SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ПОДВИГ  >
 

Михаил КРУПИН

 

© "ПОДВИГ", 2004

ХРОНОС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Русское поле:

ПОДВИГ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ 
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

СТАРЫЙ НОВЫЙ… ДОЛГ

(Петр АКИМОВ "Старый должок", роман, "Подвиг" № 10, 2002)

(Юрий КОРОТКОВ "Последний забой", повесть, "Подвиг" № 10, 2002)

Фарватером романа Петра Акимова идут красивые, отважные и благородные герои. Пожалуй, их можно назвать и борцами за идею. За сильную и чистую Россию. За честного человека. За то, чтобы зажил он в конце концов по-человечески на своей же земле… Но одно довольно приметное свойство акимовских героев явно выбивается из привычного набора свойств "борца". (По крайней мере на русский читательский взгляд). Герои Акимова - отнюдь не бессребренники.

В последние годы из западного детектива в русский уверенно шагнули типажи супер-героев, горячо озабоченных преумножением своих капиталов и в том санкционируемых авторской симпатией. Новизна подобных персонажей для русской литературы бесспорна. Такую новизну, казалось бы, диктует время. Но придутся ли "душевные дельцы" по душе, как и автору, читателям - пока не знаем. Чтобы узнать это, надо, по меньшей мере, подождать, пока прочтут роман.

Главные лица повествования - страховой супер-агент Надежда Кузнецова и ее муж, Олег Комаров, в прошлом - боевой офицер, ныне - глава частного охранного агентства. Казалось бы, с ними все просто. Цель их профессиональной деятельности - прибыль, прибыль и еще раз прибыль. Но не забудем и о том, что успех сопутствует лишь тем страховым агентам, которые владеют большим даром убеждения. А дар этот предполагает искренность. То есть неподдельную заботу о людях.

Надежде Кузнецовой теплых чувств к своим ближним, к своей неустроенной стране, не занимать. Не занимать ей и профессиональной чести. Как ни странно, но именно эти качества, казалось бы, столь невостребованные в наши дни, помогают Надежде выпутаться из самых крутых передряг. Вполне возможно, сначала читателю покажется соединение "благих намерений" и охотничьих инстинктов в героях романа чем-то противоестественным, надуманным. Но автор и не скрывает, что это соединение отнюдь не гармонично. Такое уж время настигло вчерашних безмятежных обывателей. Сердечность и мечты о "земном рае" пытаются ужиться в их душах с откровенной алчностью и эгоизмом. А как, мол, сегодня иначе? Иначе, поди, пропадешь…

Акимов привычными соблазнами времени легко искушает своих благородных героев. Вот и отважная, правильная Кузнецова соглашается рискнуть жизнью и здоровьем любимого человека за миллион "зеленых"…

Перед нами - арена борьбы за "старый должок" одной русской американки. Ее интрига, то головоломно переплетающая, то безжалостно обрывающая человеческие судьбы, не раз заставит Кузнецову безвольно опустить руки, раскаяться в том, что ввязалась в нечистую игру.

Линии судеб героев словно ненароком высвечиваются в общей пряже русской жизни и, как бы закольцовываясь, естественно выводят к вопросу о том, откуда же эта колючая, драная пряжа берется? Весь ход детективной интриги доказывает, точно математическую теорему, ответ на этот "проклятый" вопрос. Всему причина - бесчеловечность государства, невежество государства, бесчестность государства. Государства и проводников воли его. А другая грань той же причины нелепого быта и бытия миллионов российских граждан - этих самых граждан, стало быть наша с вами, пассивность.

Криминальный мир с его короткими, как заточка, мыслями и жестами, по мере своего вторжения в сюжет, описывается Акимовым с редкостным знанием дела. Чего стоит только цветистая и щедрая "феня"… Но страшнее подана современная правоохранительная система, каждым колесиком своим направленная на то, чтобы раздавить однажды оступившегося человека, навсегда погрузить в криминал. Талантливый проект майора Аса, подразумевающий воспитание осужденного и постепенное возвращение человека гражданскому обществу, здесь изначально обречен.

 

Думается, символичен сам факт соседства в выпуске со "Старым должком" "Последнего забоя" Юрия Короткова. Действительно, с удачливыми коммерсантами, их страховыми агентами - людьми, быстро оказавшимися "при деле" в изменившейся России, все еще соседствуют в этой стране шахтеры, воины, геологи, учителя… - все "старые" люди труда. Того самого труда, благодаря которому жива Россия. Того самого труда, который не жалуют теперь ни правительства, ни СМИ, ни армия коммерческих писателей и прочих деятелей "современного искусства".

Да и в читательских рядах - под влиянием "массированной" обработки - теперь бытует мнение, что сочинять и читать следует исключительно о быках, олигархах, валютных проститутках… В общем, о ком душе угодно, только не о простых работягах, их проблемах и делах. Отчасти к такому раскладу подвел прежний многолетний госзаказ на "производственный роман". Зачастую роман этот насквозь пропитан был официозом и нечеловеческим пафосом, был он причесан, напудрен и подретуширован "сверху донизу" - то есть от производственных собраний до бытовых диалогов "советских тружеников". Вот нынче и забыто (или кому-то очень выгодно сделать вид, что забыто), что в литературном хозяйстве давно новые законы и правила. И что люди, пресытившись нечеловеческим пороком и нескончаемой стрельбой с экранов и страниц, давно ждут рассказа о своем, близком и наболевшем.

Забывают и о том, что этот рассказ, искренний и емкий, может быть увлекательней любого детектива. Особенно когда за дело берется истинный профессионал - такой, скажем, как Юрий Коротков, перу которого принадлежат сценарии к фильмам "Авария - дочь мента", …, сверх-популярному ныне телесериалу … и многое другое.

Шахтеры "Последнего забоя" Юрия Короткова - самые обыкновенные… герои, умеющие работать не за страх, а за совесть, даже когда их труд унижен регулярной неоплатой, когда следующие одна за другой аварии на шахте, отжившей свой век, грозят оборвать их жизни в любую минуту. Но эти люди все-таки уже растеряны перед налегшей - как темная туча - на них, на всю трудовую честную Россию бедой. В душе они решительнее и отважнее ковбоев из американских вестернов. И при этом беспомощны в изменяющемся не по дням, а по часам, своем Отечестве, как малые дети в лесу.

Вот доведенный до отчаяния безденежьем старый горняк садится на свой мотоцикл и, пытаясь помочь мучительно больной жене, на полном ходу врезается в стекло ночной аптеки и сгребает в коляску с витрин все лекарства. Мол, нужное найду потом. И невдомек ему, что драгоценные, необходимые жене препараты хранятся в сейфе - откуда "аптечные" их и сопрут, а на ветерана труда "повесят" уже серьезную кражу.

Вот намаявшиеся за день в шахте, трое друзей решают толкнуть самосвал угля "налево" и этим хоть отчасти оплатить самим себе рискованный тяжелый труд. Но ряженый коттеджный казачок (кстати, особый вид казака - отмечен в России впервые) вместо денег за "черное золото" насмешливо расплачивается бутылкой "Посольской"…

Множество смешных и горьких ситуаций придется изведать четырем героям Юрия Короткова, прежде чем решатся они на последнее геройство - коллективный суицид. Замаскированный заранее под несчастный случай на шахте. Это, чтобы семьям выплатили за погибших крупное пособие. Мол, хоть мертвые женам и детям послужим, раз от живых нас толку больше нет…

Но вслед просчитанному в отчаяньи взрыву в романе Короткова гремит… гимн шахтерскому товариществу, беззаветной русской дружбе. Не одолеть ее никаким, ни метановым, ни политическим взрывам. И в этом - последняя надежда на будущие русские силу и свет.

P. S. Кстати, героиня у П. Акимова однажды в рекламном запале проговаривается: всем чертовски выгодно и необходимо страхование, разве что вот… ну не подойдет и за версту страховой агент к шахте, заводу, к недвижимости в Заполярье или на Кавказе. И далее по тексту.

 

 

© "ПОДВИГ", 2004

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев