Образование |
||
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Образование в империи ЦинВвиду того, что китайская письменность очень сложна (см. гл. VII, раздел «Китайский язык и письменность»), обучение чтению в Китае длится гораздо дольше, чем в странах с культурой алфавитной письменности. Если в Европе для записи любого слова используется около 30 знаков, то в Китае совсем другое дело: в таком коротком и относительно простом тексте, как «Беседы» Конфуция, 1400 разных иероглифов, а чтобы приступить к более или менее серьезному образованию, требуется знать не менее 2 тысяч иероглифов. Обучение грамоте начиналось очень рано; уже к восьми годам дети должны были знать наизусть (и уметь записать) тексты букваря: «Сто фамилий» (Бай цзя син) и «Тысячесловие» (Цянь цзы вэнь), составленные при династии Сун, и «Троесловие» (Сань цзы цзин) времен династии Юань *. Затем наступал черед книг конфуцианского канона: «Четверокнижие» (Сы шу) следовало постигнуть к двенадцати годам, «Пятикнижие» (У цзин) к четырнадцати— пятнадцати **. Эти книги были основой экзаменов на чин разного уровня (см. гл. III, раздел «Отбор и про-хождение службы чиновников»). Кроме этих текстов, юноши должны были знать различные исторические сочинения, а также уметь писать стихи и так называемые «восьмичастные сочинения» (багу-вэнъ): все это также требовалось на экзаменах.
Изучение конфуцианских текстов было для детей и подростков не только путем образования, но и средством внушить им некие моральные ценности, как-то: иерархический дух, уважение к старшим, на которых основана конфуцианская этика. Воспитывался также этикет, знание хороших манер (правил приветствия, прощания, обращения к старшим и т.д.), но это происходило в семейном кругу и в общении с преподавателем. Дети из приличных семей могли рассчитывать на домашних учителей (нередко ученых людей, проваливших экзамен на чин). Другие ходили в частные школы (шуюань). Главной целью таких заведений (в Цинскую эпоху их насчитывалось больше 4 тыс.) была подготовка юношей к экзамену на чин. Кроме этих познаний в словесности, в приличных семьях и мальчики, и девочки должны были владеть четырьмя традиционными искусствами: игрой на цитре цинь, игрой в го, каллиграфией и живописью (цинь ци шу хуа). В зажиточных кругах девочки также иногда получали хорошее образование, хотя и в меньшей степени ориентированное на чиновничьи экзамены, к которым они не допускались. Все многочисленные девицы со страниц романа «Сон в красном тереме» очень образованны: разумеется, умеют читать и писать, знают классические произведения словесности, а некоторые (в том числе главные героини Линь Дайюй и Сюэ Баочай) даже пишут прекрасные стихи. Примечания* Рифмованные тексты (типа считалок) для заучивания основных иероглифов. В списке «Сто фамилий» не сто, а 504 фамилии. «Троесловие» (буквально «Канон в трех иероглифах») излагает в трехсложных стихах основы конфуцианства. ** См. гл. VI, подраздел «Тринадцать книг конфуцианского Канона». Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 258-261.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |