II Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

II Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

II Романовские чтения

Е. А. Флейман

Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова

Церковь Александра Невского в Потсдаме – память о союзе и дружбе Романовых и Гогенцоллернов

«Кто не видел церковь Александра Невского, тот не видел Александровку». В этой известной среди жителей Потсдама пословице (сравните с: «Кто не видел Эйфелеву башню, тот не видел Парижа») заложен смысл. Храм не только входит в общий архитектурный пейзаж бывшей русской колонии Александровки, что находится ныне под покровительством ЮНЕСКО, как памятник мирового значения, но и является необходимой частью здешнего историко-культурного ландшафта. Посетителей здесь вознаградит как архитектура, так и исторические свидетельства, находящиеся в самом здании православного храма.

Но прежде чем говорить о церкви и истории ее строительства, следует сначала узнать о зарождении собственно православия в Потсдаме.

История эта давняя, начавшаяся задолго до учреждения в 1829 году Фридрихом Вильгельмом III Александровки с ее русскими обитателями, которые были не первыми православными в Потсдаме.

Судьбы России и Германии тесно переплетались уже с давних времен. Расположенные на одном континенте, близкие по географическому положению, они вынуждены были совместно сосуществовать со всеми последствиями такой ситуации. Взаимоотношения отличались переменчивостью: от тесного сотрудничества в науке и культуре, союза в военной сфере в тяжелое для обеих стран время, когда решался вопрос сохранения независимости, до военного противостояния друг с другом.

Германия для России была главными воротами в европейскую цивилизации, а Россия для Германии стала первым рубежом в соприкосновении с далеким и непонятным Востоком. Как бы то ни было, но в сознании жителей двух стран (независимо от переменчивой политики) утвердилось суждение о традиционности связей, в том числе, на династическом уровне.

Но вернемся ко времени возникновения первой православной общины в Потсдаме, а для этого обратимся к эпохе Петра I.

Царь, чтобы склонить Пруссию к союзу против Швеции передал в собственность (подарил!) прусскому королю Фридриху Вильгельму I (1688–1740) группу высокорослых гренадеров для включения в воинское подразделение lange Kerls (буквально – «длинные парни» или «длинные малые») – любимую игрушку «солдатского короля».

Личная гвардия Фридриха I состояла из солдат очень высокого роста (минимальный – 1 метр 88 см), которых тот покупал (!) в разных странах. Впрочем, лейб-гвардия из рослых солдат не была таким уж и капризом. Дело в том, что на ее вооружении использовались ружья, которые заряжались через дула, а солдаты с длинными руками могли это делать быстрее. Со временем русские солдаты составили треть полка.

Словосочетание lange Kerls, как мы видим, имеет исторические истоки. Но образ, возникший очень давно, продолжает жить в обыденной жизни современной Германии, правда с другим значением. Так называют иногда, например, школьников-акселератов.

Итак, группа русских в рамках интернациональных «длинных малых» стала первой православной общиной в Потсдаме. И тогда король распорядился построить для них церковь, справедливо считая, что гвардейцы после многочасовых упражнений будут нуждаться в духовной помощи и заботе в традициях своего отечества. В 1733 году деревянное двухэтажное сооружение первой православной церкви во имя Симеона и Анны построили, а в марте следующего года, приехавший из России священник Василий Щербацкий в присутствии прусского короля и его семьи совершил обряд придания святости храму.

Между тем, король – главный устроитель – понимал, что православная религия вряд ли получит широкое распространение в Потсдаме – в городе – резиденции прусских королей, где, как и по всей Пруссии сильны позиции евангели-ческо – лютеранской веры, а потому здание церкви получилось скромным по размерам. Вероятно, была и другая причина. Король, по свидетельству современников, во всем экономил и платил придворным сущие гроши. Как раз в то самое время и появилось в широком немецком обиходе выражение «fuer der Koenig von Preussen arbeiten» («работать на прусского короля»), что означало «работать даром».

Король запомнился и тем, что создал огромную армию (отсюда и прозвище «солдатский король»), но несмотря на любимые им военные упражнения, ввязываться в войну не торопился. Такая осмотрительность дала повод для возникновения в народе другого словесного выражения, пережившего столетия: so schnell schiessen die Preussen nicht («так скоро пруссаки не стреляют»), то есть «так дело быстро не делается».

В сущности, Фридрих Вильгельм I был дальновидным человеком, твердо стоявшим на грешной земле. Его предположение об уменьшении численности православной общины в Потсдаме сбылось. Смерть руководителя православной паствы Щербацкого в 1740 году , кончина в этом же году самого учредителя церкви – короля, привели к роспуску легендарного гренадерского полка и к затуханию православной жизни. Хотя, немногочисленный батальон из трех – четырех десятков ветеранов все же сохранился, существуя на деньги теперь уже Фридриха Вильгельма II.

Нечастые приезды в Потсдам берлинского священника Кирилла не смогли спасти положение – община нуждалась в постоянном пастыре. Обеспокоенный король просил своего министра в Берлине, чтобы тот заботился о поездках священника из столицы с гарантией его дорожных издержек. Но время не способствовало оживлению православной жизни – число ветеранов неминуемо сокращалось, что привело в 1750 году к преобразованию храма в помещение, где разыгрывались театральные постановки (Komoediensaal). Но и театр в 1775 году закрыли, а совсем уже редкие члены общины теперь снимали помещение на деньги королевской казны. Одно из, может быть, самых последних мест расположения общины считается дом продавца Luettich на углу Lindenstrasse и Baeckerstrasse.

В 1806 году батальон ветеранов перестал существовать, а в 1809 году умер последний русский из его рядов. Потом православная жизнь в Потсдаме, должно быть, настолько замерла, что местные хроникеры совсем не упоминали о ней, а потому можно считать, что между русскими «длинными малыми» Петра I и строительством через 100 лет церкви Александра Невского прямой связи нет.

На этот раз новая церковь в противоположность предшественнице должна была войти в историю архитектуры Гогенцоллернов как произведение искусст-ва.1 При этом главный заказчик строительства король Фридрих Вильгельм III (1770–1840) утвердился во мнении, что зданию следует придать все признаки русской церковно архитектуры в сочетании с возможностями берлинского романтического классицизма.

Но прежде чем говорить об этой творческой инициативе и обстоятельствах строительства, следует хотя бы кратко упомянуть о русской колонии Александ-ровке, без которой проект возведения церкви вряд ли был бы осуществим. Для этого обратимся к историческим сюжетам уже начала XIX века.

Тогда у русской и прусской армий было много общего. Дружественные отношения между царем Александром I и королем Фридрихом Вильгельмом III развивались на фоне французской агрессии. Русская армия перестраивалась по прусскому образцу. Царь в 1801 году заявил своим послам: «Большая часть германских владетелей просит моей помощи; независимость и безопасность Германии так важны для для будущего мира, что я не могу пренебречь случаем для сохранения за Россией первенствующего влияния в делах Империи»2 .

Встреча двух монархов в 1802 году в Мемеле положила начало и личной дружбе, выходящей часто за рамки дипломатических условностей. (Александр не без влияния своего отца Павла I был расположен к Пруссии, стремился бывать здесь и связывал с этим надежды).

Однако нет необходимости подробно описывать все зигзаги военных и дипломатических действий полководцев и послов того времени. Достаточно иметь в виду главное: вступив в войну с Францией в 1806 году, Пруссия потерпела жестокое поражение, а король вынужден был покинуть Берлин и уехать в Санкт-Петербург. В 1812 году Пруссия стала площадкой для сосредоточения мощной группировки французских войск для вторжения в Россию. Более того, Пруссия вынуждена была подписать с Наполеоном договор о совместных действиях против России. Прусские солдаты пленили 500 русских солдат в Курляндии и доставили их Фридриху III. Получив живой трофей, король попытался как можно тактичнее выйти из затруднительного положения (напомним, что роль противника России ему была навязана Наполеоном) и приказал выбрать из толпы пленников… солдатский хор. После пробного пения группа солдат тотчас была переведена в резиденцию короля в Потсдам, а в октябре 1812 года в тамошний гвардейский полк. В составе хора оказался и Иван Федорович Яблоков (1779–1843) из Костромской губернии.3

Полоса удач Наполеона не была вечной. Уже Бородинское сражение в августе 1812 года изменило ситуацию не в пользу французов, а через несколько месяцев Россия и Пруссия окончательно объединились, подписав договор о мире и дружбе. После поражения Наполеона Александр I оставляет в Потсдаме по просьбе короля русских солдат – певцов, а после смерти Александра в 1825 году принимает решение создать в Потсдаме мемориал русскому царю. В какой же форме? Королевский указ от 10 апреля 1926 года определил так: «По моему желанию, как непреходящий памятник воспоминаний об узах дружбы между мною и его Величеством Императором России Александром I, основать у Потсдама колонию с русскими певцами, которых я получил от его Величества в качестве колонистов, и назвать колонию Александровкой».

Храм Александра Невского начали строить практически в одно и то же время с Александровкой. Чертеж поступил из царского дома Романовых, а автором был придворный архитектор Василий Петрович Стасов (1769–1848). В 1827 году капитан Шнетлаге (Snetlage), строивший Александровку отослал предварительные наброски интерьера церкви в Санкт – Петербург для обсуждения и согласования. На всякий случай царь Николай I (1796–1855) распорядился подготовить два проекта храмового интерьера, для чего привлек лучших художников. В начале 1828 года в Пруссию прислали два эскиза внутреннего убранства церкви, один более пышный, другой – попроще. Немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781–1841) (Karl Friedrich Schinkel) скорректировал по своему усмотрению эскизы, внес изменения и дополнения в угоду «простоты и спокойствия». В свою очередь король признал не все замечания и предложения Шинкеля, хотя принципиальные и поддержал.

Талант Шинкеля проявился в том, что усиливая элементы классицизма, он не потеснил богатство мысли древнерусской архитектуры. Немецкий архитектор достиг с помощью мудрых символов русско-православного и немецкого классического зодчества художественной завершенности, пережившей столетия.4

Первоначальное положение церкви святого Александра Невского знаменитый садово-парковый оформитель Петер Йозеф Ленне (Peter Joseph Lenne) (1789– 1866) предусмотрел на окраине Александровки. Однако король хотел видеть церковь на открытом месте. Наконец, Ленне выбрал ближнее возвышенное место известное в округе как «Минная гора» (Minenberg). Название зародилось после того, как в далеком 1753 году французский военный инженер обер-лейтенант Ле Фабре (Le Fabre) произвел здесь опыты с 53 центнерами пороха. Прусский же король Фридрих Великий (1712–1786) посадил на взрывном полигоне 379 шелковиц для шелковичного хозяйства.

Возведение храма шло параллельно строительству Александровки, хотя трудности по созданию фундамента из-за характера почвы несколько замедлили работы. 11 сентября 1826 года (в день памяти Александра Невского) Фридрих Вильгельм III, следуя доброй традиции церковной архитектуры, заложил первый камень под будущий алтарь. На фундаментном камне сделали запись по-немецки и по-русски, главный смысл которой состоял в том, что церковь будет непреходящим памятником воспоминаний о сердечной привязанности и дружбе Фридриха Вильгельма III и Александра I.

Руководил строительством капитан Шнетлаге, а помогал ему одаренный инженер- лейтенант фон Мотц. Да и потсдамские мастера-каменщики Форк, Трип-пель и Бланкенкорн показали сполна свои профессиональные возможности. Помогая ремесленникам, в строительстве церкви приняли участие и русские солдаты. К работе приступили немедленно!

Хороший темп строительства, взятый умельцами и их помощниками, позволил членам потсдамской общины уже 10 июля 1829 года собраться в новую церковь на первое богослужение. Встреча состоялась в присутствии царя Николая I, его супруги Александры Федоровны (Шарлотты), короля Фридриха Вильгельма III и сотрудников духовной миссии в Берлине, глава которой Иоанн Чу-довский руководил богослужением.

А 11-го сентября 1829 года состоялось праздничное освящение потсдамской церкви, то есть через три года после того, как был заложен первый камень. Освятили ее в честь Александра Невского. После победы над Наполеоном при Ватерлоо, в 1815 году на Марсовом поле в Париже состоялся военный парад в честь Александра Невского, на котором присутствовал царь Александр и король Фридрих Вильгельм III. На выбор Александра Невского именным патроном потсдамской православной церкви повлияло и другое существенное обстоятельство – у русского императора Александра I, в память которого и построили церковь, духовным покровителем был Александр Невский. В праздничном богослужении участвовали Николай I, Фридрих Вильгельм III, первосвященник и председатель церковной миссии в Берлине Чудовский и, конечно, жители Александровки.

Церковь Александра Невского представляло собой квадратное в плане здание, построенное в традиционном русском стиле. Внутреннее пространство вмещало около 50 человек, иконы же создавались в России в 1828–1829 годах специально для этого храма. Постепенно он наполнялся церковной утварью, многие предметы обихода в качестве вкладов поступали из Санкт-Петербурга и Москвы. Под иконой Святого Георгия Победоносца есть надписи с именами 14 русских колонистов с указанием года их кончины, а рядом висят медали России и Пруссии, полученные солдатами – певцами за участие в военных походах.

В 1898 году в Александровке проживали всего лишь 4 семьи, а богослужение проходило уже на немецком языке, так как «вследствие постоянных смешанных браков и немецкой школы, потомки колонистов совершенно онемечились». Православный приход имел священника из коренных немцев и церковно-приходскую школу на немецком. Церковь числилась в ведомстве гвардейского полка, шефом которого был российский император.

В непосредственной близи от церкви располагалось кладбище, проект ограды которого разработал К.Ф. Шинкель в 1830 году. Здесь похоронены те, кто особенно тесно связал свою жизнь с потсдамской православной общиной. Например, Иван Борисович Чудовский (1765–1838); Василий Кутузов – граф, военный уполномоченный прусского императора, генерал-адъютант, участник войны против Наполеона; Мария А. Мальцева – супруга православного священника А.П. Мальцева (1886–1914), вернувшегося с началом Первой мировой войны в Россию. Русских жителей деревни Александровки хоронили на лютеранских кладбищах в Потсдаме.

В период между двумя мировыми войнами жизнь потсдамской общины оставалась неопределенной. Однако, в 1945 году она снова обрела священника в лице Николая Маркевича. Духовный попечитель получил дом рядом с церковью и руководил духовной общиной на протяжении 20 лет. После его смерти место священника общины оставалось свободным. Николай Маркевич (1889– 1968) и его супруга Мария (1901-1976) похоронены на церковном кладбище.

В последующие годы время от времени божественную службу проводил приезжающий священник, однако, с 1986 года уже на постоянной основе исполняет эти обязанности Анатолий Коляда. Сегодня потсдамская православная община состоит из русских, сербов, румын, немцев. Здание церкви считается наиболее старой в Западной Европе русской церковной постройкой.

 

Примечания

1 Гогенцоллерны (Hohenzollern) - династия бранденбургских курфюстов в 1415–1701 годах, прусских королей в 1701-1918 годах, германских императоров в 1871-1918 годах.

2 Александр I говорит о государствах «Священной Римской империи германской нации». Цит. по: Саундерс Э. Сто дней Наполеона / Э. Саундерс ; пер. с англ. М. Косныревой ; послесл., указ., коммент. А. Бауман. М., 2002. С.336.

3 См. подробно: Флейман Е. А. Из России в Германию: от костромского села Палкина до деревни Александровки в Потсдаме. Кострома, 2003; Он же. Костромское село Пал-кино - малая родина в историческом пространстве России. Кострома, 2006.

4 Шинкель Карл Фридрих (Schinkel K. F.) - немецкий архитектор, представитель классицизма, автор внушительных и строгих по форме общественных сооружений: Новая караульная (1816-1818), Драматический театр (1819-1821), Старый музей в Берлине (1824-1828), церковь Николай-кирхе в Потсдаме (1830-1837). Обращался к мотивам готики. В последних работах искал новые формы и материалы (строительное училище в Берлине, 1831-1835).

© Е. А. Флейман, 2009

II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.


Далее читайте:

Николай II Александрович, российский император.

Вильгельм II Гогенцоллерн (Wilhelm) (1859-1941), германский император и король Пруссии.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС