I Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

I Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

I Романовские чтения

Заливалова Л. Н., к.и.н. (Кострома)

«Симфония» светской и церковной власти в традиции православной государственности

Византийская империя оказала огромное и разностороннее влияние на славянский мир и Россию в том числе. Характер и формы воздействия не раз становились предметом исследований в русской и зарубежной исторической науке. В дооктябрьской России изучением византийских церковно-государственных отношений занимались историки духовных академий и университетов. Академическая церковно-историческая наука, естественно, интересовалась внутренней историей византийской церкви и с этой позиции выделяла особенности церковно-государственных отношений (труды профессоров И. Е. Троицкого, Н. А. Скабаллановича, Н. Ф. Каптерева, А. П. Лебедева, Ф. А. Курганова, И. И. Соколова и других). Университетская византология и славистика в лице академиков В. Г. Васильевского и Ф. И. Успенского, а также их коллег и учеников разрабатывала проблемы византийской государственности и права, в том числе влияние политической и идеологической концепций на славянский мир, характер русской государственности и правовых институтов. В первые два-три послеоктябрьских десятилетия младшие ученики плеяды византологов уже по разные стороны границы своего отечества по мере сил старались продолжать работу в этом направлении. Однако условия были одинаково неблагоприятными.

Для советских византиноведов тема церковно-государственных отношений в империи была фактически запретной. Монополией ее освещения владела избранная группа философствующих атеистов, работы которых являются популярно-пропагандистскими, а не научными исследованиями. Однако такова специфика средневековой государственности, и византийской в том числе, что внешняя и внутренняя политика правителей не может быть понята и оценена вне отношений светской и церковной власти. Поэтому в советской историографии византиноведения и трудах специалистов по феодальной истории России отдельные аспекты отношений между государством и церковью в Византии и России изучались. В советской исторической науке утвердился тезис, не оспариваемый и в наше время, - черты византийской государственности на Руси явились не результатом прямого воздействия империи и копирования ее институтов Русью, а были итогом многолетнего отбора элементов византийской государственности, их опробования и приспособления к местным условиям. В конце 1980-х – начале 90-х гг. в связи с приближением 1000-летия Русской православной церкви увеличилось количество исследований, которые освещали в сравнительно-историческом аспекте  византийские и русские  государственно-церковные отношения. В зарубежной византологии проблеме специфики византийской государственности и теме «государство и церковь в Византии» исследователи в ХХ веке уделяли большое внимание и существует большое число трудов им посвященных.

Цель нашей работы – дать краткое освещение византийских представлений о положении церкви в государстве и обратить внимание на некоторые эпизоды российской истории, в которых прослеживаются «византийские черты».

Византийские представления о характере высшей государственной власти восходят к концепции Евсевия Памфила, епископа Кесарийского (IV век), одного из советников императора Константина Великого. Он опирался на эллинистическую идею «царя и царства». Однако если в ней имело место признание царя прямым продолжением божества, то в изложении Евсевия в соответствии с христианским учением предложена идея власти монарха милостью Божией. В своей «Церковной истории» Евсевий писал: Константин и Лициний «пошли справедливой войной…и Бог чудесным образом стал им помощником» (IX, 9, 1); «верховные цари, сознавая, что свой почетный жребий получили они от Бога» (Х, 4, 16); «У Константина другом, защитником и хранителем был Бог» (Х, 8, 6); «возлюбленному своему государю Бог открывал все коварства и обманы соправителя» (Х, 8 7) и так далее.

Таким образом, император не является живым божеством, он – наместник, представитель и исполнитель воли Бога в земных делах. Бог - пантократор, вседержитель, а император – космократор, вершитель земных дел. Христианская идея божественного происхождения земной власти опиралась также на старые римские традиции «священства». Во время кризиса Римской империи в III веке возник культ императора-бога, в IV веке – концепция  божественного происхождения священства самой власти, а не персонального священства конкретного правителя. По представлениям Евсевия, с принятием христианства прежняя «священная» Римская империя превратилась в новое государство, осененное божественным благословением – империю христиан (христианскую ойкумену).

При Константине Великом по знаменитому Миланскому эдикту 313 года христиане получили право открыто исповедать свою веру и наравне с другими религиозными организациями граждан империи пользоваться льготами в соответствии с римскими законами. На протяжении второй половины IV -  V веков права христианской церкви расширяются. Государство освободило духовенство от несения всех общественных обязанностей, чтобы оно «служило Богу для пользы общественных дел», признало посредническую роль церкви, выделяло средства из государственной казны на благотворительную помощь.

В то же самое время христианская церковь должна была решать множество задач по внутреннему устройству церковной жизни, оформлению догматов и содержания символа веры, порядка богослужения и организационной структуры. Утверждение христианства в империи происходило в борьбе с языческой религией и позднеантичными религиозными верованиями. Церковь нуждалась в поддержке государства, равно как и императоры, заинтересованные в стабильности верховной власти все более склонялись к поддержке  именно христианской церкви. Объективной основы для конфликта между государством и церковью в ранней Византии не было. Общины верующих складывались в рамках существующей территориально-государственной структуры. Епископами часто выбирали людей, которые часто не имели специального богословского образования, но уже занимали ранее светские должности или были адвокатами. Таким образом, между церковной и гражданской властью была возможна общность в понимании и решении вопросов жизни христианской общины. По христианской теории Константинополь представлялся Новым Иерусалимом, император земным вождем христиан, ведущим к спасению. Эти воззрения укрепляли доверие населения к центральной власти.

Особую роль в формировании восточнохристианской политической теории высшей государственной власти сыграл император Юстиниан. Он укреплял авторитет и влияние христианской церкви в обществе, содействовал распространению христианства на окраинах империи, выделял средства на увеличение церковных имуществ. Лозунг его правления – «единая власть, единая вера, единый закон». Подобно своим предшественникам Юстиниан вмешивался во внутренние дела церкви. Но для византийцев это было естественным, никто не подвергал сомнению право императора, высшего должностного лица на службе обществу, выносить постановления относительно церковной организации граждан. Сам Юстиниан думал несколько иначе. Он писал, что «Один Бог и император, слушающийся воли Божией, могут справедливо править миром. Император должен милосердием подражать Богу, Богу, по милости которого единственно действует Его образ, (то есть Бога), чья власть в свою очередь простирается и на священство». Задача императора - обеспечивать гармонию божественного и светской власти в земных делах. Тезис о «гармонии» двух ветвей власти был закреплен законодательно.

Византийцы VII века представляли императора единоличным повелителем всех подданных, «наместником Бога на земле» и «Его подражателем», который «не подвластен законам», а сам – закон. В IX веке византийский император принял сначала древнегреческий титул «василевс», затем титул «автократор», указывающий на главную роль в управлении империей сравнительно с соправителями. Василевс – это «Отец» подданных. Но он также является  «сыном» и «покровителем» христианской церкви и как простой христианин был подвластен церковным канонам, нормам христианской морали и нравственности. Василевс подобен Богу, но обожествлялась не личность, не конкретный человек, а трон, ранг. В Византии не было юридического оформления принципа наследственности императорской власти, поэтому любой человек мог быть избран Богом и стать по Его воле императором. И «земная» церковь не могла влиять на этот выбор. В это время обряд венчания на царство подкрепляет обряд помазания, который рассматривался как очищение, освобождающее принимающего власть императора от всех прежних грехов. От кандидата на императорский трон византийское общество VII – начала IX веков требовало наличия интеллекта и качеств полководца, с IX века – в первую очередь благочестия.

Время от времени среди византийского духовенства поднимался вопрос о пределах светской власти по отношению к власти церковной. Один из патриархов, Фотий, выступил с требованием соблюдения так сказать «равенства сил» в рамках «гармонии» церковно-государственных отношений, но не получил поддержки духовенства. Теоретическая конструкция восточнохристианской политической теории высшей государственной власти в плане отношений государства и церкви существенно отличается от практики повседневных их отношений. Византийские императоры подчас довольно бесцеремонно вмешивались во внутренние дела церкви, расправлялись с иерархами, не считались с мнением духовенства при решении внутренних  проблем империи. В XIV веке во время гражданских войн при Иоанне V, который признал свое личное подчинение папе римскому, появился документ, четко определяющий права императора по отношению к церкви. Среди девяти пунктов такие: император назначает митрополита путем выбора из трех кандидатов, которые ему представлены; на высшие церковные должности император только утверждает кандидатов; епископы при назначении на должность обязаны приносить присягу верности императору и т.д.

Для дохристианского периода истории Руси византийское влияние если и было, то очень незначительным. Прямое воздействие византийских политических институтов начинается с принятия христианства в качестве государственной религии (988 год). Единственным прямым представителем Византийской империи и ее церкви в русском государстве являлся митрополит Киевский, в течение 989 – 1448 гг. Вместе с византийским православием русские без обсуждения приняли догматы и каноны восточного христианства. Русская церковь стала хранительницей византийских православных культурных ценностей. В языке богослужения и искусства православная вера византийцев была достаточно доступна и понятна для простых и образованных людей. Преподобный Феодосий Печерский ввел на Руси монастырский устав Федора Студита, а преподобный Антоний Печерский – традиции афонского монашества.

Византийские императоры и церковь в XIV веке часто искали возможности для церковной унии с католическим Римом, политических союзов с западными государствами. И все же в перспективе они  хотели сохранять духовную независимость от Запада. Носителем византийской идеологии на Руси в это время является монашество. Митрополит Киприан, посланник византийского патриарха Филофея, ввел на Руси уставной, догматический и литургический порядок, принятый в Константинополе Филофеем. Традиции исихазма продолжил Нил Сорский, глава «нестяжателей». Внутренняя связь с византийским православием обернулась тем, что после гибели империи русская церковь стала главной хранительницей византийских культурных ценностей.

После выборов патриарха Ионы (1448) и окончательного отделения от митрополии московская церковь стала фактически церковью национальной. Предстоятеля утверждал великий князь и естественно, что он в своих действиях и решениях зависел от князя в большей степени, чем раньше. Однако от идеи независимости церковной власти от светской, пришедшей из Византии и особенно насаждавшейся патриархом Филофеем, митрополитом Киприаном и исихастами, русское духовенство не отказывалось.

В заключение отметим, что в  исторической жизни Византийской империи и   Русского государства можно найти ситуации в известной мере сходные, и во всеоружии современных методов исследования изучать церковно-государственные отношения. Однако для такой работы необходимо предварительное глубокое изучение отношений государства и церкви в России, а исследования в этом направлении далеко не завершены.

I Романовские чтения. «Романовский сборник». Кострома. 29-30 мая 2008 года.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС