Зевс
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Зевс

-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Зевс

Дорический храм Зевса в Олимпии (Ранний классический период). Его строительство началось ок. 470 года до н.э. под руководством местного архитектора Либона из Элиды. Размеры храма составляли 27,68 х 64,12 м. На переднем плане видны обломки упавших барабанов колонн, оставшиеся после разрушения храма во время сильного землетрясения в VI в. н.э.

Зевс (Zeus). Изначально — бог погоды, ведущий свое происхождение от общеиндоевропейского бога неба. Считался главой всех греческих богов, а со временем стал рассматриваться и как отец богов и смертных. Часто именовался «Зевс Пагер» («Зевс-отец»). Был одним из олимпийцев и верховным правителем, которому были подвластны гром, молния и дождь. Он же являлся защитником справедливости, закона и морали. Согласно мифам, власть Зевса основывалась на особой силе и мудрости, хотя при этом его могущество было ограниченным, так как даже он не мог противостоять воле трех мойр — богинь судьбы. Последние управляли судьбами людей, а судьба вообще представляла собой всеобщий закон Вселенной, установленный самим Зевсом. В период, предшествовавший Темным векам, Зевс считался покровителем царя и его семьи, но после уничтожения монархий стал защитником полиса и политической свободы. Нередко люди упоминали его в своих обетах. Зевс фигурирует во многих мифах, где обычно рассматривается как младший сын Кроноса, свергший своего отца в ходе войны с титанами (Титаномахия). После этого Зевс и его братья разделили Вселенную между собой. Зевс при этом получил во владение небеса, Гадес — подземный мир, а Посейдон — море. Обиталищем Зевса считались вершины гор, прежде всего — гора Олимп, самая высокая вершина Греции. На горе Гиметт он почитался как бог погоды, Зевс Омбрий. Символом его власти была молния, владеть которой мог только он. У Зевса было множество детей, среди которых боги Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Геба, Гефест, Гермес, Дионис, Эйлития и Персефона, а также смертные Геракл, Елена, Персей и Минос.

 

Когда смотришь на развалины античных построек вроде храма Зевса в Олимпии, то при всей торжественности сооружения чувствуешь отсутствие в нём уюта. Каменные колонны, каменные стены, каменные холодные полы. Прочно, но неуютно. То ли дело в наше время  - стандарт 3 в 1 - это такой тип ламината. И прочно и теплей каменного пола-то. Разумеется, в Греции климат мягче и теплей российского, там и каменный пол пригоден. У нас же каменный пол без покрывающего  его ламината и вовсе ни на что не годится.

 

В Эллинистический период Зевс часто отождествлялся с главными богами негреческих территорий - например, с - Амином в Ливии. У Зевса было более 150 эпитетов — например Зевс Ксений («Зевс — бог гостеприимства и защитник гостей») и Зевс Ктесий («Зевс — бог домохозяйства»).

В честь Зевса раз в два года в Немее проводились Немейские игры, а в Олимпии раз в четыре года устраивались Олимпийские игры, посвященные Зевсу Олимпийскому. В Афинах в честь Зевса устраивался целый ряд празднеств — Теогамия (или Гамелия), отмечавшая священный брак между Герой и Зевсом (месяц Гамелион); Диасия, проводившаяся на 23-й день месяца Антестериона и носвяп;енная Зевсу Мейлихию («Зевс милосердный»); Пандия на 17-й день месяца Элафеболиона; Олимпия, устраивавшаяся на 19-й день месяца Мунихиона в честь Зевса Олимпийского, и Буфония, посвященная Зевсу Полиею («Зевс — хранитель города») и проходившая на 14-й день месяца Скирофориона. На горе Ликей в честь Зевса устраивалось празднество Ликей. Жители аттического дема Эрхия приносили Зевсу целый ряд различных жертв — Зевсу Эпоиету («Зевс-хранигель») на 25-й день месяца Метагейтниона, Зевсу Горию («Зевс пограничный») на 16-й день месяца Посейдеона, Зевсу Телею («Зевс овершенный» как божеству, которое само совершенно и наделяет совершенством других) на 27-й день месяца Гамелиона, Зевсу на четвертый день месяца Таргелиона, Зевсу Эпакрию («Зевс высокий») на 16-и день месяца Таргелиона и Зевсу Полнею («Зевс — хранитель города») на третий день месяца Скирофориона.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 346-348.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС