Михаил КРУПИН |
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
ХРОНОСНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРусское поле:ПОДВИГБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"Общество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова |
ОБОЮДООСТРОЕ ОРУЖИЕ(Василий ГОЛОВАЧЕВ "Два меча", "Подвиг" № 2, 2003) Герои же рассказа Василия Головачева "Два меча" живут совершенно в ином мире. Не интересуют их ни банки, ни политика, у них свои проблемы - по большей части древнерусские. Археологи они, и борются за справедливость только им доступным способом: роют южноуральские курганы и доказывают, что русская цивилизация исконно самая крутая. Была. По причине всеобщего, любезного сердцу археологов и рукопашников, язычества. А как язычеству, стало быть, изменники-князья шею свернули - и пошло все наперекосяк. Патриотам-археологам всячески вредят и даже норовят попользоваться их открытиями христианские миссионеры-сектанты. Секта у них, понятное дело, не отечественная (о "хлыстах" у нас затих и слух), а западного новейшего толка. Здесь, дабы понятнее была вся глубина и грандиозность созданных Василием Головачевым образов, необходимо сделать небольшое богословское отступление. Делаем. Есть сам дух Христова учения, есть истинная православная вера - спасающая сонмы и сонмы душ, давшая России письменность, архитектуру, философию, сохранившая в архивах православной Византии для всего мира античное наследие (в то время, как в католической Европе оно было безжалостно истреблено). И есть осознанное или бессознательное извращение Христовой веры теми или иными "истолкователями", будь они мировыми религиями, амбициозными сектами или отдельными "служителями церкви". Иначе и быть не могло. Если бы мир был идеально подготовлен к проповеди христианства, то и Христу приходить смысла бы не было. Но воистину великое всегда совершается медленно и, не мудрено, что мы и сейчас только в пути к истинному христианству. И не лукавят иноки святые, называя себя великими грешниками. Что уж говорить о тех, кто - внешне приняв святую веру - в душе продолжал лицемерить? Кто - принося святую веру в мир - приносил ее по старинке "огнем и мечом"? Да, многое, что было бесценно в нашем древнем язычестве - что было от любви и добра, то есть то, что принял бы безоговорочно Христос, разъяснил бы, что это - часть его Царства, было уничтожено князьями-крестителями в своем средневековом запале. Не всё - иначе откуда же, как не из древнеславянского язычества, коньки по деревенским крышам, травы и зверюшки прикладных искусств, песни, сказки и гадания? Откуда Масленица и такая любовь наших поэтов к стихиям земли - ветру, солнцу, морозам, дождям… да всей русской природе, живой и разумной?.. Нет, с корнем этого не вырвать. Но навсегда останется и русская тоска, и подозрение, что что-то очень существенное и невосполнимое с язычеством своим мы потеряли - какие-то, как сказал бы Головачев, "каналы" прямого сообщения с Перуном, Велесом, Стрибогом… Конечно, Христос не хотел этой пропажи. И да замолкнут те, кто еще надеется эти две величайшие, постоянно порождаемые одна другой и перетекающие одна в другую Любви, с тысячелетним опозданием, опять поссорить! Так вот, неслучайно в рассказе Головачева именно сектанты, извратители Христовой веры (более опасные враги души человеческой, чем совершенно безобидные, по нынешним временам, атеисты) оказываются прямыми продолжателями черного дела средневековых инквизиторов и лжекрестителей. Именно они стремятся завладеть двумя древними мистическими мечами - обнаруженными археологами. Светлый меч воина Боривоя, защитника родного язычества, мракобесы хотят уничтожить. С мечом же княжеского сотника Чернаги, прикрывшего миссионерскими целями свою дьявольскую сущность, так называемые "Христиане последнего дня" надеются получить мистическую мощь и высшую санкцию на свои темные дела. Вроде бы пока все правильно. Но при соприкосновении с подобным "фэнтези" (более серьезного, чем абстрактные сказки Толкиена, разлива) нам все-таки следует хранить осторожность. Писательское дерзновение здесь не всегда оправдано. До сих пор литераторы, философы и богословы ведут спор вокруг "Мастера и Маргариты"… Неясно, как расценивать и наследие Леонида Андреева… Что перед нами в их лихих произведениях - циничное кощунство, наивная игра фантазии невоцерковленных сочинителей или внезапное откровение и мудрость гения, приоткрывшего в одиночку "завесу земного бытия"? А началась эта головоломка еще с отлучения от церкви Льва Толстого с его самопальным "евангелием". Думаю, пока самый верный выход из сего литературно-мистистического лабиринта нашел Федор Шаляпин. Каждый раз после исполнения партии Мефистофеля в "Фаусте" великий певец шел в церковь. Думаю, нам бы это тоже не худо - после прочтения религиозно-рукопашных сочинений вчерашних безбожников.
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |