Лев Тихомиров |
|
1900 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Л. А. ТихомировИз Дневника 1900 года24 июня. Отвратительные известия из Китая: поголовное восстание, избиение иностранцев и христиан. По-видимому, даже войска в опасности. Очевидно, сил мало, не доставлены. По-видимому, в Петербурге нерешительны. Поразительное явление: Новое Время и Свет пишут статьи против войны, за американскую политику уклончивости и обвиняют европейцев!. Не могу себе объяснить это иначе как Виттевскими рублями... Очевидно, в Петербурге страшная партия Витте (по карьерно-финансовым соображениям) против войны; к этой партии, конечно, примыкает и всякая рыхлая дрянь, вроде Ухтомского. И вот, того гляди, – мы будем малодушны, и в самую критическую минуту восточной истории всё провороним, а это будет значить, что еще через несколько времени будем первой жертвой китайского нашествия. Это – минута испытания для России, точнее, для нашего правящего класса, но – боюсь, что испытание не выйдет удачным... Купил Три разговора Владимiра Соловьева, с «краткой повестью о пришествии Антихриста»... Там как раз речь идет о будущем завоевании Европы китайцами и японцами... Пожалуй, пророком окажется! Очевидно, – у нас должна быть всего одна политика: немедленное занятие Манджурии, и усиленная колонизация всего, что в ней может быть колонизовано, двинув туда и русских, и финнов, и поляков, вообще все волны всевозможной иммиграции, а границу с Китаем (монголо-манджурскую) занять новым казачьим войском, безусловно очистив его земли от китайцев. Тогда мы могли бы хоть защищаться в случае нужды. А в Китае остальном, конечно, следовало бы предоставить возможно большему числу европейских наций забирать всё, что им угодно, чтоб этот Китай стал второю Польшею. ------ 28 июня. Совершенно удручающие зверства китайцев. Несчастного германского посла мучили 18 часов. Ужас берет. Резня христиан... И я себе задаю вопрос: чиста ли у нас, русских, совесть? Могли ли мы не вступиться в японско-китайскую войну, которая несомненно воодушевлялась идеей панмонголизма? Могли ли мы не забирать Манджурии и Порт Артура? По прямому смыслу это несправедливо. Но разве не несомненно, что Китай перешел бы в наступление, как только укрепился бы? Разве могло Правительство не обеспечить себе позиций, на которых можно обороняться? Тут завязался роковой узел, и теперь вопрос сводится к силе. Мне не нравится, что мы действовали не открыто, не брали прямо, открытой благородной силой то, что безусловно необходимо для России до тех пор, пока Китаю нельзя верить. Лучше бы прямо занять Манджурию во время войны, нежели заключать лживые «аренды» строить «для Китая» железную дорогу. Всё это было 1) или нелепость, 2) или ложь. И вот за это я чувствую свою русскую совесть неспокойной. Китайцы могут говорить и говорят: «Мы вас не звали, не шли к вам, мы не хотели вашей близости, вашей религии. Вы пришли в нашу землю и начали нас забирать». Но разве мы, т.е. европейцы вообще, в частности русские, могли не идти? где мы должны были остановиться? На Днепре, на Волге, на Енисее, на Амуре? Нас бы не было, если бы мы <не> шли. Мы все – нации всемiрные! Если бы Европа не шла в Азию, Африку, Америку, Австралию, где была бы мiровая культура? Мы идем к общению всемiрному; это закон нашего существования и наша миссия. Это общение не обязательно имеет характер вражды и покорения. Россия заняла место в семье народов. Японию никто не тронул. Если нация может занять место в мирном общении народов, – она в него вступит. Но если она не хочет? Да ведь мы не в состоянии дать ей этого... ----- 1 июля Сегодня Саша [1] был в Саввинском подворье, и епископ Парфений [2] говорил ему, что китайцы правы, изгоняя европейцев, так как де в своей земле они могут жить как хотят, и европейцы, помимо их желания, не должны туда лезть. ----- 18 июля. Замечательно безцветные известия из Китая. Наши войска очевидно слишком слабы, чтобы действовать сколько-нибудь энергично. В Манджурии мы до сих пор не умеем обезопасить Благовещенск. В Тяньцзине всё застыло в ожидании подкреплений, а китайцы тем временем готовят оборону по дороге к Пекину. Беда в том, что Россия сама не знает, чего хочет, и потому ничего не делает. Одна Япония знает твердо свою линию, но Россия, кажется, именно и боится Японии. Какое это несчастье, что в такую решительную минуту мы совершенно не имеем государственных людей. Собственно говоря, теперь следовало бы поступить с Манджурией, как Евдокимов поступил с Западным Кавказом: выгнать вон китайцев и заселить Манджурию русскими, с сильным казачьим войском южнее железной дороги. А остальной Китай – прямо разделить: часть отдать Японии, часть европейцам, Восточный Туркестан и <1 сл. нрзб.> взять себе. Монголию и Тибет сделать независимыми странами. Тогда пусть себе Япония, если угодно, сто лет ухищряется объединить разбитого истукана панмонголизма! Через 100 лет, если ей это и удастся, то всё же бывший Китай явится в мiр цивилизованной страной, а не звериной ордой, как теперь. ----- 20 июля. Противно читать газеты. Отношение Правительства к войне ниже всякой критики. Войска посылаются на восток вяло и гомеопатическими дозами, и китайцы получают всё время, необходимое для твердого укрепления по Манджурии. Тон петербургских продажных газет гнусен. Негодяй Гольстрем пишет в СПб. вед.<омостях>, что «Россия и Азия (?) одно», и что «Россия должна стать во главе пробуждающейся Азии»... Подлый и продажный фразер! Виттевские деньги чувствуются также в «Свете», «Новом времени» и «Гражданине»... Да, кажется, лучше уж иметь «свободную» печать... Всё-таки находили бы место честные голоса. И вот мы, быть может, находимся накануне величайшего исторического события, воскресли<?> 500 миллионов монголов, которые в первую голову обрушатся именно на нас, и – ничего не имеем, кроме слабомыслия, слабоволия, ничтожных корректных<?> помышлений гг. министров, и ровно ничего не видим в будущем... Конечно, мало вероятно, чтобы перед нами уже теперь стояла Калка... Но мы её можем подготовить и допустить через очень немного лет, если не раздавим Китая немедленно... А у нас говорят глупцы: «мирный народ», мечтают о «слабом и мирном соседе»... Дети! Прямо младенческое рассуждение! Как будто есть «мирные» народы, как будто Китай уже не увидал, что ему нельзя быть «слабым»! Детские мысли, детские надежды. С таким состоянием понятий можно прямо погибнуть, гораздо более безнадежно, нежели во времена Чингиз Хана. ----- 5 августа. Давно ничего не записывал: всё некогда... Между прочим за это время: а) у меня все повыздоравливали, б) умер бедный Владимiр Соловьев, которого мне крайне крайне <sic!> жаль... хороший был человек. ----- 7 августа. Мещерский в Гражданине сегодня опять китаефильствует самым гнусным образом: жили, дескать, добрые, смирные китайцы, и явились волки хищные европейцы (– и мы, стало быть, в том числе), стали притеснять китайцев, они и взбунтовались... Мы бы, говорит, то же самое сделали. Что за мерзкая гниль эти наши «князья» – Ухтомские, Мещерские... Замечательно развратная, павшая аристократия. Ничего не понимают умом, а сердцем – изменники... ----- 11 августа. Всё время стоит жара, духота, сушь и пыль. Начинает очень тяготить. Рассказывал о. Иосиф о беседе Влад. Серг. Соловьева, незадолго до смерти, с Новоселовым. Соловьев высказал, что христианскому прогрессу уже больше не бывать в мiре и что даже соединения церквей не будет до пришествия Христова... «Но что же остается делать?» – О себе думать... «Но всё-таки, что же именно делать, к чему стремиться?» – Быть возможно больше с Богом... Если возможно – быть с Ним всегда, – был ответ Соловьева. Он утверждал, что больше 2–3 сот лет мiр уже не просуществует... Замечательно подошел он, стало быть, к взглядам Говорухи, с которым прежде спорил. ----- 6 сентября. Прекрасны воспоминания кн. С. Трубецкого в Вестн.<ике> Евр. <опы> о последних днях Владимiра Соловьева, и его «разговорах», почти всецело посвященных Китаю и – гнилости нашей, Европы и России. Достается и нашим консерваторам, – весьма по заслугам. Прекрасно стихотворение Влад. Соловьева, посвященное Зигфриду – Императору Вильгельму, который понял, что «крест и меч – одно и то же»... Само собою однако, что убеждение покойного, что «История – кончена» – требует больших оговорок. Собственно как пророческое прорицание – оно не допускает моей проверки. Но по рассуждению, которое и мне доступно, – это ничем не доказывается. Я последнее время много читал Апокалипсис с толкованиями Андрея Кесарийского и Оберлена «Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна»... Перечитал и самого пророка Даниила, и правду сказать – ничего в смысле хронологическом не могу там разобрать... Если принять (по Оберлену), что наша «видимая Церковь» и есть «блудница Вавилонская», «прелюбодействовавшая с царями земными», то – пожалуй, для близости конца мiра очищается некоторая перспектива... ----- 14 сентября. Китайские дела всё усложняются, по-видимому. Первый пример явной и окончательной подлости дан Соединенными Штатами, которые уходят из коалиции. Не начало ли распадания ее? Не начало ли споров с Китаем? Можно только удивляться безумию китайцев, которые не хотят хоть на минуту воздержаться от явного гонения христиан и европейцев... Если бы они хоть немножко притворились, они бы могли натравить все державы одна против другой... Но, вероятно, даже и при их глупости, державы перегрызутся – и Китай тогда будет победителем. Неужели пророчества покойного Соловьева окажутся действительно вдохновением прозорливца? По здравому смыслу – это кажется невероятным, но судьбы Божии более ясно видны вдохновению, нежели здравому смыслу... ----- 22 сентября. Собираюсь писать «Православие на Дальнем Востоке»... да что-то не хочется. Занездоровилось: кишка разболелась. Да и писать почти совестно: до такой степени Россия искренне отступила от Бога, до такой степени знать не хочет своих христианских обязанностей, что кажется профанацией говорить таким людям о православии. Я, конечно, говорю о России высшей, правящей, образованной. В народе, конечно, много живой веры и, вероятно, он способен еще на что угодно религиозно высокое. Да ведь не для народа же я пишу! А свыше – что-то такое ужасное, такое отступничество, какого нет и на «гнилом Западе»... Гнилой Запад! Мы теперь совершенная ничтожность перед ним... Замечательно хорош Вильгельм. В нем видимо проснулся рыцарский дух предков и он сознает себя христианским Императором. Его ответ богдыхану – прекрасен. Недаром Владимiр Соловьев почуял родственную христианскую душу и посвятил последнее, предсмертное стихотворение «Зигфриду»: Потомок меченосной рати! Ты верен знамени креста – Христов огонь в твоем булате И речь грозящая свята.
Полно любовью Божье лоно, Оно зовет нас всех равно, Но перед пастию дракона Ты понял: крест и меч – одно... Это немец, протестант и сын «гнилого Запада» понял, и как новый Зигфрид вышел на борьбу с языческим драконом, оставшись «верен знамени креста». А для нас «православных» только начало стихотворения: Из-за кругов небес незримых Дракон явил свое чело И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло... И что же у нас? Ужель не смолкнут ликованья И миру вечному хвала, Безпечный смех и восклицанья «Жизнь хороша и нет в ней зла»? Нет, не смолкли, не смолкают и очевидно не смолкнут. Пропала живая душа, замерло сердце, молчит разум. Оттого и может казаться, что «жизнь хороша», это – наша-то жизнь, пропитанная насквозь мерзостью, развратом, продажностью, лганьем! Так хороша стала жизнь и люди, что уж и Дракона полюбили... Не знаю, как дальше, но пока получилось любопытное зрелище: Вильгельм стал на первое место, мы же на последнее, самое жалкое, причем очень этим довольны и, кажется, находим себя необычайно искусными... Я не смею роптать на Бога, потому что сам вижу, что наше Правительство совершенно точно отражает в себе способности русского общества. Русский грех – а не правительственный. Но тем тоскливее видеть это падение политического разума, когда сам чувствуешь, что оно не случайно, а – прямое последствие падения самой нации. Мне до боли жаль Государя: такая добрая душа, такое чистое сердце – и в такую решающую минуту не иметь около себя никого, кроме ничтожностей не только вроде Ламсдорфа, но и таких ловкачей ничтожества как Витте! За что такое Божие наказание личности, видимо, очень и очень чистой, раскрытой на желание добра? Нечто таинственное! ---------- 27 сентября. Сегодня получил от Ник. Петров. Каменева книгу Оберлена в собственность... Вот уж спасибо так спасибо! Редкость – и прелюбопытная книга. Весь хилиазм Влад. Серг. Соловьева основан на ней. Он очевидно был под огромным влиянием Оберлена, хотя никогда этого, кажется, не заявлял. Вообще должно сказать, что я всегда видел, многоученость покойного была не глубока, он почти ни одного вопроса самостоятельно глубоко не разрабатывал. У него была страшная размашистость, много чутья, много таланта, но не было большой силы, и он любил все вопросы брать штурмом пророческого вдохновения. ----- 6 октября. Приготовил несколько главок «Христианских задач России», да не нравится и не хочется писать до такой степени в русской современности мало общего с христианством и <мало> мысли о христианстве. Вообще чрезвычайно горька наша участь – современных христиан. В жизни общественной нас презирают и в нее почти не допускают. Своего же круга нет. Во Франции, напр., католики замыкаются в свой круг. А у нас – ничего. Живешь одиночкой и даже прихода не устроишь по своим идеалам. Даже монастырские общины не могут жить по-своему, по-христиански. «Враг» одолел. Уж, кажется, лучше бы совсем разойтись с Государством. Раскольников теснят, но они в своем круге счастливы. Прячутся, но – втихомолку и подпольно живут по своей вере. А мы во всем порабощены, проникнуты порабощением. Очень тоскливое существование и совершенно безвыходное. У меня на днях был архимандрит Климент (Римский настоятель). Привез мне отчет за 1898 г. Congregationis de Propaganda fide. Спасибо ему. Собирается строить в Риме церковь в 1 миллион франков, и получил от Государя 10 000 рублей. Просит, конечно, газетной поддержки. ----- 25 октября. Вечером у меня был Архимандрит Никон (Троице<->Сергиевский). Между прочим сообщил очень интересную и утешительную вещь: прошение о христианах в Китае на великой ектение введено по личному желанию Государя. Дай Бог Государю всего доброго за эту прекрасную мысль. Видно, что Он – христианин. Этот факт меня утешил и обрадовал до глубины души. Арх. Никон подтвердил также, что гр. Лев Толстой действительно отлучен от Церкви. ----- 31 октября. Получил ответ Архим. Никона Троице-Сергиевского на вопрос одного нашего корреспондента-мужика о расширении Собора над мощами Сергия Преподобного. Характеристичны слова о нашей «неготовности» к христианской миссии. Это безусловно верно, но разве люди бывают когда-нибудь к этому «готовы»? Это всё равно, что молитва... Часто ли она является чистой? Но нужно – понудить себя... Так и к исполнению всякого христианского долга мы всегда, в сущности, не готовы, ниже его. Нужно бы сознать только обязанность свою, и принудить себя ею заняться... Но беда в том, что мы и на это «не готовы», т. е. в сущности совсем не верим во Христа... Меня собственно удивляет эта глубина неверия в наших верхних слоях. Почему у них так сильна вера в ничто? Ведь на это у них нет никаких оснований! Но что станешь делать с гнилой душой! Покойный Соловьев ждал пришествия Антихриста, как несомненного близкого факта. В нравственном состоянии людей действительно он, т. е. Антихрист, прямо чувствуется. А мне все-таки не думается, чтобы конец света был близок, хотя собственно я лично – очень бы рад был этому. Я точно так же вполне изныл душой среди нынешнего мiра. Конечно, страшно подумать о Суде Божием... Но у Бога – милосердие... Есть надежда на прощение... А люди – ужасны и не видать у них уже почти искры правды. Да и милосердия у них уже нет, а есть только слабонервность. Я за последние полгода очень много перечитал о «последних временах». Всё в Новом Завете, даже вырезал и вместе соединил. Читал Андрея Кесарийского, Феофана Тамбовского (толкования на Солунянские послания), перечитал Оберлена, немножко перелистал и Беляева. Даниила Пророка перечитывал... В общей сложности – не вижу я изо всего этого близости конца мiра. Главное – не вижу я, чтобы Евангелие было уже проповедано всем народам... хотя – кто его знает, конечно... Собственно «Евангелие» очень далеко разошлось, и весьма возможно, что не принявшие – сами не захотели... Но дух Антихриста – выростает очень заметно, и даже не в буддизме, а именно в бывших христианах, как это и полагается, ибо сначала придет отступление, сказано... А «отступление», конечно, возможно только в среде, которая сначала «присоединилась» ко Христу. Это отступление, конечно, никогда не было так велико, как ныне, а главное – уж очень оно «искренне», очень вытекает из самой души современных людей. И вот, в общей сложности, я несколько колеблюсь относительно предвидений Соловьева. Одно только мне кажется несомненным: что его тысячелетнее царство есть произвольная выдумка, т. е. не его, конечно, личная, а вообще – еретическая хилиастическая выдумка. На это в Писании решительно нет данных, кроме темнейших мест Даниила, которые допускают самые противуположные толкования, а прежде всего – непонятны. ----- 28 Ноября, Вторник. Сегодня приезжал отец Иоанн Кронштадтский в 7 час. вечера. Зашел сначала к нам, был очень добр, помолился, вроде молебна без водосвятия, причем неожиданно для меня молился и о р. Б. Льве, чтобы Господь помог ему, дал разумение * и т. д. в его писательских трудах. Очень тронул меня. Потом пошел к Грингмутам, и мы все за ним. Было уже настоящее молебствие. После этого за чаем беседовали. Я завел речь о <православных> Китайцах и прямо спросил, правильна ли наша мысль приветствовать их и послать им праздничный подарок? Он сразу горячо одобрил и дал от себя 50 рублей. Это меня очень порадовало: его одобрение т. е., ну конечно, и за деньги спасибо. Сегодня вообще уже количество собранного дошло до 400 р.
1901
8 Марта. <Студенческие безпорядки в Москве> Похоже, что мы действительно входим в революцию. Очевидно, одни этому сочувствуют, другие уже боятся противудействовать... Один наш Владимiр Андреевич воинствует, но – в сущности – только не спросясь броду суется в воду... Не то нужно делать, и уже давно не то. Государство наше действительно плохо, и нужно было давно его улучшать, а уж когда всё разваливается – разве поправишь что-нибудь статьями газеты, никем не читаемой и скомпрометированной не только в глазах всего революционного, но и в самой массе народа, интересов которого она никогда ни в чем не защищает. Как это тяжело – погибать вместе с людьми, все ошибки которых и даже прямые вины так хорошо видишь, и к которым ты не причастен! Сколько раз, везде где мог, старался я ставить правое дело, а не ложное и не извращенное, – и безплодно! А теперь – погибай за чужие грехи! Очень всё это грустно. Вот уж истинно крест: невинное страдание за чужие грехи. Дай, Господи, хоть сил снести этот крест. И как характеристично, что всё это – начало конца – обнаружилось именно в Крестопоклонную неделю... Обидно, что ничего нельзя сделать для Китайского Православия. Хлопоты о нем здесь – пока связаны только со мной. Если меня не будет или я совсем буду безсилен, – то решительно не вижу, кто здесь будет хлопотать. Сатана охраняет свое господство в Китае и возмущает народы наши на их собственную гибель и на уничтожение всяких попыток поставить Православие в Китае. ----- 31 Октября. Были все (Надя, Коля, Саша и я) на молебне о. Иоанна Кронштадтского у В. Грингмута. Батюшка был очень ласков со мной. Он свеж, как всегда. Можно ли подумать, что ему 72 года? Я ему сказал: «Вот, батюшка, вы и по России ездите и Богу молитесь... Скажите, кто победит: Православие или враги его?» Он горячо стал уверять: «Православие всё победит»...
1904
13 Января. Мне приходит на мысль, что, может быть, война была бы полезна, только при условии жестокого поражения японцев. Они, по-видимому, очень язычники, и, быть может, силу способны больше уважать, чем истину. Видимо, у них может быть избиение православных. Дикарье и звери. К несчастью – если война и будет, то – я не верю в русскую победу. Правительство слишком нерешительно и неспособно на сильные удары. Никакое геройство войск не поможет. Наша политика на Дальнем Востоке прямо противоположна той, какая нужна для нравственного воздействия. Мы – жадны, лживы и трусливы. Никогда мы не лгали так невероятно, как на Дальнем Востоке. А в то же время – показываем боязнь войны. Нужно, чтобы нас уважали и боялись. Нас же – уличают в обманах и подозревают в безсилии. Это не обещает добра ни в мире, ни в войне. Скорблю о положении несчастной Миссии Николая и о всех православных японцах. Только сам Господь Бог может выручить их, да и нас. Но едва ли мы заслуживаем Его милости. Может быть, православные японцы более угодили Ему... ------- 29 января. Япония имеет Правительство, быть может, самое великое в своей истории. Мы имеем самое слабое, какое только было до сих пор, безпримерно слабое. В такой-то обстановке начинается борьба монгольской расы с арийскою, и борьба атеизма с христианством. Я говорю «атеизма», но не то что атеизма, а «антихристовщины» – земного бога. Тут происходит борьба не одних земных армий, а сил небесных и преисподних. У меня какой-то мистический страх и мистические надежды. Если бы суждено было победить нам, то несомненно это бы означало быстрое торжество христианства в Китае и Японии. Если победят они – значит, совершается последняя глава Истории Человечества... Перепечатывается с адреса http://www.pravaya.ru/faith/11/4707 Далее читайте:Л.А. Тихомиров Критика демократии Л.А. Тихомиров Государственность и религия Л.А. Тихомиров Религиозно-философские основы истории П.Ф.Якубович - письмо Л.А.Тихомирову от 31 октября (по юлианскому календарю). Сергей Чесноков "Около Тихомирова" Ремнев А.В. - Крестный путь Льва Тихомирова ("Исторический ежегодник", 1997 (спецвыпуск) год) Другие дневники:Л. А. Тихомиров (1852–1923). Из дневника за 1915 г. (начало). Публикация, предисловие и примечания А. В. Репникова. Л. А. Тихомиров. Из дневника за 1916 г. Публикация, предисловие и примечания А. В. Репникова. Л. А. Тихомиров. Из дневника за 1916-1917 гг. Публикация, предисловие и примечания А. В. Репникова.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |