Ирина Лангуева |
|
ИСТОРИЯ ТВОРИТСЯ СЕГОДНЯ |
|
На первую страницуНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫКАРТА САЙТА |
”Правозащитники” продолжают борьбу с “опасным” учебником.На днях в Мещанском районном суде Москвы прошло заседание по так называемому “делу Аллы Бородиной и её учебника “Основы православной культуры”. Руководитель общественного движения «За права человека» Лев Пономарев и его соратники возобновили тяжбу, которой уже около полутора лет. Представлял интересы Льва Пономарева на суде Евгений Ихлов. Он заявил, что ни он, ни его друзья - «правозащитники» уже не ставят своей задачей - возбудить уголовное дело против автора учебника, Аллы Бородиной. Они хотели бы добиться уголовного и административного наказания для ряда работников Минобразования РФ и господина С. Б. Романова, первого проректора Московского института повышения квалификации работников образования МКО, под руководством которого было подготовлено к печати издание этой книги. В том, что учебное пособие было издано в православном столичном издательстве «Покров», уже благополучно апробировано в московских школах и школах нескольких регионов РФ, на взгляд истцов, «виноваты» члены Координационного совета по взаимодействию Минобразования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Совет дважды рекомендовал учебное пособие для факультативных занятий с учащимися в тех школах, где на то получено согласие родителей учеников. Правда, на заседании суда представителем Московской городской прокуратуры Рыбалко было замечено, что совет не имеет юридического лица, его рекомендация ни для кого не обязательна, она носит исключительно общественный характер. Однако с этой точкой зрения прокуратуры истцы категорически не согласны. Не принимают они во внимание и то, что у учебника больше десятка рецензентов. И то, что проведенное независимой комиссией анкетирование учащихся, занимающихся по «ОПК», продемонстрировало высокий уровень их межличностных отношений. Сто процентов детей ответило, что они считают свой класс дружным. Иначе говоря, изучение православной культуры не вызвало среди детей ни «расизм», ни «ксенофобию», которых столь опасаются Пономарев и Ихлов. Напомним, что до сегодняшнего дня они уже дважды пытались возбудить уголовное дело против Минобразования РФ. 15 января 2003 года Останкинская межрайонная прокуратура Москвы снова отказала им - на основании письменного экспертного заключения по учебнику НИИ «Проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ». Но экспертизу этой организации истцы не считают квалифицированной и требуют ещё одной, проведенной «более компетентно». В чем же основные претензии «правозащитников» к содержанию учебника? По большей части они направлены на первое издание книги. Сейчас учебник вышел уже во второй редакции, исправленной и дополненной. Однако кое-какие моменты, вызвавшие тяжбу, изменены либо не были, либо изменены не значительно. Это и вызвало новый огонь критики. Доктор философских наук Игорь Яковенко, который тоже выступал на суде на стороне истца, в частности, сказал, что он и его единомышленники не согласны, с цитатой учебника, которая утверждает, что «религиозная культура - нравственный и мировоззренческий стержень духовной культуры» человека и общества. Не нравится им и толкование Аллы Бородиной понятия «сатаны» как «главы злых духов, противостоящего Богу». А также - вопрос автора книги, которые она задает учащимся в разделе «Вопросы и задания»: «Как вы понимаете значение слов: оккультизм, сатанизм, секта, магия?» Яковенко высказал мнение, что подобные «задания» - «пассажи из пособия для инквизиторов». Ему и Льву Пономареву не по душе обеспокоенность Аллы Бородиной за тех россиян, которые стали жертвой тоталитарных сект. Хотя число сект в стране растет, а миссионеры сектантов давно проповедуют в школах. Кроме того, в своём выступлении Игорь Яковенко сказал, что школа - область распространения знаний, а не веры. Но и с этой точкой зрения можно спорить. Разве школа не должна учить коллективизму, взаимопомощи, любви? А ведь это категории духовного порядка, а не научные знания. Учебник же Бородиной уже на первых страницах объясняет, что «мы живём в одном государстве и одном городе с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий… Религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежании разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни». И почему бы в этом случае школе, даже светской, какой она является сегодня, не учить детей разных национальностей взаимопониманию? Далее Игорь Яковенко говорил, что многие положения христианства, на его взгляд, не выдерживают проверку наукой. Следовательно, христианство - лишь чья-то фантазия и легенда. Но ведь и на этот вопрос отвечает Бородина на 8 странице своего учебника, во второй его редакции (неужели Яковенко не читал книги, которую критикует?): «Необходимо добавить, что, согласно православному вероучению, Бог непостижим для человеческого разума, а основа религии вера… - явление таинственное, сугубо личное и не подлежит изучению…» Иначе говоря, вера понятие иррациональное, и пытаться подойти к ней с позиции науки, хотя бы и философии, всё равно что изучать атомное строение молекулы при помощи человеческих эмоций. Православные убеждены, что Бог являет себя людям через чудеса исцеления, откровения пророков, мироточения икон. Причем же здесь математика и геометрия? Католические священники пытаются научным путем изучать химический состав миро и такое явное чудо, туринскую плащаницу. Но ведь они не пробуют увидеть Бога через телескоп или микроскоп. Ратовал господин Яковенко на суде и за сохранение светского характера образования, полагая, что нарушение этого принципа должно караться в нашей стране по уголовной статье. На что представитель Останкинской межрайонной прокуратуры заметила, что уголовное преследование за нарушение в России закона «Об образовании» не предусмотрено. А представитель Московской городской прокуратуры сказал, что «светский» вовсе не означает «атеистический». Господа же Ихлов, Пономарев и Яковенко, судя по их высказываниям на суде, - откровенные атеисты. Причем воинствующие, и пытаются, по сути, навязать школе атеистический характер, устраивающий их лично.
Евгений Ихлов высказал на суде свою точку зрения на историчность событий Евангелия. Он не согласен с тем, что события, о которых рассказывает Евангелие, были в реальности. Словно забыв в какой-то момент, каково содержание его исковой жалобы, он вдруг громко потребовал от Мещанского суда - провести расследование и доказать, что Христос - историческая фигура, и его действительно, как пишет Алла Бородина, и гласит Евангелие, распяли по требованию иудеев. Тогда председательствующий на судебном заседании Владимир Никитин был вынужден заметить Ихлову, что заниматься такими проблемами - не дело судопроизводства. Однако именно эпизод о распятии Иисуса Христа вызвал главные обвинения «Основ православной культуры» - в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни. Правда, это не единственное упоминание об «иудеях» в учебнике. В другом месте «ОПК» сказано, например, что «Петр, преисполненный Святым Духом, тут же призвал иудеев креститься, и в тот же день около трех тысяч уверовали во Христа и крестились». А в главе «Ветхозаветные пророки о Мессии» Алла Бородина пишет: «В те далекие времена израильтяне были единственным народом, поклонявшимся истинному и единственному Богу». То есть очевидно, что она не ставит перед собой цель - унизить предков современных евреев. И при необходимости отдает им должное. А слово «иудей» означает лишь «нехристианин», оно не бранное. Это же признал в своё время и НИИ «Проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ». Представитель же Московской городской прокуратуры Рыбалко высказал на судебном заседание своё мнение об этом слове. Он сказал, что «иудеи» означает в учебнике «исповедников религии иудаизма», и только. Но истцы, утверждают, что смысл слова иной, он означает не древних евреев, а современных нам, и, следовательно, книга носит явный антисемитский характер. Она даже страшнее «Майн Кампф» Гитлера. В общем, господа «правозащитники» предпочитают прислушиваться только к себе. Хотя автор учебника и издатели книги пошли на встречу их пожеланиям и, в частности, во второй редакции «ОПК» исправили ошибку с названиями на карте древней Палестины, которая тоже вызвала в своё время их острую критику и обвинения Бородиной в «антисемитизме». А потом и попытку возбуждения против неё уголовного дела. Заседание продолжалось долго, около пяти часов, потому что обе стороны принесли массу материалов, в том числе публикаций из газет, распечаток интервью, данных на радио. Среди тех, кто поддерживал автора учебника и позицию Министерства образования - Союз писателей России, Координатор Межфракционного Депутатского объединения «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России» В. В. Гальченко, Председатель правления «Общественного комитета по правам человека» Т. А. Квитковская, Вице-Президент Международного Геополитического общества, С. А. Шатохин, Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, священник Русской Православной Церкви Олег Стеняев, Заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Фарид Салман, Председатель Российского Объединеного Союза Христиан Веры Евангельской Епископ Сергей Ряховский, простые граждане. С каждым днем в эту затянувшуюся тяжбу втягиваются всё больше людей. Как было сказано на суде, только в Московскую городскую прокуратуру пришло около семи тясяч откликов на январское решение Останкинской межрайонной прокуратуры. Долгий разбор этих бумаг во время заседания потребовался суду потому, что Лев Пономарев и высказывавшийся от его имени Евгений Ихлов считают, что только благодаря тому, что в своё время Мещанский межрайонный суд не принял к сведению так называемую «рецензию на учебник «ОПК», написанную господином Н. В, Шабуровым, ими и были проиграны прежние заседания суда. Представитель Московской городской прокуратуры зачитал выдержки из «экспертного заключения» господина Шабурова. Собственно, строго назвать экспертом господина Шабурова нельзя. Он и сам автор религиозного учебника для массовой средней школы. То есть в чем-то конкурент Бородиной. Ему, несомненно, хочется, чтобы именно его учебник нашел широкое распространение в российских школах. Напомним также читателям, что господин Шабуров - руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, который примерно месяц назад возглавил совладелец «ЮКОС»а Леонид Невзлин. Что же пишет в своей рецензии на учебник Аллы Бородиной Шабуров? Что «сам факт существования факультативной дисциплины «Основы православной культуры» в рамках школьной программы не вызывает возражений. Учащимся средней школы было бы полезно познакомиться с православной культурой». И, правда, в собственном учебнике Шабурова, «Религии мира», тоже в своё время одобренном Минобразованием РФ (только одобренном не на «общественных началах», а с присвоением грифа), русскому православию отдано целых семь страниц! В то время как исламу и иудаизму - по сорок, заметил во время заседания в суде представитель Московской городской прокуратуры Рыбалко. Однако Шабуров считает, что в целом «рецензируемый учебник (Бородиной) представляет собой не учебное пособие… а конфессиональную апологию православия. Только апологетическими задачами можно объяснить отождествление понятий «русский» и «православный», который присутствует в учебном пособии «ОПК». Как будто бы справедливое замечание. Но да ведь и сами истцы не разделяют понятий учебника «иудей» как носитель религиозного иудаизма и «еврей» как обозначение своей национальности!
Что же касается обвинения в «конфессиональной апологии», то в учебнике «Религии мира», выпущенного как часть курса «Обществознание» для 10-11 классов общеобразовательных школ, господин Шабуров пишет, что людям свойственно автоматически перенимать веру и религиозные традиции своих предков, перенимать только на том основании. что так жили их отцы и деды. И получается, то, что позволено господину Шабурову, не позволено Бородиной. Это едва ли можно назвать справедливым. В общем, пятичасовое судебное заседание явило собой довольно жаркую схватку идей и мировоззрений. Председательствующему господину Никитину несколько раз приходилось утишать эмоциональные споры и даже попросить нескольких корреспондентов газет удалиться из зала заседаний. В начале заседания были удалены из зала, по просьбе представителя Московской городской прокуратуры, и корреспонденты телевидения. К половине третьего дня Мещанский районный суд вынес решение - считать неправомочным решение Останкинской прокуратуры от 15 января 2003 года об отказе в возбуждении уголовного дела «по факту распространения книги Бородиной А. В. «Основы православной культуры». Это решение может быть оспорено в течение десяти дней. Таким образом спустя некоторое время господа «правозащитники» получат юридическое право возбудить уголовное дело против Министерства образования РФ. Воспользуются ли они своим правом?
Интересно узнать и то, какова была бы их реакция, если бы “сомнительные” слова об иудеях, потребовавших от Понтия Пилата распятия Иисуса Христа, было заменено в учебнике “ОПК” строками из Евангелия. Стали бы тогда “правозащитники” судиться с апостолами: Иоанном, Матфеем, Лукой или Иаковом? С книгой, которую во всем мире называют “вечной”? Интересно узнать и то, дошло ли уже наше общество до сжигания книг на площадях. Вопрос не праздный. Так уже когда-то было в России. Когда по требованию Союза воинствующих безбожников, в двадцатые -тридцатые годы сжигались Евангелия, молитвословы, пластыри, рушили церкви. Меж тем в своём недавнем письме министру образования Владимиру Филиппову Лев Пономарев, с одной стороны, упрекает министерство за “клерикализацию школы”, а с другой - предлагает ему ввести преподавание “Истории мировых религий”. Вероятно, по учебнику господина Шабурова. Ирина Лангуева |
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
редактор Вячеслав Румянцев |