Александр ЗИНОВЬЕВ |
|
2004 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр ЗИНОВЬЕВ:Это возвращение к советской модели. Но — по форме, не по существуТак определил инициативу Владимира ПУТИНА по переустройству российской власти известный писатель и философ
Самодержавный Кремль У политологов свой взгляд на данное событие, я же смотрю на него как социолог. С социологической точки зрения, нет никаких оснований преувеличивать значимость этого достаточно заурядного явления в жизни сложившейся в стране системы власти, как, впрочем, и в истории власти вообще. Другое дело, что эти инициативы наложились на акты терроризма, значение которых, при всей их чудовищности, дополнительно раздувается. Теракты как бы послужили детонатором для осуществления нового этапа реформирования власти, хотя реально являются лишь предлогом. Общественное мнение готовилось к нему загодя, если вспомнить хотя бы неоднократную трансляцию позиции Центризбиркома в части отмены выборов в Государственную Думу по одномандатным округам и т. п. Нельзя оценивать меры, предпринимаемые властью, без учета того, как она структурирована, в каком положении находится страна, какая в ней социальная система. У нас очень часто и политологи, и журналисты, и разного рода эксперты обходятся без анализа этих факторов. Недавний пример с отменой льгот. Проблему рассматривали чисто механистически, подсчитывая, кому достанется больше, кому меньше. Вопрос вырвали из контекста социального бытия. А корень в том, что льготы возникли как элемент социалистического, справедливого распределения материальных благ. Использует человек их или нет — это другой вопрос. Я, как ветеран войны, никогда не востребовал льготы, но это составляло элемент моего самосознания. Монетизация льгот ликвидировала их социальное содержание, то есть социальный статус людей. Это и есть главное содержание происходящих в России процессов. Там поотрывали, там пообрезали, там лишили. Но разве это может быть главной целью перманентного реформирования страны? В ряду подвергшихся инфляции понятий “реформирование” занимает не последнее место. Реформы стали нашим образом жизни. Под реформаторством часто понимается обычная административно-бюрократическая деятельность аппарата власти, каждый ее чих. В первозданном, необесцененном значении слова реформа знаменовала собой радикальную перемену в жизни общества, например отмену крепостного права. Скажется ли очередная реформа на улучшении жизни народа? Вот критерий, через призму которого следует анализировать любые шаги власти. Итак, оценим новый демарш Президента исходя из понимания сущности сложившейся у нас после переворота 1991—1993 годов социальной системы. Она представляет собой гибрид советизма, западнизма и реанимации дореволюционного феодализма. Причем действуют эти три компонента не просто по произволу тех, кто сейчас управляет страной, а в силу объективных социальных законов. Элементы советского строя наследуются благодаря закону социально-исторической преемственности. Согласно ему, сохранение человеческого материала и основных геополитических и биологических условий существования обусловливает сходство новой социальной системы с разрушенной старой. Президент и его аппарат сегодня фактически имитируют советский Кремль — и по функциям, и по стремлению контролировать все аспекты жизни общества, как это осуществлялось Центральным Комитетом КПСС во главе с Генсеком. Причем тогда партийных чиновников было значительно меньше, чем ныне в его аналоге — Администрации Президента. Всего 2000 аппаратчиков ЦК и 150 тысяч функционеров на весь СССР. Советизм проявляется и в ментальности многих российских людей, ощущающих себя служащими государства. С западнизмом все ясно. Это — приватизация, введение частной собственности, наращивание слоя богатых при всеобщем обнищании населения, а в системе власти — многопартийная система, имитирующая западноевропейский парламент. Наконец, третий компонент — реанимация дореволюционного феодализма. Православие претендует на статус фактически государственной идеологии. Церковь не просто существует параллельно с государством, а все активнее вмешивается в жизнь общества. Это слабое звено. В ХХI веке с феодальной идеологией далеко не уедешь. Идеологии же, соответствующей эпохе, нет ни у одной партии. Ничего, кроме общей болтовни и каких-то частных лозунгов. Почему после 1991 года власть, хотя и формально по Конституции, и по числу чиновников она вроде бы должна быть сильной, на деле оказалась очень слабой? По причине разнокачественности новой социальной системы. С одной стороны, хозяйство хотят строить по западным образцам, с другой — в идеологической сфере возрождают средневековую религиозную идеологию взамен уничтоженной советской. По причине неорганизованности власти по законам власти, отсутствия в ней единства, раздробленности чиновничьего аппарата и пр. Понятно желание навести порядок, покончить с неразберихой, хаосом, коррупцией, консолидировать власть. Параллель налицо с тем, что делалось в 20-е годы руководством страны, когда появилась известная статья В. И. Ленина “Как реорганизовать Рабкрин”. Предлагается создать палату, которая будет контролировать работу госаппарата подобно тогдашней Рабоче-крестьянской инспекции, призванной присматривать за органами управления. Между прочим, и ЧК изначально предназначалась для наведения порядка внутри самой системы власти. Итак, предложенная реформа фактически еще более приближает нынешнюю систему власти к советской модели. Но — по форме, не по существу.
Отсутствие сверхзадачи В новой российской пропаганде размыты все критерии. Малозначительные события раздуваются, выпячиваются, тогда как глубинные, важные — игнорируются. Хор хвалебных голосов для остроты разбавляется скептическими репликами. Вот и Запад подозревает, что началось какое-то наступление на демократию, на гражданские права... На что наступать-то? Какая угроза тоталитаризма? Нынешняя власть не трансформируется ни в советскую, ни в самодержавие, повторяю, есть лишь приближение к ним в рамках социальных закономерностей. Поэтому усматривать в новациях Путина покушение на якобы показатели демократии я бы не стал. Воспроизводство парламента через выборы по партийным спискам за минусом одномандатников — вопрос скорее технический. Глубинная сущность власти от этого нисколько не изменится. Может, Государственная Дума будет лучше работать, станет более послушной Президенту? Так она и сейчас не оппонирует ему. Может быть, власть в целом будет более экономной? Сомнительно. В царское время единство власти тоже осуществлялось через назначение, а не выборы губернаторов. И что, не было коррупции? Эффективность власти зависит не только от порядка ее формирования, но и от того, каким человеческим материалом она укомплектовывается, от условий, в которых живет страна. Разгромленная в “холодной” и “теплой” войнах Россия деградирует во многих отношениях, и остановить этот исторический процесс — вот сверхзадача власти! — подобными политическими трансформациями невозможно. Гарантий в том, что назначенный Президентом губернатор будет лучше избранного, никто не даст. Что, люди на местах будут продукции больше производить? Не будут они больше производить! Так что существенным образом на жизнь страны, даю вам 100-процентную гарантию, эта реформа не повлияет. Еще Николай I говорил, что Россией управляют 30 000 столоначальников, а самым главным чиновником был сам царь. Что мы имеем теперь? При Ельцине не случайно поговаривали о восстановлении монархии, его самого называли “Борис Второй”, тем самым признавая, что Президент по статусу приближался не к генсеку, а скорее к самодержцу. В новом постсоветском гибриде вместо помещиков мы имеем олигархов и прочих собственников, которые образовали особый, очень важный аспект жизни и которые также рвутся к власти. Монарх, напомню, являясь еще первым помещиком, феодалом, возглавлял и весь хозяйственно-экономический комплекс. Путину этот аспект жизни общества не подчиняется. Олигархи и менее крупные собственники уже стали мощной силой, и их претензии на участие в управлении государством будут только возрастать, а сами они составят серьезную конкуренцию аппарату власти. Проблема установления их взаимоотношений достаточно сложна. Кто возьмет верх, пока сказать трудно. Запад решил эту проблему за счет создания и укрепления системы сверхгосударственности, сверхэкономики, то есть сверхобщества, которое контролирует и государство, и экономику. В России тоже такие попытки предпринимаются, увы, без понимания невозможности этого сегодня. А вот в СССР зачатки сверхобщества уже существовали в виде партийного аппарата, контролировавшего всю государственность и всю хозяйственность. Не является ли попыткой прорыва в этом направлении желание Путина учредить особую палату для контроля за государственной властью? Но это создается в рамках государства, а любое учреждение в рамках государственной власти само становится ее частью и не может встать над ней. Систему государственности могут контролировать только такие общественные силы, которые стоят и над государством, и над экономикой. Существующие на Западе гражданские общества складывались веками и теперь оказывают громадное влияние на жизнь своих государств. Да и возникли они как средство борьбы и противостояния государству, монополиям. У нас тоже ведутся разговоры о необходимости создания гражданского общества, но вот парадокс — мыслится оно как инструмент той же президентской власти. В принципе реформа власти — не самоцель, а лишь средство улучшения управляемости страной и улучшения жизни народа. В понятии “государство” различаются два аспекта. Первый — государство как организация, функция которого — управление обществом. Второй — государство как организация массы людей, живущих для себя. Реализация предложений Президента сделает сильнее государство во втором смысле, но не как орган управления. Более того, в складывающейся российской экономике оно в принципе не может стать сильнее по вышеуказанной причине отсутствия у нас сверхобщества. Для себя же государство крепнет, растет, внутри общества будет лучше себя защищать от посягательств всяких левых там, правых сил. Реформа приведет к важным переменам в жизни самого слоя чиновников, она в его интересах. Они будут иметь больше власти и меньше ответственности перед населением, будут более комфортно чувствовать себя. Аппарат скорее увеличится, чем уменьшится. Коррупция не исчезнет, а просто станет более скрытой и нормированной.
Неиспользованный шанс Путина Люди, принимающие решения, утверждают, что все делается в интересах страны. А в чем они, интересы? Сейчас, по моим подсчетам, от 30 до 50 миллионов человек являются социально излишним, социально нецелесообразным населением. Это пенсионеры, ветераны, неработающие граждане трудоспособного возраста. Балласт для общества. В советские годы многие пенсионеры устраивались сторожами, лифтерами, нянечками в больницы и детские сады, уборщицами и продолжали выполнять общественно полезные функции. Система производства организовывалась так, что безработицы не было. Сейчас ее называют отсталой, экономически неэффективной. Это чепуха, она была социально наиболее целесообразна, ибо обеспечивала работой всех. Сейчас это исчезло. Сократилось производство — и негде стало многих людей использовать. Я не живодер, я социолог. Представьте на минуту, что все эти 40 миллионов вдруг исчезли. Стране от этого не будет хуже. Она их просто кормит, ничего не имея от них в принципе. И такое социально бесполезное население, а это уже сейчас больше четверти всех россиян, продолжает увеличиваться. Колоссально разрастается паразитарный слой, расширяется слой людей, занимающихся непроизводительным трудом. Огромное количество граждан живет воровством. Походите по Москве и увидите, что у всех станций метро целыми днями сидят продавцы носочков, фруктов и т. п. Масса людей по всей России вынуждена перебиваться таким образом. Сколько здоровых молодых мужчин занимается непроизводительным трудом — обслуживанием в ресторанах, в охранном секторе. В брежневский период, вершину советской эпохи, до 80 процентов населения страны были социально оправданными. Сейчас — не более 20 процентов. Ведь даже многих из работающих нельзя счесть таковыми. Какую пользу приносят обществу администраторы игорных заведений, которые на каждом углу пооткрывались в Москве? Сейчас много производится в принципе ненужных вещей. Автомобилями забиты улицы, а между тем множество людей, ездящих на автомобилях, в этом не нуждаются. Пройти 500 метров за продуктами в магазин можно и пешком. С одной стороны, дорогие рестораны, помпезные ночные клубы, предметы роскоши в бутиках, с другой — массы людей, пребывающих в нищете. Все это можно видеть в бедных азиатских и латиноамериканских государствах. Телевидение окормляет народ пошлой продукцией шоу-бизнеса, чтобы не задумывался ни о чем, да лишь изредка, для экзотики, покажет какую-нибудь деревеньку с 20 обреченными, никому не нужными старичками, каких по России миллионы! И все они ощущают свою полную ненужность. Да ее испытывают даже те, кто еще работает. Мы жили в Северном Чертанове, и я встречал полковников, подрабатывающих частным извозом. Что ни говори, а такой образ жизни деморализует. Мы превращаемся в страну колониального или полуколониального типа. Когда Путин появился, ситуация в стране была такая, что Президент, претендующий на великую роль в истории, мог реализовать свой шанс. Имелась возможность пересмотреть результаты приватизации, национализировать природные ресурсы и все предприятия общероссийского значения. На Западе ожидали, что он будет действовать в этом векторе, и, надо сказать, население России поддержало бы его. Он мог тогда ввести более жесткий контроль за СМИ, мог в какой-то мере ограничить то, что с Запада хлынуло в смысле морального разложения страны. Но он ничего подобного не совершил, напротив, узаконил то, что было сделано в ельцинские годы, и продолжил ранее заложенный курс. Путин не использовал исторический шанс. Президент начал с обещания мочить чеченских террористов в сортире. После трагических событий в Беслане руководством страны было заявлено, что на нас напали извне и нам объявили войну. Кто, скажите?! Ведь не 30 же боевиков, что были в Северной Осетии? Какой-то незримый мировой терроризм! Если вы имеете в виду силы, которые за ним стоят, кто его финансирует, поддерживает, направляет, тогда надо прямо сказать, что весь современный мировой терроризм есть американское изобретение, результат мировой стратегии западных стран во главе с США. Не будь этой мировой агрессии, не будь глобализации — не было бы и терроризма. Соединенные Штаты поощряли и до сих пор поощряют его. Это их оружие в сражении за мировое господство. Если бы в Вашингтоне приняли твердое решение покончить с терроризмом, в том числе с чеченским, через неделю бы в Чечне все закончилось. Кто поддерживает Грузию в ее агрессивном поведении по отношению к России? Вашингтон. США захватывают всю планету. Перед ними стоит задача дезинтегрировать, ослаблять Россию, поддерживать тлеющий очаг чеченского терроризма, пока не придумают что-то другое. Россия разрушена. Теперь ее держат на определенном уровне, чтобы она была послушной, покорной и пригодной для использования в дальнейшем, в частности в предстоящей войне с Китаем. Вот что происходит. А сказать об этом прямо наши руководители не хотят. Можете представить, что произойдет с российским правительством, если оно заявит, что терроризм — это проделки Вашингтона. Тут же обольют грязью и в ближайшие несколько месяцев устроят импичмент, снимут, так сказать, своими методами. Идеологию антитерроризма приняли американцы после 11 сентября 2001 года и сейчас, прикрываясь ею, оправдывают свою мировую агрессию. Да и в нашей стране она стала средством манипулирования. При анализе всех мало-мальски значительных событий современности надо понимать общую ситуацию в мире. А она характеризуется переходом войны западного мира за овладение всей планетой в горячую фазу, с использованием современного оружия в любых точках земного шара. Главным событием ХХI века, по всей вероятности, станет война за уничтожение Китая и азиатского коммунизма. Этот фактор очень существен и для России, которая позиционирована таким образом, что вынуждается стать союзником США и западного мира в этом столкновении. Россия — все-таки побежденная в “холодной” и “теплой” войнах страна и быть абсолютно суверенной уже сейчас не в состоянии. В этом и заключается русская трагедия. Записала Людмила ГЛАЗКОВА
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |