Золотые ворота |
||
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Золотые воротаЗолотые ворота — 1) триумфальная арка в Константинополе, возведенная между 324 и 330 гг. при императоре Константине I Великом (306- 337). Находились в XII регионе, на крайнем юго-западном (левом) фланге стен Константина. Золотые ворота Константина, названные по примеру главных ворот священного для христиан города Иерусалима, представляли собой симбиоз триумфальной арки и крепостных ворот. Трехпролетная конструкция с двумя башнями по сторонам была облицована проконесским мрамором, украшена барельефами и статуями. Наверху стояла колоссальная шестиметровая статуя Фортуны, поэтому в народе сооружение именовалось «храмом Фортуны». Створки ворот были сделаны из позолоченной бронзы с множеством накладных барельефов. Использовались Золотые ворота лишь в исключительных случаях, прежде всего для триумфальных процессий. После возведения стен Феодосия сухопутные стены Константина и их Золотые ворота потеряли свою фортификационную роль. Последний капитальный ремонт стен был проведен в 448 г. Однако городские власти продолжали поддерживать Золотые ворота Константина в хорошем состоянии вплоть до начала XIII в. Мародерство латинян, захвативших Константинополь в 1204 г., и разрушительнейшее землетрясение 1206 г. нанесли постройке непоправимый ущерб. После освобождения города в 1261 г. ворота были восстановлены; над проезжей частью появились мозаичные иконы: с фронта — Вознесение, а с тыла — Сошествие во ад. Золотые ворота стен Константина были уничтожены землетрясением 1509 г., а руины турки позже использовали как строительный материал в своих постройках. В настоящее время во дворе Стамбульского археологического музея хранится одна из голов Медузы Горгоны, вероятно, некогда украшавших фасад Золотых ворот Константина и выполнявших функции оберегов от сглаза; 2) главные ворота Константинополя в юго-западной части городской стены. Первоначально это сооружение было триумфальной аркой, возведенной императором Феодосием I Великим (379-395) между 388 и 391 гг. в честь победы над узурпатором Магном Максимом (383-388) вне стены Константина на Игнатиевой дороге. Арка имеет три пролета, перекрытые полуцилиндрическими сводами, на главном и заднем фасадах по две колонны коринфского ордера из пестрого мрамора с зеленоватыми прожилками. Колонны поддерживают второй ярус арки — ее триумфальный венец в виде фриза, охватывающего сооружение по периметру. Фриз на главном и заднем фасадах рассекался восемью малыми колоннами, по четыре на каждом, того же ордера и материала, что и на первом ярусе. Малые колонны несли на себе по три небольшие арки, которые, в свою очередь, несли верхнюю часть сооружения. Крайние колонны в сечении квадратные, а средние — круглые. На вершине стояли четыре скульптурных льва — часть квадриги богини Кибелы, а также скульптурная группа, изображающая богиню Победы Нику, венчающую лавровым венком императора Феодосия Великого. На камнях кладки высечены христианские монограммы. В 412 г. арка вошла составной частью в константинопольские стены Феодосия и стала играть роль главных ворот города, в районе Эксакиония, самого обширного района столицы. К ее правому и левому фасадам были пристроены башни, охранявшие вход в Константинополь. Тогда же были установлены массивные створчатые ворота, покрытые листовой позолоченной бронзой с накладными позолоченными бронзовыми барельефами. Перед сооружением возведены укрепленные пропилеи, прикрывающие деревянный мост в два пролета через 20-метровый, наполненный водой ров, появившийся к 40-м г. V в. Мост опирался на боевой парапет и проходил через его арку. Задний фасад пропилей был соединен с кольцевым тыловым укреплением «Castrum rotondum», препятствующим проникновению противника в город в случае его прорыва через ворота. На левом и правом крыльях пропилей находились по шесть барельефов, расположенных по три в два яруса. На них были изображены мифологические сцены, а также портреты богов и героев: падение Фаэтона, спящий Адонис и Венера, казнь Прометея, Пегас с музой, Эндимон и Кадм на одной стороне, а на другой — некоторые из подвигов Геракла. За барельефами, по сторонам проездной арки пропилей, стояли две статуи на базах из плинфы и блоков, облицованных мраморными плитами. Бывшая триумфальная арка получила название «Золотые ворота» в честь Золотых ворот Иерусалима, в которые торжественно вошел Сын Божий. Золотые ворота Константинополя открывались только для триумфального входа в столицу победоносных войск империи. Исключением было их использование для перенесения в столицу Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы 15 августа 944 г. В течение веков Золотые ворота сильно пострадали от землетрясений. В 1206 г., во время господства в городе латинян, произошло обширное обрушение левого фасада ворот и левой фланкирующей башни. Разрушения были ликвидированы за счет строительного материала полностью разрушенного во время этого же землетрясения храма Всех Святых. Позже, после освобождения города в 1261 г., византийские власти вынуждены были, ввиду обветшания сооружения и угрозы обрушения, частично заложить арки, сузив входы. После падения империи в 1453 г. турки вообще замуровали главный вход в связи с легендой о том, что освободитель Константинополя войдет в город именно через Золотые ворота. Попытка графа Арунделя и герцога Бэкингемского в 1620-1626 гг. приобрести у турок барельефы пропилей Золотых ворот закончилась безрезультатно. К 1647 г. сохранилась лишь часть барельефов, а последнее сообщение о них датировано 1670 г., когда их видел англичанин Джон Коуэл. Позже оставшиеся барельефы были уничтожены. Во второй половине XVII в. большая часть колонн Золотых ворот была выломана и продана. В 60-х гг. XX в. Золотые ворота были частично отреставрированы, ныне находятся под охраной ЮНЕСКО. Обломки барельефов пропилей хранятся в Стамбульском археологическом музее. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 343-345.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |