Мастер-класс
Борис Примочкин
"Старт" чудес и
превращений
О детской школе искусств N12 "Старт"
архитектурно-художественного профиля знакомые говорили с еле
сдерживаемым восторгом: - Встретишь - не пропусти. Это надо
видеть.
Сокровище под ногами
И однажды такая встреча произошла. На одном из
фестивалей архитектуры и дизайна на сцену стали выходить самые настоящие
чудеса. Дети и подростки от 6 до 12 лет были одеты в оригинальные
костюмы, шляпы, обувь, которые они сами придумали и сделали.
Вот
проплыл ослепительно белый Ангел с золотистым нимбом над
головой.
Вслед за ним выпорхнула фантастическая
девочка-бабочка.
А это что такое? На сцену вышла то ли льдинка, то ли
снежинка. И назвала себя маленькой снежной королевой. А вот костюм
греческой колонны. И шляпа-паровоз из мультфильма "Паровозик из
Ромашкова"...
Все костюмы были сделаны... как бы это поточнее
сказать - из ничего. Еще точнее, из того самого мусора, который мы
обычно отбрасываем прочь от себя подальше. На свалку, на помойку. Вон из
дома. Вещи-то отслужили, отработали. Умерли. А тут вдруг "мертвецы"
ожили. Да так интересно и неожиданно, что дух захватывает. И вызывает
горячие, продолжительные аплодисменты публики.
Посмотрите
внимательней! Ангел сделан из марли и одноразовой посуды. Белые
стаканчики, тарелочки, пластмассовые вилки и ножи. Бабочка родилась из
разноцветных полиэтиленовых пакетов. Снежная королева с её
иглами-сосульками - из мягкого полиэтилена белого цвета. Шляпа-паровоз
или трактор (здесь возможно индивидуальное прочтение) - из пакетов сока,
молока, бутылочных крышечек, тарелок...
Сосед, что рядом наблюдал за этим каскадом превращений,
тихо заметил: "После такой реанимации отживших вещей как-то уважительней
начинаешь относиться к этим самым вещам, маленьким создателям, да и ко
всему миру, что тебя окружает. Сколько раз выбрасывал этот мусор. А ведь
это сокровище. Хотя его надо, конечно, суметь увидеть и
создать".
По степени неожиданности
Вот этому видению и учат в "Старте". Желающих приходит
"через край". Ведь на земле нет выше счастья творчества. Без него не
жизнь, а прозябание. Поэтому конкурс - 50 человек на место.
Всех
вместить маленькое зданьице школы по Гранатному переулку 24 не может.
Приходится вводить отбор. Тесты самые простые, но эффективные. Например,
на белом листе преподаватель рисует две линии. И предлагает поступающему
малышу дополнить линии, чем его душа пожелает. Один дорисует ёлку.
Другой квадрат. Третий невиданную рыбу. Четвертый попросит ножницы,
прорежет по линиям отверстия и получит венецианскую маску.
По
степени неожиданности решения и принимают в школу-студию. Да примерно по
такой системе отбирают во все творческие вузы. Но это не вуз, а школа.
Те, кто не прошел по конкурсу, могут тоже приходить. Но за обучение этих
детей родителям уже придется платить. Многие идут и на это. Уж больно
методики эффективные, поясняла мне одна родительница, пока ждала своего
малыша. А другая мама сказала еще определеннее:
"Есть творчество
созерцательное, а есть созидательное. Когда маленький человечек не
просто пришел, увидел и придумал. Это хорошо, а еще лучше и создал
придуманное собственными руками".
Как оседлать Пегаса
На занятиях нулевой группы на курсе "Прикосновение"
делают так: малыша просят взять лист клена - и не вырисовывать его со
всеми прожилками и дырочками, а просто покрасить зеленой краской. Он
приложит лист к бумаге - и один кусочек рисунка готов. Потом в ход идет
желтая краска. За ней - красная. И на бумаге уже кружит осенний
листопад. Целая композиция. А то и первое произведение под названием
"осень".
Потом идет развитие образно-логического мышления, основ
изобразительной грамотности, композиции. Изучение, анализ и применение
знаний мировой художественной культуры. Насколько это нравится ребятам,
можно судить по такому высказыванию одного из них: "Буду в СТАРТЕ до
самой СТАРТости".
В прошлом году группу преподавателей "Старта"
из семи человек пригласили в Кремль. Вручение государственных премий
проходило в торжественной обстановке. Вслед за известными именами вдруг
пошла одна неизвестная учительница. Вторая. Третья. Премии
предназначались за "Создание системы развития творческого потенциала
личности средствами архитектуры и дизайна". Всех лауреатов расцеловал
Президент!
Последователи "Старта" есть во многих городах страны.
Ближнем и дальнем зарубежье. Но число пап и мам, желающих приобщить
своих детей к умению делать чудеса всегда больше реальных
возможностей.
Ребята приходят в "Старт" после занятий в обычных
общеобразовательных школах. Вроде должны выглядеть усталыми,
утомленными. Ведь фактически для них это новая дополнительная нагрузка.
На самом деле на лицах никакого утомления не заметно. Радость и улыбки
от встречи сменяет сосредоточенность и увлеченность за рабочим столом.
Хорошо бы пронести это состояние через всю жизнь. Чтобы у "Старта" чудес
и превращений не было никогда финиша.
[к
содержанию]
|