женский монастырь (г.Ярославль). За это «темное» время в Никольском, Крестоводвиженском, Спасском храмах этого монастыря воцарилась «Мерзость запустения»17 . Хотя были и такие церкви, которые даже в самые суровые годы гонений продолжали действовать. К примеру, Никольская церковь, построенная в 1801 г. в одном из красивейших уголков Ярославской земли с. Николо-Гора Пречистого края - единственная, которая никогда не закрывалась со времени своего открытия. Службы в этой церкви велись на протяжении всех лет Великой Отечественной войны18 . Молитвы помогали обрести хотя бы минимальное душевное успокоение, а это было очень ценно в неспокойное военное время. Однако, иногда наступали минуты отчаяния, когда люди сетовали на Всевышнего: «Как же Бог допускает, чтобы наших невинных детей, мужей, братьев убивали ненавистные фашисты, почему не заступится за своих детей?»19 . Но даже в такие моменты отчаянья, у людей оставалось ощущение присутствия Бога, хотя он и не оказывал видимой помощи. Такие высказывания хотя и проникнуты духом отчаяния и обиды, но все же указывают на присутствие веры в сердцах людей. Хотя, были и такие, кто оставался во время войны убежденными атеистами. Но большинство людей верили в Бога как в последнюю надежду на справедливость, защитника свыше. На фронте бойцы шли в бой, на смерть с криками « За Родину, за Сталина!». Однако, не редки были случаи, когда даже самые рьяные атеисты перед боем осеняли себя крестным знамением - просили Всевышнего защитить их. «Боже, спаси и помоги!» - говорили, крестясь, бойцы и шли на смерть20 . В книге «Россия перед вторым пришествием» протоиерей Василий Швец приводит воспоминания одного из солдат - участника штурма Кенигсберга. В самый ответственный момент, когда силы советских бойцов были уже на исходе, на передовую приехал командующий фронтом, офицеры и священники с иконой. Священники служили молебен прямо под вражеским огнем и пули в них не попадали. Вдруг неожиданно стрельба с немецкой стороны прекратилась и бойцам Красной Армии была дана команда к штурму крепости21 . Подобных историй в годы войны ходило множество, а это говорит о том, что в сердцах людей жила вера в справедливость своего дела и поддержку высших сил. Маршал Жуков перед боем всегда произносил: «Ну, с Богом!». Существует свидетельство архимандрита Иоанна (Крес-тьянкина), что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. В одном из Киевских храмов хранится чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов22 . Несмотря на некоторое «сближение» Церкви и власти в школах пропагандировался атеистический взгляд на жизнь и мироустройство (хотя многие учителя были в душе глубоко верующими людьми). «Учителя говорили нам, что в Бога верят только «темные», неграмотные люди… Даже желание праздновать Новый год у наряженной елки часто осуждалось. До сих пор помню стишок: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов…» Но, все равно, новогоднюю елку всегда наряжали и водили вокруг нее хороводы…»23 . Таким образом, с началом войны Православная Церковь в СССР обрела новый статус. Она сотрудничала с властью и приступила к активной общественно-патриотической деятельности. Правительство изменило тактику ведения антирелигиозной деятельности, однако, не отказалось от нее. В церковной политике власть следовала, прежде всего, своим интересам, и сближение и укрепление Церкви и государства было лишь временным. Не смотря на «сближение» Церкви и официальной власти школьная политика в этом направлении не изменилась. Подрастающее поколение воспитывалась в духе атеизма.
Примечания 1 Цыпин В. История Русской Православной Церкви : учебное пособие для православных духовных семинарий. – М. : Хроника, 1994. С. 109–117. 2 Гусев Г. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война // Наш современник. 2000. ¹ 5. С. 212–226. 3 Миловидов В. Л., Касаткина О. А. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны и ее вклад в достижение победы : http://fisinter.ru/~ain/materPP/ 348PobPrib.htm. 4 Цыпин В. История Русской Православной Церкви… С. 109–117. 5 Гусев Г. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война… С. 212–226. 6 Цыпин В. История Русской Православной Церкви… С. 109–117. 7 Васильева О. Ю. Русская православная церковь в 1927–1943 гг. // Вопросы истории. 1994. ¹ 4. С. 43. 8 Журнал Московской Патриархии. 1943. ¹ 2. С. 30–31. 9 Миловидов В. Л., Касаткина О. А. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны и ее вклад в достижение победы : http://fisinter.ru/~ain/materPP/ 348PobPrib.htm. 10 В грозном 41-м… : сб. документов и материалов 22 июня – 31 декабря 1941года. Кострома, 2001. С. 7. 11 День победы, день памяти : http://www.sbras.ru/HBC/2000/n171/f28/html. 12 Церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских – Костромская… Исторический очерк. К 225-летию закладки храма в камне 1779–2004 гг. : www.alant.orthodoxy.ru 13 Гейко З. В. Воспоминания о военном детстве / Личный архив автора, документ ¹ 1. 14 Троицкий храм в селе Дивная гора Угличского района Ярославской области : http:/ /www.poklonnik.ru/site.xp/053055124051057052124.html (гиперссылка на Паломнический центр МП (www.poklonnik.ru)). 15 Кострома в фотографиях через сто лет / сост. Н. Л. Николаев, А. А. Анохин. Кострома, 2007. С. 34, 31, 21, 57. 16 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Братовщина : http://agios.itkm.ru/ 13606. 17 Свято-Введенский Толгский женский монастырь. М. : СОФРИНО, 2004. С. 24–25. 18 Никольская церковь в с. Николо-Гора : http://www.prechistoe.yaroslavl.ru/priroda/ turism.htm. 19 Гейко З. В. Воспоминания о военном детстве / Личный архив автора, документ ¹ 1. 20 Там же. 21 Промысел Божий и Великая Отечественная война (пророчества о России в годы Великой Отечественной войны : http://www.zavet.ru/shvets.htm. 22 Жуков М. Г., маршал. Сокровенная жизнь души / из книги М. Г. Жуковой, дочери полководца : http://www.zavet.ru/zhukov.htm. 23 Гейко З. В. Воспоминания о военном детстве / Личный архив автора, документ ¹ 1. © Н. В. Малхасян, 2009 II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |