|
Борис МЕРЖАНОВ
О ДАНИИЛЕ АНДРЕЕВЕ
Даниил Андреев. 1958 год
Борис Миронович Мержанов, доктор архитектуры, профессор. В 1948 году,
когда он учился в строительно-архитектурном техникуме, его арестовали по
ложному обвинению, и некоторое время Мержанов провел в Лубянской тюрьме. Там
судьба свела его с Даниилом Андреевым.
Мне посчастливилось быть знакомым с Даниилом Леонидовичем Андреевым в
1948-49 годах, в тяжелое для него время. Именно «посчастливилось» – уже
потому, что в экстремальных условиях в людях наиболее полно проявляются их
человеческие качества.
Небольшого роста, с худым лицом и седеющими волосами, этот энергичный и
подвижный человек сразу запомнился своими глазами, в которых светилось
внимательное доброжелательство практически к любому из его собеседников.
Тихий голос, желание больше слушать, чем говорить самому, мягкость в
выражениях собственного мнения делали даже кратковременные беседы с ним
желательными для окружающих.
Даниил Леонидович никогда не пропагандировал свои философские воззрения,
хотя с большим интересом участвовал в стихийно возникающих время от времени
идеологических и теологических спорах. Особенно оживлялся и проявлял
поистине бездонные знания при обсуждении буддизма и всех разновидностей
религиозно-философских учений, возникших позднее на его почве, в том числе и
самых новейших. Интересно, что много позже, в середине восьмидесятых, когда
я встречался в г. Баналоре с С. Н. Рерихом и старался понять его взгляды на
современуюкосмологию, упомянул, что подобное уже слышал от Андреева.
Святослав Николаевич очень оживился и сказал, что он не только слышал о
Данииле Леонидовиче, но и хорошо знаком с его мнением по этому вопросу.
В числе других обвинений Даниилу Леонидовичу инкриминировалось авторство
рукописи романа «Странники ночи», который, по его словам, построен на
бесконечных диалогах двух героев – Глинского и Серпуховского. По мнению
одного из них, изменение существующего в Советском Союзе строя может идти
только путем крайнего экстремизма, а по мнению другого – цивилизованным
парламентским путем, при помощи реформ. Надо сказать, что, как показало
время, этот второй путь был спрогнозирован Андреевым с достаточной степенью
точности.
Истинные удовольствия вызывают у меня воспоминания о многочисленных и долгих
рассказах Даниила Леонидовича о его детстве и раннем отрочестве, когда ему
вместе с его отцом – Леонидом Андреевым – приходилось быть гостеприимными
хозяевами на своей даче под Петербургом и принимать известнейших людей
нашего столетия: Репина, Чуковского, Горького, Блока, Маяковского…
Огромное количество интереснейших подробностей об облике, манере говорить,
круге затрагиваемых в разговорах и спорах вопросов было бы ценнейшим
подспорьем для исследователей этой по-своему блестящей эпохи.
Очень много читая, Андреев – и это было заметно – предпочитал литературу
исторического и мемуарного характера. Среди этих книг было около двухсот
биографий выдающихся деятелей «всех времен и народов», популярно изданных в
конце прошлого века книгоиздателем Павленковым. Обычно очень сдержанный в
своих эмоциях, Даниил Леонидович делал довольно едкие и, я бы даже сказал,
саркастические замечания по поводу персонажей прочитанных им биографий.
Кто знает, может быть, это в какой-то мере и побудило его позже стать
участником (а возможно, и вдохновителем) создания такой блестящей
сатирической книги, как «Новейший Плутарх».
Здесь читайте:
Андреев Даниил
Леонидович (1906-1959), поэт, писатель,
философ.
|