SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ПОДВИГ  >
 

Михаил КРУПИН

 

© "ПОДВИГ", 2004

ХРОНОС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Русское поле:

ПОДВИГ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ 
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

КОЛЕСА, КРЫЛЬЯ, ПАРУСА…

(Андрей ДЫШЕВ "Код спасения" ("Моя любимая дура"), "Подвиг" № 1, 2003)

Андрей Дышев давно известен не только читателям "Подвига", но и всем любителям современной отечественной беллетристики. Его новый роман "Код спасения" буквально "под завязку набит" всем, чем только способен читателя привлечь данный жанр. Лабиринт детективной интриги, стремительные погони, катастрофы в небе и на море, ненавязчивая любовная линия, тонкий "фоновый" юмор и, на сладкое, спасение мира от ядерной войны, читай - от маньяка-ракетчика.

Конечно же, набор детективных ходов - при всем своем многообразии - давно известен, но у Дышева каждый из них выглядит свежо и неожиданно. А неизбежное узнавание того или иного приема даже рождает читательскую благодарность и радость. Мол, надо же - и здесь автор побывал, и этот голливудский ход смог повернуть по-своему, по-дышевски.

Как не вспомнить "Детективное агентство "Лунный свет"", когда на первых же страницах романа частные детективы, он и она, начинают спорить, ссориться - путая поневоле личное с профессиональным. Она безответно влюблена в него, своего шефа; он сперва снисходительно дозволяет ей эту влюбленность, но вскоре начинает нервничать и откровенно плеваться. (Впрочем, в следующей главе, как и в очередной серии "Лунного света", герои могут легко поменяться ролями - Дышев умеет произвести такой обмен весело и непринужденно).

Как водится, друг и боевой соратник главного героя - человек, которому герой наш бесконечно доверял, - в самый интригующий момент открывает свою подлинную сущность. Оказывается, именно он - таинственный злоумышленник, виновник стольких бед и смертей, азартный охотник за четою детективов.

На подругу героя тоже вовремя падает подозрение в сотрудничестве с негодяем и вовремя, вызвав читательский вздох облегчения, в прах рассыпается.

Воистину здесь есть все, что только может беллетрист выжать из дня, ночи, моря, суши и небес. Рисковые горные дороги, бешеные скорости, треск снастей, хлопанье паруса, стрельба из всех видов (включая ракетные установки стратегического назначения), падение ТУ-154 непосредственно на головы главных героев, гибель корабля (пусть не "Титаника", но все равно приятно), разведполет на угнанном спортивном самолете над морским побережьем и считанные секунды, остающиеся до запрограммированного старта ракеты с ядерной боеголовкой…

Роман кинематографичен до предела. Будь отечественные киностудии побогаче, чтобы замахнуться на его экранизацию, все "Оскары" были бы наши.

Но Дышев не был бы Дышевым, если бы в самой остросюжетной динамике не обретал своеобразную философичность. А в детективе она может быть проведена лишь через мотивировки поступков героев. Неслучайно именно самый безвольный, тщедушный ребенок, бывший предметом вечных насмешек одноклассников, а впоследствие - униженный государством офицер, становится заклятым врагом цивилизации и вступает в ряды боевиков-южан. Лишь силою оружия способны они самоутвердиться в этом мире - преодолеть свою социальную и интеллектуальную ущербность. В результате даже сверхсекретная и "образцово-показательная" воинская часть поступает в безраздельное владение мятежников. (Это уже явно новый ход, авторство которого, кажется, принадлежит исключительно Дышеву. До него это никто не писал. Придумка автора насчет солдатских "мертвых душ", под сурдинку заполняемых в частях "душманами", также свежа и хороша…)

Кстати, вымысел вымыслом, но его диктует время. И мурашки пробегают по спине реальные: а вдруг и впрямь сегодня такие "секретные" части уже где-нибудь есть или вскоре появятся?.. А что? При современном нам с вами развале армии, коррумпированности власти и т. п., и не то возможно.

Разумеется, в книжке закончится все хорошо - зло будет посрамлено, мир спасен, и даже главный герой перестанет плеваться от любви и верности своей коллеги… Законы жанра. Но не менее интересно и то, к какому жанру отнести разыгрываемое перед нами вживую "произведение"? Так сказать, первоисточник писательского вдохновения?

 

 

 

© "ПОДВИГ", 2004

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев