ЭЛЕКТРОННЫЕ ПАМПАСЫ [6] 2000

 


Мастер-класс

Борис Примочкин

"Старт" чудес и превращений

 

О детской школе искусств N12 "Старт" архитектурно-художественного профиля знакомые говорили с еле сдерживаемым восторгом:
- Встретишь - не пропусти. Это надо видеть.

 

Сокровище под ногами

И однажды такая встреча произошла. На одном из фестивалей архитектуры и дизайна на сцену стали выходить самые настоящие чудеса. Дети и подростки от 6 до 12 лет были одеты в оригинальные костюмы, шляпы, обувь, которые они сами придумали и сделали.

Вот проплыл ослепительно белый Ангел с золотистым нимбом над головой.

Вслед за ним выпорхнула фантастическая девочка-бабочка.

А это что такое? На сцену вышла то ли льдинка, то ли снежинка. И назвала себя маленькой снежной королевой. А вот костюм греческой колонны. И шляпа-паровоз из мультфильма "Паровозик из Ромашкова"...

Все костюмы были сделаны... как бы это поточнее сказать - из ничего. Еще точнее, из того самого мусора, который мы обычно отбрасываем прочь от себя подальше. На свалку, на помойку. Вон из дома. Вещи-то отслужили, отработали. Умерли. А тут вдруг "мертвецы" ожили. Да так интересно и неожиданно, что дух захватывает. И вызывает горячие, продолжительные аплодисменты публики.

Посмотрите внимательней! Ангел сделан из марли и одноразовой посуды. Белые стаканчики, тарелочки, пластмассовые вилки и ножи. Бабочка родилась из разноцветных полиэтиленовых пакетов. Снежная королева с её иглами-сосульками - из мягкого полиэтилена белого цвета. Шляпа-паровоз или трактор (здесь возможно индивидуальное прочтение) - из пакетов сока, молока, бутылочных крышечек, тарелок...

Сосед, что рядом наблюдал за этим каскадом превращений, тихо заметил: "После такой реанимации отживших вещей как-то уважительней начинаешь относиться к этим самым вещам, маленьким создателям, да и ко всему миру, что тебя окружает. Сколько раз выбрасывал этот мусор. А ведь это сокровище. Хотя его надо, конечно, суметь увидеть и создать".

 

По степени неожиданности

Вот этому видению и учат в "Старте". Желающих приходит "через край". Ведь на земле нет выше счастья творчества. Без него не жизнь, а прозябание. Поэтому конкурс - 50 человек на место.

Всех вместить маленькое зданьице школы по Гранатному переулку 24 не может. Приходится вводить отбор. Тесты самые простые, но эффективные. Например, на белом листе преподаватель рисует две линии. И предлагает поступающему малышу дополнить линии, чем его душа пожелает. Один дорисует ёлку. Другой квадрат. Третий невиданную рыбу. Четвертый попросит ножницы, прорежет по линиям отверстия и получит венецианскую маску.

По степени неожиданности решения и принимают в школу-студию. Да примерно по такой системе отбирают во все творческие вузы. Но это не вуз, а школа. Те, кто не прошел по конкурсу, могут тоже приходить. Но за обучение этих детей родителям уже придется платить. Многие идут и на это. Уж больно методики эффективные, поясняла мне одна родительница, пока ждала своего малыша. А другая мама сказала еще определеннее:

"Есть творчество созерцательное, а есть созидательное. Когда маленький человечек не просто пришел, увидел и придумал. Это хорошо, а еще лучше и создал придуманное собственными руками".

 

Как оседлать Пегаса

На занятиях нулевой группы на курсе "Прикосновение" делают так: малыша просят взять лист клена - и не вырисовывать его со всеми прожилками и дырочками, а просто покрасить зеленой краской. Он приложит лист к бумаге - и один кусочек рисунка готов. Потом в ход идет желтая краска. За ней - красная. И на бумаге уже кружит осенний листопад. Целая композиция. А то и первое произведение под названием "осень".

Потом идет развитие образно-логического мышления, основ изобразительной грамотности, композиции. Изучение, анализ и применение знаний мировой художественной культуры. Насколько это нравится ребятам, можно судить по такому высказыванию одного из них: "Буду в СТАРТЕ до самой СТАРТости".

В прошлом году группу преподавателей "Старта" из семи человек пригласили в Кремль. Вручение государственных премий проходило в торжественной обстановке. Вслед за известными именами вдруг пошла одна неизвестная учительница. Вторая. Третья. Премии предназначались за "Создание системы развития творческого потенциала личности средствами архитектуры и дизайна". Всех лауреатов расцеловал Президент!

Последователи "Старта" есть во многих городах страны. Ближнем и дальнем зарубежье. Но число пап и мам, желающих приобщить своих детей к умению делать чудеса всегда больше реальных возможностей.

Ребята приходят в "Старт" после занятий в обычных общеобразовательных школах. Вроде должны выглядеть усталыми, утомленными. Ведь фактически для них это новая дополнительная нагрузка. На самом деле на лицах никакого утомления не заметно. Радость и улыбки от встречи сменяет сосредоточенность и увлеченность за рабочим столом. Хорошо бы пронести это состояние через всю жизнь. Чтобы у "Старта" чудес и превращений не было никогда финиша.

 


[к содержанию]

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПАМПАСЫ [6] 2000

"Электронные пампасы" © 2001

Русское поле

ПЕРЕЙТИ: | XPOHOC | НАУКА | МОЛОКО | ГАЗДАНОВ | РОССИЯ | МГУ | СЛОВО | ГЕОСИНХРОНИЯ |

ссылка на XPOHOC

Rambler's Top100 Rambler's Top100