Михаил КРУПИН |
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
ХРОНОСНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРусское поле:ПОДВИГБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"Общество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова |
КОЛЕСА, КРЫЛЬЯ, ПАРУСА…(Андрей ДЫШЕВ "Код спасения" ("Моя любимая дура"), "Подвиг" № 1, 2003) Андрей Дышев давно известен не только читателям "Подвига", но и всем любителям современной отечественной беллетристики. Его новый роман "Код спасения" буквально "под завязку набит" всем, чем только способен читателя привлечь данный жанр. Лабиринт детективной интриги, стремительные погони, катастрофы в небе и на море, ненавязчивая любовная линия, тонкий "фоновый" юмор и, на сладкое, спасение мира от ядерной войны, читай - от маньяка-ракетчика. Конечно же, набор детективных ходов - при всем своем многообразии - давно известен, но у Дышева каждый из них выглядит свежо и неожиданно. А неизбежное узнавание того или иного приема даже рождает читательскую благодарность и радость. Мол, надо же - и здесь автор побывал, и этот голливудский ход смог повернуть по-своему, по-дышевски. Как не вспомнить "Детективное агентство "Лунный свет"", когда на первых же страницах романа частные детективы, он и она, начинают спорить, ссориться - путая поневоле личное с профессиональным. Она безответно влюблена в него, своего шефа; он сперва снисходительно дозволяет ей эту влюбленность, но вскоре начинает нервничать и откровенно плеваться. (Впрочем, в следующей главе, как и в очередной серии "Лунного света", герои могут легко поменяться ролями - Дышев умеет произвести такой обмен весело и непринужденно). Как водится, друг и боевой соратник главного героя - человек, которому герой наш бесконечно доверял, - в самый интригующий момент открывает свою подлинную сущность. Оказывается, именно он - таинственный злоумышленник, виновник стольких бед и смертей, азартный охотник за четою детективов. На подругу героя тоже вовремя падает подозрение в сотрудничестве с негодяем и вовремя, вызвав читательский вздох облегчения, в прах рассыпается. Воистину здесь есть все, что только может беллетрист выжать из дня, ночи, моря, суши и небес. Рисковые горные дороги, бешеные скорости, треск снастей, хлопанье паруса, стрельба из всех видов (включая ракетные установки стратегического назначения), падение ТУ-154 непосредственно на головы главных героев, гибель корабля (пусть не "Титаника", но все равно приятно), разведполет на угнанном спортивном самолете над морским побережьем и считанные секунды, остающиеся до запрограммированного старта ракеты с ядерной боеголовкой… Роман кинематографичен до предела. Будь отечественные киностудии побогаче, чтобы замахнуться на его экранизацию, все "Оскары" были бы наши. Но Дышев не был бы Дышевым, если бы в самой остросюжетной динамике не обретал своеобразную философичность. А в детективе она может быть проведена лишь через мотивировки поступков героев. Неслучайно именно самый безвольный, тщедушный ребенок, бывший предметом вечных насмешек одноклассников, а впоследствие - униженный государством офицер, становится заклятым врагом цивилизации и вступает в ряды боевиков-южан. Лишь силою оружия способны они самоутвердиться в этом мире - преодолеть свою социальную и интеллектуальную ущербность. В результате даже сверхсекретная и "образцово-показательная" воинская часть поступает в безраздельное владение мятежников. (Это уже явно новый ход, авторство которого, кажется, принадлежит исключительно Дышеву. До него это никто не писал. Придумка автора насчет солдатских "мертвых душ", под сурдинку заполняемых в частях "душманами", также свежа и хороша…) Кстати, вымысел вымыслом, но его диктует время. И мурашки пробегают по спине реальные: а вдруг и впрямь сегодня такие "секретные" части уже где-нибудь есть или вскоре появятся?.. А что? При современном нам с вами развале армии, коррумпированности власти и т. п., и не то возможно. Разумеется, в книжке закончится все хорошо - зло будет посрамлено, мир спасен, и даже главный герой перестанет плеваться от любви и верности своей коллеги… Законы жанра. Но не менее интересно и то, к какому жанру отнести разыгрываемое перед нами вживую "произведение"? Так сказать, первоисточник писательского вдохновения?
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |