Игорь Рассоха |
|
2004 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Игорь РассохаНароды, опередившие свое время,и общества, выпавшие из историиИсторические стадиальные флуктуации в развитии общества
Колоннами построился один из опередивших, а затем
выпавших... АННОТАЦИЯИстория человечества представляет собой целостный закономерный процесс. Главная причина этой целостности заключена в целостности самой человеческой психики, системном единстве человеческой деятельности. При этом «границы возможного и невозможного» в данном обществе в конечном счете определяются уровнем развития технологии. В самом общем смысле история человечества представляет собой непрерывный ускоряющийся путь прогресса. В ходе него пять технологических скачков приводили к принципиальному изменению образа жизни людей: использование орудий, неолитическая, «городская», промышленная и информационная революции. Это определило существование пяти стадий (ступеней) развития человеческого общества: дикости, варварства, феодализма (сословно-классового общества, традиционных цивилизаций), индустриального общества (капитализма) и постиндустриального общества. Трудности стадиального подхода связаны с необходимостью теоретического объяснения зигзагообразного характера истории человечества и, в особенности, фактов несоответствия между уровнем технологии и общим уровнем культурного развития конкретных обществ. Подобные несоответствия – исторические стадиальные флуктуации – могут быть как положительными (на ступень выше), так и отрицательными (на ступень ниже). В частности, некоторые горные земледельческие общества в социальном плане проявляли черты дикости. С другой стороны, общества, по важнейшим типологическим параметрам сходные с современным индустриальным, существовали в Европе еще до промышленного переворота. Это Англия XVIII века (а также США, в какой-то мере Франция и ряд других стран Европы), Нидерланды XVII в., ряд городов-государств Северной Италии XV—XVI вв. (Венеция, Милан, Генуя), а Флоренция — даже в XIV в. н. э. Эти же черты проявляли еще древние Афины и другие передовые античные полисы. И наоборот, тоталитарные режимы ХХ столетия при машинной технологии проявляли черты феодальных обществ. Сущность таких серьезных деформаций образа жизни и образа мыслей у массы людей всегда одна: более высокий (богатый) или более низкий уровень жизни, чем тот, который в принципе присущ данной ступени развития экономики и технологии. Но если привходящие исторические условия, вызвавшие данную деформацию, исчерпываются, тогда, естественно, ликвидируется, “рассосется” и стадиальная флуктуация. Т. е. такие общества принципиально неустойчивы по сравнению с «нормальными». Однако некоторые общества с негативными флуктуациями приобретали устойчивость за счет политики широкого культурного заимствования у развитых обществ. Так они превращались в «боковые» стадиальные флуктуации, не уступающие по развитию «нормальным», хотя и по-прежнему более неустойчивые. В частности, в истории Украины подобные «боковые» флуктуации возникали дважды: в эпоху казацкой государственности и в позднем СССР. Иногда стадиальные флуктуации могут перерасти в общий стадиальный сдвиг в развитии социума. Так, промышленный переворот в Великобритании смог произойти именно потому, что она уже была буржуазным обществом. Но, с другой стороны, тоталитарные режимы тоже не обречены на автоматическое падение. Они могут приобрести устойчивость за счет искажения самой природы человека. Так что и сегодня существует угроза установления на Земле мировой тоталитарной диктатуры. И эта угроза не исчезнет, пока мир будет разделен на богатые и бедные народы. Еще более общая проблема – возможность развития Разума на иных планетах именно как космической тоталитарной диктатуры. Не исключено, что «феномен НЛО» – это как раз проявление контакта с подобной цивилизацией.
Рассоха И.Н. Народы, опередившие свое время, и общества, выпавшие из
истории Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества.
Харьков. 1994-2004. Здесь читайте:Игорь Рассоха (авторская страница). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Чанышев А.Н., Бертран Рассел Предфилософия Эллады.Милетская Школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен.Русская национальная философия в трудах ее создателей (сборник произведений).
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|