Родственные проекты:
|
Заколдованная
БЕЛЫЙ ЛИСТ БУМАГИ
повесть для подростков и взрослых, которые занимаются
живописью или интересуются ею, или просто любят художников
КАРАНДАШ С ТРЕХЦВЕТНЫМ ГРИФЕЛЕМ
Я всегда испытываю сильнейшее волнение при виде рисовального ватмана: подолгу
трогаю лист, поглаживаю шероховатую крупнозернистую поверхность и нюхаю —
пытаюсь уловить запах. Все от того что в детстве, во время войны, мы рисовали на
оберточной бумаге, да и ее доставали с трудом.
Рядом с общежитием, где мы, эвакуированные, жили, находился госпиталь. Время от
времени на черный ход госпиталя среди всякой всячины выбрасывали оберточную
бумагу. Бумага была жухлой, плохо обработанной, с выступающей древесной трухой,
и сильно измятой. Тем не менее, мы находили ровные клочки. Сложнее было
подобраться к драгоценной бумажной куче — черный ход охранял сторож;
неподвижный, непроницаемый, с тяжелыми кулаками, он в каждом мальчишке видел
«шалопая с черными намерениями». К счастью, сторож иногда «впадал в дрему», как
он выражался. В момент «дремы» мы таскали бумагу у него из под носа.
На оберточной бумаге рисовали всем, что оставляло след: обугленными лучинами,
красным кирпичом, штукатуркой. Кое-кто имел кисти — клеевые, конторские. Иногда
делали кисти из собственных волос, которые собирали после стрижки. Красками
служили чернила из синильного порошка и бузины, разведенные водой побелка и
глина. Редко у кого появлялись цветные карандаши, еще реже — акварельные краски
— разноцветные лепешки, приклеенные к картонке-палитре. Таких счастливчиков
считали «миллионерами».
Был среди нас и «миллиардер» — мальчишка, обладатель толстого карандаша с
трехцветным грифелем. Этот необычный карандаш давал потрясающие линии — на них
один цвет плавно переходил в другой. Если цвета наслаивались, возникали
неожиданные сочетания теплых и холодных тонов. Это было сильным зрительным
впечатлением — оно приводило нас в восторг, мы вырывали карандаш друг у друга...
Но однажды «миллиардер» установил определенную плату за пользование
чудо-карандашом: кусок жмыха или сала. После этого мало кто из нас держал в
руках чудо-карандаш — в то голодное время жмых и сало были для нас таким же
лакомством, как мороженое для теперешних детей.
Конечно, те, кто живут в далеких таежных поселках, более бережно относятся к
рисовальным принадлежностям — хорошие краски и кисти туда не так уж и часто
завозят. Наверное, есть места, куда их не привозят совсем и начинающие художники
только мечтают иметь «все цвета радуги», как и мы мечтали когда-то. Таких
художников хочу приободрить: принадлежности для рисования играют важную роль, но
не основную. Все-таки художник рисует не только красками и кистью, и не только
руками, но и сердцем.
Леонид Сергеев. Заколдованная. Повести и рассказы. М., 2005.
|