> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА > ДЕТСКАЯ РГ >
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

НАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ

АДРЕСА И ЯВКИ
2009  ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ

 

ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
Бельские просторы
ПОЛДЕНЬ
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Страница Вадима Кожинова
Мемориальная страница Павла Флоренского
История науки

 

Роман-газета детская № 2, 2009

РУССКИЙ МУЗЕУМ

Ирина Ненарокомова

Огюст Ренуар

«...Живопись была его единственным удовольствием,
единственным вдохновением»

Огюст Ренуар. Фотография 1900 года.

За что бы Ренуар ни брался, чем бы он ни занимался, ему неизменно твердили, что именно к этому роду деятельности у него призвание. Так, в юности преподаватель сольфеджио в городской школе, впоследствии знаменитый композитор Гуно, настаивал, чтобы мальчика отдали учиться пению. А командир конных стрелков, под чьим началом служил Ренуар во время франко-прусской войны 1870 года, считал его «рождённым для военной службы». Расписывал ли Ренуар в начале своего пути керамику и фарфор в одной из парижских мастерских (1856–1857), делал ли для вееров копии с картин XVIII века или украшал рисунками шторы для миссионеров- проповедников (1858–1859), хозяева, предоставлявшие ему работу, лучшего исполнителя и не желали. В чём же тут причина? Думается, в том, что, помимо безусловной разносторонней одарённости, Ренуара уже с юности отличала такая завидная черта, как любовь к труду, любовь к хорошо выполненной работе.

Девушка под вуалью. 1878 г.

Друг Ренуара, торговец картинами Амбруаз Воллар, рассказывая в своих записках о поздних годах жизни художника, отмечал, что «жизнь Ренуара была размеренна, как день рабочего человека». Он шёл в мастерскую с точностью служащего, идущего в своё бюро… Спать он ложился рано, после партии в шашки или домино с мадам Ренуар; он опасался поздним сном повредить завтрашнему сеансу. Всю жизнь живопись была его единственным удовольствием, единственным вдохновением».

Девочка в шляпе. 1881 г.

Сын бедного портного, Ренуар, расписывая посуду, веера, шторы, скопил некоторую сумму и поступил на учёбу в мастерскую Глейра. Здесь он познакомился с Моне, Сислеем, Базилем. Друзья не расстались и после того, как школа Глейра закрылась. Предводительствуемые Моне, они устремились в окрестности Парижа, чтобы работать на пленэре. Моне с увлечением писал фигуры людей в их взаимодействии со световоздушной средой. И Ренуар пишет подобные композиции («Лиз», «Чета Сислей»).

Лягушатник. 1869 г.

При всей внешней схожести первых импрессионистских полотен друзей («Лягушатник» Моне и «Купание на Сене» Ренуара, 1869) в них намечается уже и различие. Моне отдает предпочтение пейзажу, подчиняя ему фигуры людей, у Ренуара же, напротив, главный герой — человек, а пейзаж служит лишь фоном ему. В этот свой «импрессионистский» период (70–80-е годы) Ренуар создаёт целую галерею шедевров: «Мадемуазель Жанна Дюран-Рюэль» (1876), «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877), «Качели» (1876), «Бал в Мулен де ла Галет» (1876). Как и другие члены их маленького кружка, Ренуар тоже захвачен передачей света, вечно всё изменяющего и преобразующего.

Мягкие тона. 1892 г.

В конце 70-х годов в творчестве Ренуара намечается перелом. Его уже тяготит постоянная работа на пленэре. Ему хочется «пройти» этюд в мастерской, хочется выявить объём изображаемых предметов… Его тянет к классике.

На террасе. 1879 г.

Ренуар начинает увлекаться Энгром. А после поездки в Италию в 1881 году, где он восхищается помпейскими росписями и Рафаэлем, художник меняет манеру письма. Она становится гладкой, сухой. Рисунок делается более точным, он подчёркивает контуры. Черты этого стиля, называемого «сухим» или «острым», проявляются в полотнах «Большие купальщицы», «Причёска», «После полудня в Варжемоне» и др.

Портрет Жанны Самари. 1877 г.

Качели. 1886 г.

Как своеобразную реакцию на «сухой» стиль можно рассматривать творчество «перламутрового» периода (конец 1880-х — начало 1900-х годов) — поэтичнейшего периода в его живописи. Лёгкие бледно-розовые рефлексы ложатся на обнажённые тела моделей, играют на их коже, как на перламутре или жемчуге («Маленькая белокурая купальщица», «Ода цветам»). Этот период совпадает с полосой всё большего признания Ренуара. Его выставка в Париже в 1892 году пользуется огромным успехом. В 1890 году его награждают орденом Почётного легиона. Покончено наконец с вечной нуждой — художник путешествует по Алжиру, Испании, Голландии… Покупает себе дом на юге Франции — в Кань, где живёт затем до самой смерти. В Кань он почти полностью посвящает себя изображению женских моделей. Позируют обычно служанки. Чаще других — Габриэль. В полотнах этого времени нет изысканной утончённости красок, свойственных его импрессионистским полотнам. Ренуар пишет густо, употребляя тёплые тона с преобладанием красного и розового (отсюда название периода — «красный»).

Зонтики. 1881-1885 г.

Ренуар был не только живописцем. Он одинаково успешно выступал и как график и скульптор. Он не приукрашивал модели, не льстил им. Он находил прекрасное в реальном. И понятно в связи с этим признание известного современного итальянского писателя, живописца и общественного деятеля Карло Леви: «Я знаю людей, которые в тюремной камере, для того чтобы защитить себя от одиночества, от разрыва со временем, обращали свои мысли к картинам Ренуара, как к последнему и наиболее высокому выражению свободы, к которой стремится человек».

Танец в Буживале. 1882-1883 г.

 


Главный редактор Юрий Козлов
Главный художник Юрий Коннов
Заместитель главного редактора Ирина Платонова
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Зав. производством Елена Шевцова Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Елена Петрова Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Приёмная редакции Нина Кошелева
Журнал выходит один раз в месяц
С 1996 года рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 — на полгода 71899 —на год
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19. Тел.(8-499)261-84-61 Факс (8-499) 261-49-29
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 01384 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная
Журнал для детей среднего школьного возраста
© «Роман-газета», 2009 г.
Авторов материалов, использованных в этом номере, просим обращаться в редакцию

 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

 

Rambler's Top100

Главный редактор Юрий Козлов

Пишите нам: roman-gazeta-1927@yandex.ru

WEB-редактор Вячеслав Румянцев