Родственные проекты:
|
Заколдованная
БЕЛЫЙ ЛИСТ БУМАГИ
повесть для подростков и взрослых, которые занимаются
живописью или интересуются ею, или просто любят художников
ЗНАКОМОЕ ЛИЦО
Самое страшное в жизни — это посредственность, человек ни то ни се. В искусстве
посредственность страшнее вдвойне. Похвально, когда человек стремится быть
первым, вырваться вперед, сделать что-то значительное, оставить после себя
конкретный след. Я не ручаюсь, что этот дух лидерства и созидания вселил во
многих учеников, да это и невозможно, но кое в кого, хочется верить, вселил, и
во что абсолютно верю — во многих вселил дух странствий, желание побывать в
разных странах.
Пятнадцать лет я вел изостудию. Один за другим заканчивали обучение ребята и,
как правило, бесследно исчезали. Я не обижался — в молодости мы все эгоисты; в
повседневной суете несемся вверх по лестнице жизни и нам некогда оглядываться
назад.
Очень немногие из бывших учеников заходили в студию, да и то лишь на выставки
или мимоходом, взять бумагу, какую-нибудь краску, или перед сеансом кинофильма,
или по пути, во время романтической прогулки. Иногда бывшие ученики передавали
мне приветы от других учеников, но, конечно, это были неполноценные приветы.
Приблизительно половина моих учеников поступала в художественные школы и
училища. Это немало для любительской студии. Хотелось думать — из этой половины
хотя бы часть стала настоящими Художниками.
Я посещал все молодежные выставки, с надеждой встретить своих учеников. Бывало,
увижу на стенде до боли знакомую манеру, знакомую цветовую гамму; «Мой ученик, —
бормочу. — Все тот же зеленый цвет и воздуха мало, как и прежде». Подойду ближе,
а фамилия не та. Случалось, и фамилия вроде была знакомой, и я отправлялся на
поиски автора, но передо мной возникал совершенно незнакомый человек.
Однажды, закончив занятия в изостудии, я направился к метро; внезапно рядом
затормозила «иномарка».
— Леонид Анатольевич! Садитесь, подвезу! — из машины вышла моя бывшая ученица
Валя Горбунова.
Всего три-четыре года назад она была скромной девушкой, влюбленной в живопись; в
изостудии я готовил ее к экзаменам в художественное училище… И вот теперь передо
мной стояла молодая, уверенная в себе, женщина и, поигрывая ключами от машины,
давала понять, что полностью довольна жизнью.
Я с благодарностью отказался от предложения Вали, сослался на хорошую погоду и
любовь к пешим прогулкам, и спросил, поступила ли она в училище?
— Я не поступала, — засмеялась Валя и рассказала, что вышла замуж за богатого
человека, занимается теннисом, ходит в тренажерный клуб, а живопись забросила.
— Напрасно, — с горечью сказал я. — Возможно, позднее пожалеешь (что еще я мог
сказать?).
Спустя некоторое время я получил письмо от бывших учеников — они приглашали меня
на свою пирушку. Я ехал к ним и вспоминал...
Это был мой первый и самый дружный выпуск, и среди учеников — группа: трое
молодых людей и две девушки. Все пятеро тяготели к узорам, делали инкрустации из
благородных пород деревьев и собирались стать художниками по витражам. Я
вспоминал их эскизы: строгие, с приглушенными цветами и хаотичные, ярмарочные, и
нежные, мягкие, с дымчатыми, болотными разводами, выражавшими смирение. Эта
группа постоянно находилась в поиске и я всячески поощрял их искания. Они резко
отличались от других, модных в то время, да и сейчас, художнических групп.
Обычно молодежь стремится создать собственную культуру. Это неплохо, но, как
правило, такие «открыватели» отмахиваются от всего, что создано предыдущим
поколением. Главное для них удивить. Такие «мастера» подгоняют свою манеру под
современные веяния, стандарты, создают сиюминутные вещи, неглубокий, даже
ограниченный мир, рассчитанный на стадное восприятие. А некоторые всякими
модернистскими ходами попросту прикрывают незнание, творческую хилость,
некоторые просто занимаются шарлатанством. Понятно, им долго не продержаться —
время все расставляет по местам и, ясное дело, в искусстве долговечно только то,
что затрагивает сердце. Так вот, та моя группа не ломала традиции, а развивала
их.
...Они сильно повзрослели — я еле узнал их; все пятеро выглядели отлично, только
в их глазах не угадывалась внутренняя борьба, та борьба, которая обычно читается
в глазах художников. И мне стало тревожно.
Предчувствие не обмануло — они все стали научными сотрудниками. Заметив, что я
сник, сгорбился, они заговорили, перебивая друг друга:
— Ваши занятия до сих пор в моем сердце!.. Вы заронили в нас зерна творчества!..
Умение рисовать помогает в работе!..
Тяжелый осадок оставила эта встреча. «Неужели столько лет ухлопано зря?» —
унылые мысли приходили в голову. — «Ну хорошо, — рассуждал я. — Эти не стали
художниками, но те, кто поступил в училище, где они?»
Я ходил по улицам, вглядывался в молодых людей. Казалось, много знакомых лиц
мелькало в толпе. Некоторые молодые люди улыбались мне, кивали, и проходили
мимо... Как-то на бульваре меня окликнула девушка.
— Здравствуйте! Не узнаете? Я у вас занималась. Не помните? Моя фамилия Иванова.
Иванова Лена.
— Да, да, припоминаю... смутно, — бормотал я, действительно мучительно
припоминая. — Ну как, ты наверно уже закончила школу?
— Хм, школу! Я уже институт закончила! Текстильный. Работаю модельером в Доме
моделей. Моя коллекция недавно получила премию в Праге.
А потом ко мне домой неожиданно пришли бывшие ученики, закончившие
художественное училище: Марат Кадыров, Сергей Дьяков, Дина Ким и Аня Агальцова.
Они пришли поделиться радостью — их приняли в молодежную секцию Союза художников
и они готовились к «выставке четверки».
— Великолепной четверки! — с победоносной интонацией сообщил Марат. — Наш косяк
все сметет на своем пути.
— Косяк? Великолепной четверки? — засомневался я.
— А что?! — вступила Аня. — Вы же сами говорили: «честолюбие в художнике —
хорошая движущая сила».
— Неужели говорил? — я преувеличенно просиял, втайне довольный, что меня
цитировали.
И, наконец, я получил открытку, в которой бывшая ученица Саша Кокина приглашала…
на свою персональную выставку!
Саша встретила меня у входа в помещение, подвела к одной из картин и сказала,
что эта работа посвящена нашей изостудии. На картине за мольбертом в раздумье
сидела ученица; рядом стоял учитель и показывал за окно, где виднелся огромный,
многоликий мир. Картина называлась «Белый лист бумаги».
…Оглядываясь назад, подытоживая (хотя, вроде, еще рановато) свой художнический
путь, я вижу, что прошел его не так уж и плохо. Конечно, не добрался до вершин,
карабкался по одним предгорьям, то есть не сделал чего-то значительного, но тут
уж надо бичевать самого себя.
Что успокаивает — некоторые мои ученики пошли дальше своего учителя, как,
собственно, и должно быть. Они-то осуществят мою мечту — побывают в «разных
странах»; пусть не пиратами и матросами, но хотя бы пассажирами третьего класса.
Впрочем, кое-кто, наверняка, попутешествует и на яхтах.
И все же, главное путешествие я совершил — ведь каждая жизнь есть ни что иное,
как путешествие с целью познать окружающий мир и самого себя. И в этом смысле
мне повезло: я побывал в разных житейских водоворотах, боролся с волнами в
свирепый шторм, когда неприятности накатывались одна за другой, и нежился на
спокойной глади в полный штиль, когда испытывал радость, величиной с небо… И у
меня еще есть время, чтобы все это изобразить. На белом листе бумаги.
1984 г.
Леонид Сергеев. Заколдованная. Повести и рассказы. М., 2005.
|