SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ПОДВИГ  >
 

Михаил КРУПИН

 

© "ПОДВИГ", 2004

ХРОНОС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Русское поле:

ПОДВИГ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ 
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

ОБОЮДООСТРОЕ ОРУЖИЕ

(Василий ГОЛОВАЧЕВ "Два меча", "Подвиг" № 2, 2003)

Герои же рассказа Василия Головачева "Два меча" живут совершенно в ином мире. Не интересуют их ни банки, ни политика, у них свои проблемы - по большей части древнерусские. Археологи они, и борются за справедливость только им доступным способом: роют южноуральские курганы и доказывают, что русская цивилизация исконно самая крутая. Была. По причине всеобщего, любезного сердцу археологов и рукопашников, язычества. А как язычеству, стало быть, изменники-князья шею свернули - и пошло все наперекосяк.

Патриотам-археологам всячески вредят и даже норовят попользоваться их открытиями христианские миссионеры-сектанты. Секта у них, понятное дело, не отечественная (о "хлыстах" у нас затих и слух), а западного новейшего толка.

Здесь, дабы понятнее была вся глубина и грандиозность созданных Василием Головачевым образов, необходимо сделать небольшое богословское отступление.

Делаем. Есть сам дух Христова учения, есть истинная православная вера - спасающая сонмы и сонмы душ, давшая России письменность, архитектуру, философию, сохранившая в архивах православной Византии для всего мира античное наследие (в то время, как в католической Европе оно было безжалостно истреблено). И есть осознанное или бессознательное извращение Христовой веры теми или иными "истолкователями", будь они мировыми религиями, амбициозными сектами или отдельными "служителями церкви". Иначе и быть не могло. Если бы мир был идеально подготовлен к проповеди христианства, то и Христу приходить смысла бы не было. Но воистину великое всегда совершается медленно и, не мудрено, что мы и сейчас только в пути к истинному христианству. И не лукавят иноки святые, называя себя великими грешниками. Что уж говорить о тех, кто - внешне приняв святую веру - в душе продолжал лицемерить? Кто - принося святую веру в мир - приносил ее по старинке "огнем и мечом"?

Да, многое, что было бесценно в нашем древнем язычестве - что было от любви и добра, то есть то, что принял бы безоговорочно Христос, разъяснил бы, что это - часть его Царства, было уничтожено князьями-крестителями в своем средневековом запале. Не всё - иначе откуда же, как не из древнеславянского язычества, коньки по деревенским крышам, травы и зверюшки прикладных искусств, песни, сказки и гадания? Откуда Масленица и такая любовь наших поэтов к стихиям земли - ветру, солнцу, морозам, дождям… да всей русской природе, живой и разумной?.. Нет, с корнем этого не вырвать. Но навсегда останется и русская тоска, и подозрение, что что-то очень существенное и невосполнимое с язычеством своим мы потеряли - какие-то, как сказал бы Головачев, "каналы" прямого сообщения с Перуном, Велесом, Стрибогом…

Конечно, Христос не хотел этой пропажи. И да замолкнут те, кто еще надеется эти две величайшие, постоянно порождаемые одна другой и перетекающие одна в другую Любви, с тысячелетним опозданием, опять поссорить!

Так вот, неслучайно в рассказе Головачева именно сектанты, извратители Христовой веры (более опасные враги души человеческой, чем совершенно безобидные, по нынешним временам, атеисты) оказываются прямыми продолжателями черного дела средневековых инквизиторов и лжекрестителей. Именно они стремятся завладеть двумя древними мистическими мечами - обнаруженными археологами. Светлый меч воина Боривоя, защитника родного язычества, мракобесы хотят уничтожить. С мечом же княжеского сотника Чернаги, прикрывшего миссионерскими целями свою дьявольскую сущность, так называемые "Христиане последнего дня" надеются получить мистическую мощь и высшую санкцию на свои темные дела.

Вроде бы пока все правильно. Но при соприкосновении с подобным "фэнтези" (более серьезного, чем абстрактные сказки Толкиена, разлива) нам все-таки следует хранить осторожность. Писательское дерзновение здесь не всегда оправдано. До сих пор литераторы, философы и богословы ведут спор вокруг "Мастера и Маргариты"… Неясно, как расценивать и наследие Леонида Андреева…

Что перед нами в их лихих произведениях - циничное кощунство, наивная игра фантазии невоцерковленных сочинителей или внезапное откровение и мудрость гения, приоткрывшего в одиночку "завесу земного бытия"?

А началась эта головоломка еще с отлучения от церкви Льва Толстого с его самопальным "евангелием".

Думаю, пока самый верный выход из сего литературно-мистистического лабиринта нашел Федор Шаляпин. Каждый раз после исполнения партии Мефистофеля в "Фаусте" великий певец шел в церковь. Думаю, нам бы это тоже не худо - после прочтения религиозно-рукопашных сочинений вчерашних безбожников.

 

 

 

© "ПОДВИГ", 2004

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев