ФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСА |
|
|
НАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ |
АДРЕСА И ЯВКИ2009 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: МОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬБельские просторыПОЛДЕНЬПОДЪЕМЖУРНАЛ "СЛОВО"Общество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваСтраница Вадима КожиноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоИстория науки
|
Роман-газета детская № 2, 2009РУССКИЙ МУЗЕУМ Ирина НенарокомоваОгюст Ренуар«...Живопись была его единственным удовольствием,
Огюст Ренуар. Фотография 1900 года. За что бы Ренуар ни брался, чем бы он ни занимался, ему неизменно твердили, что именно к этому роду деятельности у него призвание. Так, в юности преподаватель сольфеджио в городской школе, впоследствии знаменитый композитор Гуно, настаивал, чтобы мальчика отдали учиться пению. А командир конных стрелков, под чьим началом служил Ренуар во время франко-прусской войны 1870 года, считал его «рождённым для военной службы». Расписывал ли Ренуар в начале своего пути керамику и фарфор в одной из парижских мастерских (1856–1857), делал ли для вееров копии с картин XVIII века или украшал рисунками шторы для миссионеров- проповедников (1858–1859), хозяева, предоставлявшие ему работу, лучшего исполнителя и не желали. В чём же тут причина? Думается, в том, что, помимо безусловной разносторонней одарённости, Ренуара уже с юности отличала такая завидная черта, как любовь к труду, любовь к хорошо выполненной работе.
Девушка под вуалью. 1878 г. Друг Ренуара, торговец картинами Амбруаз Воллар, рассказывая в своих записках о поздних годах жизни художника, отмечал, что «жизнь Ренуара была размеренна, как день рабочего человека». Он шёл в мастерскую с точностью служащего, идущего в своё бюро… Спать он ложился рано, после партии в шашки или домино с мадам Ренуар; он опасался поздним сном повредить завтрашнему сеансу. Всю жизнь живопись была его единственным удовольствием, единственным вдохновением».
Девочка в шляпе. 1881 г. Сын бедного портного, Ренуар, расписывая посуду, веера, шторы, скопил некоторую сумму и поступил на учёбу в мастерскую Глейра. Здесь он познакомился с Моне, Сислеем, Базилем. Друзья не расстались и после того, как школа Глейра закрылась. Предводительствуемые Моне, они устремились в окрестности Парижа, чтобы работать на пленэре. Моне с увлечением писал фигуры людей в их взаимодействии со световоздушной средой. И Ренуар пишет подобные композиции («Лиз», «Чета Сислей»).
Лягушатник. 1869 г. При всей внешней схожести первых импрессионистских полотен друзей («Лягушатник» Моне и «Купание на Сене» Ренуара, 1869) в них намечается уже и различие. Моне отдает предпочтение пейзажу, подчиняя ему фигуры людей, у Ренуара же, напротив, главный герой — человек, а пейзаж служит лишь фоном ему. В этот свой «импрессионистский» период (70–80-е годы) Ренуар создаёт целую галерею шедевров: «Мадемуазель Жанна Дюран-Рюэль» (1876), «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877), «Качели» (1876), «Бал в Мулен де ла Галет» (1876). Как и другие члены их маленького кружка, Ренуар тоже захвачен передачей света, вечно всё изменяющего и преобразующего.
Мягкие тона. 1892 г. В конце 70-х годов в творчестве Ренуара намечается перелом. Его уже тяготит постоянная работа на пленэре. Ему хочется «пройти» этюд в мастерской, хочется выявить объём изображаемых предметов… Его тянет к классике.
На террасе. 1879 г. Ренуар начинает увлекаться Энгром. А после поездки в Италию в 1881 году, где он восхищается помпейскими росписями и Рафаэлем, художник меняет манеру письма. Она становится гладкой, сухой. Рисунок делается более точным, он подчёркивает контуры. Черты этого стиля, называемого «сухим» или «острым», проявляются в полотнах «Большие купальщицы», «Причёска», «После полудня в Варжемоне» и др.
Портрет Жанны Самари. 1877 г.
Качели. 1886 г. Как своеобразную реакцию на «сухой» стиль можно рассматривать творчество «перламутрового» периода (конец 1880-х — начало 1900-х годов) — поэтичнейшего периода в его живописи. Лёгкие бледно-розовые рефлексы ложатся на обнажённые тела моделей, играют на их коже, как на перламутре или жемчуге («Маленькая белокурая купальщица», «Ода цветам»). Этот период совпадает с полосой всё большего признания Ренуара. Его выставка в Париже в 1892 году пользуется огромным успехом. В 1890 году его награждают орденом Почётного легиона. Покончено наконец с вечной нуждой — художник путешествует по Алжиру, Испании, Голландии… Покупает себе дом на юге Франции — в Кань, где живёт затем до самой смерти. В Кань он почти полностью посвящает себя изображению женских моделей. Позируют обычно служанки. Чаще других — Габриэль. В полотнах этого времени нет изысканной утончённости красок, свойственных его импрессионистским полотнам. Ренуар пишет густо, употребляя тёплые тона с преобладанием красного и розового (отсюда название периода — «красный»).
Зонтики. 1881-1885 г. Ренуар был не только живописцем. Он одинаково успешно выступал и как график и скульптор. Он не приукрашивал модели, не льстил им. Он находил прекрасное в реальном. И понятно в связи с этим признание известного современного итальянского писателя, живописца и общественного деятеля Карло Леви: «Я знаю людей, которые в тюремной камере, для того чтобы защитить себя от одиночества, от разрыва со временем, обращали свои мысли к картинам Ренуара, как к последнему и наиболее высокому выражению свободы, к которой стремится человек».
Танец в Буживале. 1882-1883 г.
Главный редактор Юрий Козлов
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий КозловПишите нам: roman-gazeta-1927@yandex.ruWEB-редактор Вячеслав Румянцев |