Михаил КРУПИН |
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
ХРОНОСНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРусское поле:ПОДВИГБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"Общество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова |
СТАРЫЙ НОВЫЙ… ДОЛГ(Петр АКИМОВ "Старый должок", роман, "Подвиг" № 10, 2002) (Юрий КОРОТКОВ "Последний забой", повесть, "Подвиг" № 10, 2002) Фарватером романа Петра Акимова идут красивые, отважные и благородные герои. Пожалуй, их можно назвать и борцами за идею. За сильную и чистую Россию. За честного человека. За то, чтобы зажил он в конце концов по-человечески на своей же земле… Но одно довольно приметное свойство акимовских героев явно выбивается из привычного набора свойств "борца". (По крайней мере на русский читательский взгляд). Герои Акимова - отнюдь не бессребренники. В последние годы из западного детектива в русский уверенно шагнули типажи супер-героев, горячо озабоченных преумножением своих капиталов и в том санкционируемых авторской симпатией. Новизна подобных персонажей для русской литературы бесспорна. Такую новизну, казалось бы, диктует время. Но придутся ли "душевные дельцы" по душе, как и автору, читателям - пока не знаем. Чтобы узнать это, надо, по меньшей мере, подождать, пока прочтут роман. Главные лица повествования - страховой супер-агент Надежда Кузнецова и ее муж, Олег Комаров, в прошлом - боевой офицер, ныне - глава частного охранного агентства. Казалось бы, с ними все просто. Цель их профессиональной деятельности - прибыль, прибыль и еще раз прибыль. Но не забудем и о том, что успех сопутствует лишь тем страховым агентам, которые владеют большим даром убеждения. А дар этот предполагает искренность. То есть неподдельную заботу о людях. Надежде Кузнецовой теплых чувств к своим ближним, к своей неустроенной стране, не занимать. Не занимать ей и профессиональной чести. Как ни странно, но именно эти качества, казалось бы, столь невостребованные в наши дни, помогают Надежде выпутаться из самых крутых передряг. Вполне возможно, сначала читателю покажется соединение "благих намерений" и охотничьих инстинктов в героях романа чем-то противоестественным, надуманным. Но автор и не скрывает, что это соединение отнюдь не гармонично. Такое уж время настигло вчерашних безмятежных обывателей. Сердечность и мечты о "земном рае" пытаются ужиться в их душах с откровенной алчностью и эгоизмом. А как, мол, сегодня иначе? Иначе, поди, пропадешь… Акимов привычными соблазнами времени легко искушает своих благородных героев. Вот и отважная, правильная Кузнецова соглашается рискнуть жизнью и здоровьем любимого человека за миллион "зеленых"… Перед нами - арена борьбы за "старый должок" одной русской американки. Ее интрига, то головоломно переплетающая, то безжалостно обрывающая человеческие судьбы, не раз заставит Кузнецову безвольно опустить руки, раскаяться в том, что ввязалась в нечистую игру. Линии судеб героев словно ненароком высвечиваются в общей пряже русской жизни и, как бы закольцовываясь, естественно выводят к вопросу о том, откуда же эта колючая, драная пряжа берется? Весь ход детективной интриги доказывает, точно математическую теорему, ответ на этот "проклятый" вопрос. Всему причина - бесчеловечность государства, невежество государства, бесчестность государства. Государства и проводников воли его. А другая грань той же причины нелепого быта и бытия миллионов российских граждан - этих самых граждан, стало быть наша с вами, пассивность. Криминальный мир с его короткими, как заточка, мыслями и жестами, по мере своего вторжения в сюжет, описывается Акимовым с редкостным знанием дела. Чего стоит только цветистая и щедрая "феня"… Но страшнее подана современная правоохранительная система, каждым колесиком своим направленная на то, чтобы раздавить однажды оступившегося человека, навсегда погрузить в криминал. Талантливый проект майора Аса, подразумевающий воспитание осужденного и постепенное возвращение человека гражданскому обществу, здесь изначально обречен.
Думается, символичен сам факт соседства в выпуске со "Старым должком" "Последнего забоя" Юрия Короткова. Действительно, с удачливыми коммерсантами, их страховыми агентами - людьми, быстро оказавшимися "при деле" в изменившейся России, все еще соседствуют в этой стране шахтеры, воины, геологи, учителя… - все "старые" люди труда. Того самого труда, благодаря которому жива Россия. Того самого труда, который не жалуют теперь ни правительства, ни СМИ, ни армия коммерческих писателей и прочих деятелей "современного искусства". Да и в читательских рядах - под влиянием "массированной" обработки - теперь бытует мнение, что сочинять и читать следует исключительно о быках, олигархах, валютных проститутках… В общем, о ком душе угодно, только не о простых работягах, их проблемах и делах. Отчасти к такому раскладу подвел прежний многолетний госзаказ на "производственный роман". Зачастую роман этот насквозь пропитан был официозом и нечеловеческим пафосом, был он причесан, напудрен и подретуширован "сверху донизу" - то есть от производственных собраний до бытовых диалогов "советских тружеников". Вот нынче и забыто (или кому-то очень выгодно сделать вид, что забыто), что в литературном хозяйстве давно новые законы и правила. И что люди, пресытившись нечеловеческим пороком и нескончаемой стрельбой с экранов и страниц, давно ждут рассказа о своем, близком и наболевшем. Забывают и о том, что этот рассказ, искренний и емкий, может быть увлекательней любого детектива. Особенно когда за дело берется истинный профессионал - такой, скажем, как Юрий Коротков, перу которого принадлежат сценарии к фильмам "Авария - дочь мента", …, сверх-популярному ныне телесериалу … и многое другое. Шахтеры "Последнего забоя" Юрия Короткова - самые обыкновенные… герои, умеющие работать не за страх, а за совесть, даже когда их труд унижен регулярной неоплатой, когда следующие одна за другой аварии на шахте, отжившей свой век, грозят оборвать их жизни в любую минуту. Но эти люди все-таки уже растеряны перед налегшей - как темная туча - на них, на всю трудовую честную Россию бедой. В душе они решительнее и отважнее ковбоев из американских вестернов. И при этом беспомощны в изменяющемся не по дням, а по часам, своем Отечестве, как малые дети в лесу. Вот доведенный до отчаяния безденежьем старый горняк садится на свой мотоцикл и, пытаясь помочь мучительно больной жене, на полном ходу врезается в стекло ночной аптеки и сгребает в коляску с витрин все лекарства. Мол, нужное найду потом. И невдомек ему, что драгоценные, необходимые жене препараты хранятся в сейфе - откуда "аптечные" их и сопрут, а на ветерана труда "повесят" уже серьезную кражу. Вот намаявшиеся за день в шахте, трое друзей решают толкнуть самосвал угля "налево" и этим хоть отчасти оплатить самим себе рискованный тяжелый труд. Но ряженый коттеджный казачок (кстати, особый вид казака - отмечен в России впервые) вместо денег за "черное золото" насмешливо расплачивается бутылкой "Посольской"… Множество смешных и горьких ситуаций придется изведать четырем героям Юрия Короткова, прежде чем решатся они на последнее геройство - коллективный суицид. Замаскированный заранее под несчастный случай на шахте. Это, чтобы семьям выплатили за погибших крупное пособие. Мол, хоть мертвые женам и детям послужим, раз от живых нас толку больше нет… Но вслед просчитанному в отчаяньи взрыву в романе Короткова гремит… гимн шахтерскому товариществу, беззаветной русской дружбе. Не одолеть ее никаким, ни метановым, ни политическим взрывам. И в этом - последняя надежда на будущие русские силу и свет. P. S. Кстати, героиня у П. Акимова однажды в рекламном запале проговаривается: всем чертовски выгодно и необходимо страхование, разве что вот… ну не подойдет и за версту страховой агент к шахте, заводу, к недвижимости в Заполярье или на Кавказе. И далее по тексту.
|
© "ПОДВИГ", 2004 |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |