I Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

I Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

I Романовские чтения

Чувашев М.Н., студент 3 курса Костр. духовн. семинарии

Идеологема «Православие, самодержавие, народность» в самодержавной идее династии Романовых

«Национальная политическая идеология», более того «национальное самосознание народа, населяющего Россию», сколь часто в современной действительности возникает проблема этих понятий. Как часто на сегодняшний день в средствах массовой информации поднимается порой заранее ангажированная тема «Россия, и её идеология». Невольно возникает мнение, что и без того разделенная, некогда единая нация подвергается информационной атаке, преследующей еще большее разделение и разобщение русского народа. Следует заранее отметить, что изначально под понятием «русский народ»  необходимо подразумевать все национальности, входящие в состав России, неизменно несущие в себе идею добровольного единения перед целостностью Государства, имя, которому -  Россия.

Однако следует признать то, что вопрос о государственной идее не нов. Размышления об идее России появляются еще до воцарения династии Романовых. Достаточно вспомнить великого деспота Российского Иоанна IV (Грозного), ведь это он поднял идею Москвы как Третьего Рима. И идея «Третьего Рима» и сейчас находит не мало откликов в среде приверженцев патриархального строя Российской государственности.

Но обращаясь к вопросу идеологической основы России в период царствования династии Романовых, а именно идеологемы «Православие, Самодержавие, Народность» необходимо в первую очередь, по моему мнению, указать на предпосылки её возникновения и момент оформления в государственную идеологию.

Воцарение над Русью новой династии во время преодоления последствий кровавого смутного времени на прямую связано с осознанием необходимости сохранения трех великих столпов самобытной русской  государственности. Пронесенные сквозь века в глубоком самосознании народа Православная вера и преданность самодержцу пройдя через «огненную печь» были явлены. Так самое начало царствования Дома Романовых выделяет из множества сокровищ самобытности Руси триединство Веры, царя и народа. Эта Триада с течением времени будет только культивироваться и впоследствии будет выражена в национальную идею Российской Империи.

С Николая I начинается  завершающий этап «восхождения» самодержавия над сословиями и классами, когда оно, «эмансипируясь» от преобладания дворянства во внутренней политике, после 14 декабря 1825 года взяло курс на создание общенациональной, в известном смысле, надклассовой идеологической базы дальнейшего развития России.

Острая потребность в формулировании Русской идеи возникла после вызова брошенного Российской Империи французской революцией конца XVIII века. До этого у России, ставшей великой Державой необходимости давать ответ на вопросы: в чем смысл существования русского народа? каково предназначение России? – так сильно не возникало. Столкнувшись с вызовом французской революции, и будучи, по сути своей, силой сугубо охранительной, консервативной, хранительницей мира (стоит напомнить мысль Федора Тютчева, что в мире есть только две силы: революция и Россия), наша страна вынуждена была дать идеологический ответ. И он прозвучал в известной триаде графа Сергея Уварова «Православие, Самодержавие, Народность». Россия, как бы, ответила: вот та идеологическая основа, на которой существует Российская Империя, более того, на которой только и может существовать прочное политическое бытие в мире.

Вернемся к министру народного просвещения Сергею Семеновичу Уварову. С его именем связано создание фундамента системы народного образования, сыгравшего значительную роль в судьбах Российского государства, общества, отечественной науки, искусства. Ведь именно ему принадлежит оформление идеи государственного устройства в известную практически всем триаду «Православия, Самодержавия, Народности».

Вот так сам министр докладывал Самодержцу Николаю I:

«Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, не взирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия к счастию сохранила доселе теплую веру к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего ее жребия… Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных:

1.           Православная вера

2.           Самодержавие

3.           Народность

1.Без любви к Вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле. Довольно одной народной гордости, чтобы почувствовать негодование при такой мысли. Человек, преданный Государю и Отечеству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей Церкви, сколько и на похищение одного перла из венца Мономаха.

2.Самодержавие представляет главное условие политического существования России в настоящем ее виде…. Русский Колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении и в образе мыслей…

3. Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: Народность. Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее. Вопрос о Народности не имеет того единства, какое представляет вопрос о Самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице Истории Русского народа. Относительно Народности, все затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий; но Народность не состоит в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна».

Изложенная министром доктрина народного просвещения отображает беспокойство образованнейшего человека перед наступающей угрозой революционного изменения многовекового уклада жизни страны. Идеалы столь незыблемые доселе требовали от правительства выработки твердой государственной и крайне понятной формулы, на которую и могло бы в последствии опереться все образование. Хотя, разумеется, сам граф Уваров, формулируя по повелению Государя Николая I, основы системы национального образования, ни о какой “Русской идее” не помышлял. Однако иной конкурентоспособной формулировки Русской идеи просто не было. Нельзя же, в самом деле принять экуменическое определение филокатолика Владимира Соловьева, что миссия России «всем сердцем и душой войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенского единства человеческого рода, непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой». Особенно «актуально» это звучит в нынешних условиях, когда человеческий род семимильными шагами все дальше и дальше уходит от Христа.

Идеология «Православия, Самодержавия, Народности» явственно выступала как альтернатива лозунгу французской революции «Свобода, равенство, братство». Здесь Россия явственно противостояла Революции. Самая главная, заветная свобода для революционеров и либералов есть свобода вероисповедания, ибо она позволяет внедрить в сознание человека страшную мысль, что Бога нет. Свобода вероисповедания, санкционируя равноценность, а значит и «истинность» всех вероисповеданий, тем самым подводит к мысли о ложности их всех. Россия устами графа Уварова свидетельствовала терявшей веру Европе, что Истинная вера есть, это – Православие.

За идеей равенства, за стремлением уравнять в правах буржуа и аристократа просматривался идеал «общества всесмешения», как выражался потом Константин Леонтьев. Однако лозунг равенства был нацелен, прежде всего, на десакрализацию идеи монархии и особы монарха. И консервативная Россия устами своего министра народного просвещения заявила, что идея равенства лжива, что естественной для общества является идея неравенства, или ранга, как потом скажет Иван Ильин. Идея Самодержавия провозглашала в качестве идеала общественно-государственного устройства иерархию неравных в правах и обязанностях (тот, у кого больше обязанностей, получает больше прав для исполнения своих обязанностей) сословий, завершающуюся фигурой Царя – Помазанника Божия.

Конечно, необходимо признать то, что высокая идеологема Триады не спасла в последствии наше Отечество от ужасных революционных потрясений. Она к несчастью так и не была услышана большей частью «элиты», захваченной западными идеалами порой совершенно не подходящими ну или,  по крайней мере несвоевременными. Отказ в 1917 году от исконно русских духовных ценностей поразил небывалый кризис, с последствиями, которого мы еще долго будем бороться.

Современная Россия, так же как и Российская Империя нуждается в формуле, отображающей смысл своего бытия. Необходимо идеологическое знамя, способное объединить под собой народ в едином порыве. Вариантов множество, но одно нужно признать, медлить с выбором  нельзя, а продолжать Великой стране жить безыдейно, по моему мнению, преступно и перед памятью предков и перед потомками, если конечно они у нас будут. Объединение в любви к Родине, к родному народу, родному языку, к родителям и детям, к труду, к правде и справедливости. Одна из цитат сборника по педагогике за 1998 год гласит: «Чтите, любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли… Верьте в Россию и любите её и она будет вам матерью»

Возможно в наше время вопрос разрешится и в гигантской сокровищнице, оставленной нам предками мы найдем то общее, что сближает каждого мало-мальски любящего Россию.

I Романовские чтения. «Романовский сборник». Кострома. 29-30 мая 2008 года.


Далее читайте:

Истоки династии Романовых  (справочные статьи).

Романовы (начала рода), (генеалогическая таблица).

Романовы после Николая I (генеалогическая таблица).

Великие князья Михайловичи, их потомки (генеалогическая таблица).

Великие князья Константиновичи, их потомки  (генеалогическая таблица).

Династия Романовых (подробная схема).

Династия Романовых (биографический указатель).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС