Жилище в Неаполе |
||
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жилище в Неаполе
Неаполитанская черта - резные спинки стульев. Дворцы знати имели значительные размеры. Дом одной семьи, даже принимая во внимание, что там часто приходилось жить многочисленной родне, а главное — множеству слуг и других служащих (см. гл. III, раздел «Классы общества»), мог бы вместить целый полк. Аббат де Сен-Нон пишет: в Неаполе «встречаешь большие, богато обставленные, но на три четверти необитаемые дворцы». С этими чертогами, часто на одних и тех же узких улочках, которые и теперь часто не дают оценить их красоту, соседствовали тесные каморки простого народа (см. гл. VIII, раздел «Архитектура»). Дворцы Неаполя часто отделаны мрамором — материалом, который в эпоху барокко стал самым изысканным одеянием богатых жилищ. Чтобы описать обстановку этих домов, можно обратиться к исследованиям Аделаиды Чирилло- Мастрочинкве, увидевшим свет в большой «Истории Неаполя». С XVIII в. сохранился чисто барочный стиль богато украшенной мебели черного дерева. Употребление этого дерева придумали не в Неаполе. Его ввозили из Африки или Азии; оно было предметом активной торговли, которую вели португальцы, голландцы и англичане. Поскольку черное дерево трудно обрабатывать, его использовали только для роскошной мебели, которая поэтому украшалась драгоценными материалами: черепаховым панцирем, слоновой костью, серебром и даже золотом. Изменились в XVIII веке размеры мебели. «Вкус» стал самоценным. Истинное искусство интерьера представлялось идеалом нового стиля жизни, знаком перехода от публичной социальности к замкнутой, центром которой становилась семья. Большая громоздкая мебель вышла из употребления; ее заменили шкафчики (так называемые «боффетте» или «боффеттини») с одним большим ящиком шириной от полуметра до двух метров; шкафчики делались из ценных пород дерева, не занимали много места, но и не были очень удобными. Кровати с балдахинами, по-прежнему очень богатые, тоже уменьшились в размерах и стали более грациозными, без излишеств. В домах знати встречается два типа стульев: декоративные, со спинкой, плотно примыкающей к стене, и «переносные», употреблявшиеся повседневно и потому гораздо более удобные.
Но особое внимание в XVIII веке привлекали «консоли», а также этажерки, пьедесталы, столики — словом, все, на что можно поставить дорогие вещи, привезенные издалека или сделанные в ремесленных мастерских Неаполя: безделушки, фарфор, часы, статуэтки, распятия, вазы, подсвечники, вещи с Востока, находки с раскопок Геркуланума и Помпей. На мануфактурное производство сильно повлияли веяния других земель и эпох. Особенно воздействовали на прикладное искусство XVIII века. Китай и Япония. Ремесленники подражали технике, мотивам, цветовой гамме этих стран. Немногие богачи имели подлинные вещи, привезенные с Востока, большинство же неаполитанцев довольствовалось «китайщиной» — статуэтками, изображавшими желтолицых молодых людей, пагоды, деревья, небывалые цветы. В интерьере жилищ можно заметить те же перемены, что и в изобразительном искусстве (см. гл. VIII, раздел «Барокко»). От излишеств барокко переходят к классическому стилю. Нетрудно приписать эти перемены открытию Помпей и Геркуланума. Как писал Галанти, «помпейская живопись вошла в моду для украшения домов». Мания классицизма особенно распространилась при Фердинанде IV: все бросились искать предметы, говорящие о классической древности. Еще одним модным видом мебели стал письменный стол. Некоторые краснодеревщики занимались исключительно их изготовлением. Различали два вида «бюро»: простые письменные столы («плоское бюро») и столы с этажерками, ящичками, скрытые (так называемые секретеры). В любом солидном неаполитанском доме стояли также комоды (по-итальянски кассеттони). Все мастера в Неаполе работали одним способом: брали иностранный образец, который видели сами или по описанию заказчика, а потом принимались фантазировать на свой вкус, так что вещь получалась совершенно «неаполитанская». Жилища украшались также большим количеством зеркал. Эту моду ввели венецианцы. В XVIII веке им пришлось столкнуться с иностранной конкуренцией из Франции, Богемии и Англии. Зеркала были чрезвычайно разнообразны по размерам и форме: одни можно было взять в руку, другие доходили до потолка. Бывали зеркала прямоугольные и овальные. Рама могла быть деревянной, бронзовой, слоновой кости с черепаховыми инкрустациями, перламутровой с золотом, серебряной. Спальни, где стояли зеркала, часто были и местом хранения ценных вещей. Что касается оформления интерьера, тут произошли важные перемены. По свидетельству Галанти, на место фресок или картин, которыми завешивали стены прежде, к великому ущербу для местной живописи пришли широко распространившиеся обои. Обои были дамастовые, пурпурного цвета. Впрочем, в то время процветали и полотняные изделия: драпировки, занавески, покрывала, гардины, шторы, которые бывали светлых тонов. Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 271-275.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |