Александр АНДРЮХИН |
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
ХРОНОСНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРусское поле:ПОДВИГБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"Общество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова |
ТОЛЬКО ЖИЗНЬАлександр АНДРЮХИН - хоть дебютировал в "Подвиге" лишь около года назад, уже маститый писатель - автор 11 детективных романов (в ближайших планах еще 20). - Александр, герои "Бадминтона под дождем", самозваные наследники чужих капиталов, производят достаточно тягостное впечатление. Каково же тебе было детально выписывать этаких? - Дело в том, что когда я решил писать детективы, то задался целью писать только жизнь. Ибо жизнь намного интересней и изобретательней, чем сочиненные сюжеты. Кстати, в "Бадминтоне под дождем", как ты уже знаешь, причина невезений моего героя кроется в проклятии его жены прадедом. Здесь, видит Бог, я ничего не выдумывал. У моей жены дед действительно служил в казачьем уссурийском войске, и когда началась революция, он действительно положил полмиллиона рублей в Китайский банк. Когда и там началась национализация, он сошел с ума. Так вот: его проклятие я ощутил на собственной шкуре, хотя в его несчастьях был как будто ни при чем. В этом романе мне даже и мысль не нужно было закладывать, мыслью и интригой фонтанировала жизнь. - Но разве детектив подразумевает мысли? Давно ли еще он ходил в развлекательных жанрах? - Да не бывает в русской литературе развлекательных жанров! Образец русского детектива - "Братья Карамазовы". Там и ярчайшие характеры, и головоломная интрига, и великая мысль! Этой традиции стараюсь и я, в меру сил, следовать. Если нет мысли, вообще не пишу. Жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на всякую шелуху. - А мне кажется, это только раньше развлекаловка и серьез могли смешаться в одном великом произведении. Теперь настало время узких специализаций. - Дифференциация была всегда. Отгадаешь загадку? - "Граф Монте-Кристо" Дюма-отца и "Страшная месть" Гоголя, индийское кино 70-х и "Иваново детство" Тарковского… Что общего между этими произведениями легкого и отменно-тяжелого жанров, которые даже живут, кажется, на разных планетах? - Что же общего?.. Ага, знаю: тема мести. - Точно. Только легкий жанр, в данном случае, расписывает нам - как мстить? А жанр серьезный, "тяжелый", решает вопрос - зачем мстить? И стоит ли вообще нам этим увлекательным, да мрачноватым делом заниматься? Серьезный жанр исследует необратимые изменения, которые исподволь происходят в душе мстителя… В "Бадминтоне под дождем" я и пытаюсь совместить, скрестить друг с другом оба жанра. Думаю, очень своевременно. Нынешняя жизнь сама тычет носом своих героев в сложнейшие нравственные дилеммы. Это должно обусловить "серьез" нынешней литературы. Что же касается увлекательности… Ведь та же самая жизнь заставляет героев не затягивать с решением вопросов, что называется - "крутиться", носиться во все стороны, плавить мозги и вывихивать руки… Это и снабжает крутой интригой и динамикой романы. - Не знаю, заметил ли ты, Саш, но твой "Бадминтон" - как матрешка. Из самозванства выскакивает тема мести, а месть оказывается лишь орудием еще более глубокой темы - родового проклятия. - Здесь важней другое. Вот у Тургенева в повести "Живые мощи" одна праведница спасает свой род на столетия вперед, да еще и искупает грехи своих родителей и прародителей. То есть буквально вытаскивает их из ада. Немало и других примеров. Но литературы обратного свойства (когда грешник обрекает свой род на прозябание) в России почти нет. Этой темы не хотели касаться. То ли считали пустяком, цыганщиной, то ли - табу: мол, не зная броду… Понимание людских проблем с точки зрения кармического воздаяния пришло совсем недавно. - Саш, история твоего проклятого рода наводит на интересные мысли: а вдруг возможно и проклятие целого народа? Право, это объяснило бы многое… - А я что говорю? Вот, скажем, американцы - истребившие почти все коренное население своего континента и долгое время обиравшие остальные континенты без зазрения совести - так вот, американцы живут сейчас лучше всех. А мы - бережно сохранявшие веками в своей империи и большие, и мизерные народности, всячески помогавшие им обустроиться, и даже "записать" и развивать их самобытные культуры, - мы снова в черной какой-то дыре. Может, все дело в том, что американцев ни один индейский жрец не успел как следует проклясть, а русских только ленивый "друг степей" не проклял? А, может, все и того проще: "не делай добра, и не получишь зла"… - Саш, Саш! Все-таки не будем брать на себя функции этнографов и политологов. Расскажи лучше, что будет собой представлять литература XXI века. - Сплошные комиксы! Шутка. Вообще, в истории, с редкой периодичностью, литература то играла значительную роль в жизни общества, то отходила на задний план. Были времена, когда верхом искусства считалась драма. Затем - поэзия. Мы даже помним, как поэты собирали целые стадионы. Совсем недавно в первых рядах была публицистика, но сейчас и она отходит. Все-таки думаю, что будущее за искусством с видеорядом. Вскоре в руках пассажиров метро, вместо детективных книжек, мы приметим карманные видики. Зачем напрягаться - читать детектив, если можно будет фильм "позырить"? Вот тут-то и настанет время настоящей книги, которую не заменить киношным вариантом. Ряды читателей заметно поредеют, но это будут настоящие читатели, элита, а "пляжное чтиво" уйдет в небытие.
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |