ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ:
|
Без подтасовки фактов
На вопросы «Мичуринской правды» отвечает главный редактор «Роман-газеты»
Виктор Михайлович МЕНЬШИКОВ
- Виктор Михайлович, разнообразных новых книг и журналов ныне - необозримое
море. Вы не боитесь, что «Роман-газета» затеряется среди других периодических
изданий?
- Наше издание существует уже семьдесят три года и имеет давние глубокие
традиции. У нас есть подписчики, получающие «Роман-газету» с сороковых и даже с
тридцатых годов. Читатели знают, что, открыв новый выпуск нашего журнала,
встретятся с настоящей русской прозой. Все значительные произведения
отечественной литературы печатались и печатаются в нашем журнале. Среди
постоянных авторов «Роман-газеты» Виктор Астафьев, Дмитрий Балашов, Василий
Белов, Юрий Бондарев, Борис Екимов, Сергей Залыгин, Виктор Лихоносов, Владимир
Личутин, Евгений Носов, Виктор Потанин, Пётр Проскурин, Владимир Успенский, Иван
Шамякин, Семён Шуртаков и многие другие.
-Тема прошлого нашего отечества для «Роман-газеты» близка?
- Из массы исторической художественной литературы мы выбираем, в первую очередь,
то, что помогает восстановить правду о событиях, которые или замалчивались
раньше, или умышленно искажались...
- Например?
- Искажалась истина о Великой Отечественной войне. Например, писатели часто
обращаются к фигуре расстрелянного генерала Павлова. Объективно говоря, он
получил по заслугам и странно, когда из него пытаются сделать героя. То же и с
генералом Власовым, которого чуть ли не изображают разведчиком номер 1,
засланным из СССР в тыл Германии. То есть из-за конъюнктурных соображений
писатели кидаются из одной крайности в другую - врагов представляют друзьями. И
на свет появляются фальшивые книги, вроде «Ледокола» Суворова.
- Но грех публицистики всегда существовал в исторической литературе.
- А почему это грех? Если ты не лжёшь, то можешь сравнивать даже нынешних
руководителей с самодержавными царями. Другое дело, когда автор занимается
подтасовкой фактов. Вот эти-то произведения, хотя они на вид и занимательны, нас
не привлекают. Другое дело, что писатель вправе иметь своё мнение на историю,
порою отличное от общепринятого. Мы, например, напечатали роман Владимира
Личутина «Раскол», хотя не были поклонниками многих параллелей, которые автор
проводит между сегодняшним и вчерашним днём. Напечатали и «Час шестый. Хроника
1932 года» Василия Белова, хотя считаем, что автор повредил себе как художнику,
усиленно навязывая читателю свою точку зрения на сложные события начала
тридцатых годов.
- Вы не хотите, чтобы в исторических произведениях звучала перекличка с нашим
временем?
- Да разве без этой переклички возможно написать хорошее произведение?
Волей-неволей, а всё чаще в наши дни возникают параллели со Смутным временем и
освобождением России от иноземного ига, во главе которого встали Минин и
Пожарский. Жалко, что забывают третьего деятеля той эпохи, на мой взгляд, самого
главного -патриарха Гермогена. Ему и посвящен роман Валерия Шамшурина, который
напечатан в одном из номеров «Роман-газеты».
- Читатели, увлекающиеся исторической литературой, делятся на две группы: кто
предпочитает художественную беллетристику и кто - исключительно документальные
повествования. «Роман-газета» ориентирована, главным образом, на первых?
- Среди наших авторов немало, как говорят, беллетристов: Дмитрий Балашов,
Анатолий Роев, Вадим Артамонов... Всех и не перечислишь. Но многие пишут чижо
документальную прозу. И среди них не только известные писательно и люди, чья
жизнь - это страничка истории страны. Оттого с особым интересом отнеслись
читатели к автобиографической повести Михаила Калашникова, нашего
знаменитого оружейника. В ней - дыхание времени, субъективный взгляд на
прожитое. А ведь субъективно - это и есть конкретная истина. Автобиографическая
повесть Надежды Плевицкой в «Роман-газете» - это тоже субъективный взгляд на
мир, но искренность певицы завораживает, начинаешь понимать о своём отечестве
гораздо больше, чем из скудных учебников истории.
- А что из опубликованного стало бестселлером?
- «Тайный советник вождя Владимира Успенского. Эту эпопею мы публикуем уже
десять лет, и поток писем о ней не иссякает. Новый роман - "Отступление После
победы" - исповедь дочери тайного советника Сталина. - А что еще увидит
читатель на страницах «Роман-газеты» в ближайшее время?
- Написал роман Юрий Бондарев, назвав его «Бермудский треугольник». Думаем о
новой публикации произведений Виктора Астафьева о Великой Отечественной войне.
Правда, часть наших читателей от него в последнее врем отшатнулась...
- Почему?
- В опубликованном у нас романе «Прокляты и убиты» проскальзывает сочувствие
врагу, Астафьев декларирует, что немцы более своих подчиненных только пушечное
мясо. Это многим пришлось не по душе. Публикуя одну из последних повестей
писателя «Весёлый солдат», мы прокомментировали её статьёй Валентина Курбатова,
которая в некоторой степени примирила читателей с писателем. «Не в укор, не в
унижение человеку пишется о нём горькая правда, - говорит критик, - а в
напоминание, что он сын Божий, что за всё с него спросится. О чём-то, кажется, и
не надо было бы писать, самое своё горькое и не всегда опрятное на белый свет
выставлять. Но ведь исповедь (а это в значительной части стыдящаяся себя
исповедь) и всегда-то не очень-то чистое, как хирургическая операция - никуда не
денешь ни кровь, ни бинты, ни грязь, даже, может быть, не избежишь и ругани,
когда больно...»
- Великая Отечественная война - это боль, которая жива в нас и поныне. А что
нового из стародавней истории отечества вы собираетесь напечатать?
- Хотя боязно разглашать секреты -другие издательства перехватят, но не удержусь
похвалиться, что для нас пишет новую книгу о знаменитом старце Фёдоре Кузьмиче,
о котором до сих пор гадают: не он ли император Александр I, - Владимир Шамшурин.
Хотим опубликовать повесть о, на мой взгляд, до сих пор непонятной,
ошельмованной фигуре императора Павла I. Как-то я попросил Дмитрия Балашова
оставить на время в покое русское средневековье и написать о двадцатых годах
нашего столетия. Он задумался и, быть может, напишет об этом.
- Но сколько ни читаешь книг о русской истории, всегда главные герои -
мужчины?..
- Не совсем так. Недавно мы опубликовали повесть А. Сегеня «Евпраксия».
Полюбились нашим читателям и записки княгини Мещерской «Жизнь некрасивой
женщины». Собираемся напечатать жизнеописания лучших русских женщин, в том числе
написанные Всеволодом Соловьёвым и Дмитрием Мордовцевым. Специально для
мичуринцев скажу, что в прошлом году в «Роман-газете» было напечатано эссе
писателя Валерия Аршанского о Боголюбском соборе. В майском номере «РГ» за этот
год выйдет его же материал, посвященный И.В. Мичурину. А для детской книжки «Роман-газеты»
Валерий Аршанский сделал интересный очерк о самом вашем городе
Козлове-Мичуринске. Мы его напечатаем осенью.
- Кроме художественного уровня, что для вас главное в произведении?
- Единение страны, державность и любовь к людям.Оригинал публикации ©
"Мичуринская правда" №32, 18 марта 2000 г.
|