ФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСА |
|
|
НАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ |
АДРЕСА И ЯВКИ2009 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: МОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬБельские просторыПОЛДЕНЬПОДЪЕМЖУРНАЛ "СЛОВО"Общество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваСтраница Вадима КожиноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоИстория науки
|
Роман-газета № 1, 2009Русский музеум
Павел Варфоломеевич Кузнецов. Фотография 1930-х гг. Ирина НенарокомоваЦвет земли: Павел КУЗНЕЦОВВолга! Сколько талантов родилось на её привольных берегах! Поэты, певцы, писатели… А в конце XIX века Среднее Поволжье обогатило русское искусство сразу четырьмя новыми именами: скульптор Матвеев, художники Борисов-Мусатов, Петров-Водкин и Павел Варфоломеевич Кузнецов. Они пришли в искусство почти одновременно, очень дружили, учились друг у друга, и, несмотря на это, все очень разные, каждого безошибочно узнаешь «по почерку». Кто-то из искусствоведов повторил применительно к Павлу Кузнецову слова Блока из «Скифов»: «Мы любим плоть — и вкус её и цвет». Трудно найти более точный эпиграф ко всему творчеству Кузнецова. Он весь плоть от плоти земли, с детства влюблённый в родную приволжскую природу, сочные заливные луга, яблоневые сады, туманные степи Заволжья. Всё это, пожалуй, во многом определило звучание его палитры, тематику его произведений.
Восточный мотив. 1913 г. Родился Павел Варфоломеевич в 1878 году в Саратове в семье садовода. Первые познания в искусстве получил у итальянца Сальвини Баракки, преподавателя Саратовской школы изящных искусств. В 1897 году поступил в Московское училище живописи и окончил 1902 году по мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Этим учителям он обязан очень многим. В то время живописцы напряжённо до- бивались наиболее интересной передачи пространства, воздуха, света. Искания эти захватили и московскую художественную среду. Конечно, Павел Кузнецов не остался равнодушным. Необычайно талантливый от природы, сам он тонко и точно чувствовал цвет. В 1906 году впервые поехал в Париж. Тщательно изучал современное ему искусство французских импрессионистов, нашедших новые средства воспроизведения на полотне света и воздуха. Умело, по-своему использовал их находки. Уже ранние картины Кузнецова — «Весна», «Голубой фонтан» и другие — это удивительно свежее, непосредственное мировосприятие, в котором много солнца, много жизни, духовная привязанность к природе, к земле. Художник созерцает, вбирает в себя многообразный мир, чувствует себя его частицей. И это, наверно, подсознательно сближает его с людьми Востока, с их миро- ощущением. Недаром потянуло его в заволжские степи. Там художник ежегодно проводил по нескольку месяцев с 1909 по 1914 год. Там ещё больше приобщился к детски наивному и в то же время мудрому в своей изначальной простоте приятию жизни киргизами-кочевниками. По- чувствовал их своей, родственной «скифской» душой и удивительно поэтично и художественно передал на своих полотнах. «Девушка в кошаре», «Киргизская семья в кошаре», «Мираж в степи» — везде поражает удивительное слияние чело- века с природой. Своеобразная живописная манера художника создаёт ощущение необычайной лёгкости, прозрачности цвета; какое-то эпическое спокойствие, новизна тематики привлекает к себе внимание всех любящих живопись. С момента появления первых же киргизских серий Кузнецов прочно и по праву занял одно из видных мест в русском искусстве. Большое панно художника «Колхозное поле» получило золотую медаль в Париже на международной выставке. Павел Варфоломеевич написал много натюрмортов. Он наслаждается дарами природы — цвета- ми, фруктами, с любовью и вниманием всматривается в мир вещей. Он поэтизирует их, передает их нам, приглашает вместе полюбоваться. И нас невольно охватывает та же радость, что и художника. Большое место в творчестве Кузнецова занимает портрет. Один из лучших — «Портрет Е. М. Бебутовой» (1928 г.). Павел Варфоломеевич воспитал целую плеяду молодых художников. Руководил мастерской по монументальному во ВХУТЕМАС И ВХУТЕИНе. В 1923 году состоялась персональная выставка художника в Париже. До самых последних дней своей долгой жизни этот неутомимый человек не выпускал кисти из рук. Умер он 21 февраля 1968 года, не дожив нескольких дней до своего девяностолетия.
Цветы в мастерской у бухарского профессора живописи. 1917 г.
Дождь в степи. 1912 г.
Стрижка барашков. 1913 г.
Натюрморт Бухара
Натюрморт с подносом
Мираж в степи. 1912 г.
Вечер в степи. 1908 г.
Главный редактор Юрий Козлов
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий КозловПишите нам: roman-gazeta-1927@yandex.ruWEB-редактор Вячеслав Румянцев |