> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ОПЕРЕДИВШИЕ СВОЕ ВРЕМЯ... >
ссылка на XPOHOC

Игорь Рассоха

2004 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Игорь Рассоха

Народы, опередившие свое время,

и общества, выпавшие из истории

Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества

На параде 

Колоннами построился один из опередивших, а затем выпавших...
Фото из кн.: The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАДИАЛЬНЫЕ ФЛУКТУАЦИИ

1.4. СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНЫХ ОБЩЕСТВ

Но те же самые черты современного (говоря марксистским языком, раннебуржуазного) общества были присущи и древним Афинам (а также другим передовым полисам Древней Греции) периода их наивысшего рассвета, т. е. V — пер. пол. IV вв. до н. э. Налицо все семь приведенных нами для раннекапиталистических обществ Нового времени типологических черт:

1) Решительное преобладание свободного, в т. ч. наемного труда. По сути, это положение не оспаривается ни одним серьезным исследователем. Так, даже К. Маркс отмечал, что “экономической основой античного общества в наиболее цветущую пору его существования было мелкое крестьянское хозяйство и ремесленное производство свободных” [21, с. 346]. Особенно характерно государственное ограничение применения рабского труда в интересах занятости неимущих граждан: “Иногда чисто искусственными мерами поддерживался свободный труд и устанавливалась норма применения рабского труда. Так, например, в Афинах в V в. при Перикле число рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено до четверти общего числа работников” — писал В. С. Сергеев [24, с. 246].

Но тот же Сергеев утверждал: “Наличие свободного труда в античных обществах, однако, не превращало эти общества в капиталистические. Наоборот, свободный труд, где он применялся в античности, предполагал рабство как основную базу” [24, с. 246]. — На это следует возразить цитатой из Ф. Бро­деля, ссылавшегося, в свою очередь, на того же К. Маркса: “Сущность меркантилизма, — кратко пишет в своей первопроходческой книге Э. Уильямс [25, p. 30], — есть рабство. Это то, что Маркс выразил другими словами в одной фразе-вспышке, единственной, может быть, по своей исторической содержательности: “Вообще для скрытого рабства наемных рабочих в Европе нужно было в качестве фундамента рабство без оговорок в Новом Свете”[85, с. 769]… Причем существовало и широко распространенное и долго длившееся “рабство” белых (“слуги”, “законтрактованные”, чей “контракт” практически и означал многолетнее рабство). Белое “рабство” вступило в игру лишь в той мере, в какой не хватало индейского, а рабство негров развилось только из-за нехватки труда индейцев и рабочей силы, доставляемой из Европы. Там, где негр не использовался, например, для возделывания пшеницы к северу от Нью-Йорка, “слуга” (servant) сохранился вплоть до XVIII в” [7, с. 402-403, 406-407].

Приводящим же аргументы о том, что конкуренция с рабским трудом принижала социальный статус и ухудшала материальное положение свободных работников в Древней Греции, следует напомнить про аналогичную “дополняющую” роль внеэкономического принуждения, скажем, в Англии: “Работные дома — особые приюты для бедняков в Англии 17—19 вв., условия жизни в которых мало отличались от тюремных... В ходе промышленного переворота система работных домов была централизована (закон 1834 г.). В работные дома в принудительном порядке помещались все обратившиеся к общественной помощи. Угроза помещения в работные дома заставляла многих бедняков соглашаться на любые условия работы на фабриках, что позволяло предпринимателям снижать зарплату” [26].

Но даже если настаивать на принципиальном отличии Англии начала XIX в. от рабовладельческой Греции, то и в таком случае следует вспомнить, что, скажем, города Италии эпохи Возрождения были рабовладельческими государствами: «Многочисленные законы о рабах, принимавшиеся в различных городах Италии в X-XV вв., преследовали цель держать рабов в беспрекословном повиновении и оградить права и интересы рабовладельцев от покушений третьих лиц на эту живую собственность. Города обязывались выдавать друг другу беглых рабов. В течение всего средневековья в Италии велась довольно оживленная торговля невольниками… Следует иметь в виду, что за исключением метрополии Римского государства в период II в. до н. э. – I в. н. э., Балеарских островов в XII-XV вв. (где на каждого испанца приходилось по 10 и более рабов-мужчин, не считая огромного количества женщин), ряда районов Америки в XVI-XIX вв. и некоторых других случаев рабство нигде и никогда не составляло основу общественного производства» [70, с. 28, 37-38].

 Пункт 2): “Исключительное значение городов и городской жизни, очень значительный процент городского населения”, — для передовых полисов Древней Греции не нуждается в особых доказательствах.

3) V — первая пол. IV вв. до н. э. Афины были крупнейшим торгово-распределительным и торговым центром всего Средиземноморья. “Применяя сравнительно-исторический метод, исследователи приходят к выводу, что по объему торговли античные Афины находились на одном уровне с передовыми торговыми республиками средневековой Италии, превосходя вдвое торговые обороты Генуи... “Трапедзиты”, банкиры Эллады, по размерам и разнообразию проводимых ими операций, главным образом коммерческого кредита, не уступали банкам средневековой Италии” [31]. “Афины, — пишет Ксенофонт (О доходах, 111), — с точки зрения морской торговли и судоходства — самый желательный и самый прибыльный город. Прежде всего он имеет превосходные безопасные гавани, где можно останавливаться во время бурь . Затем в боль­шей части других городов каждый раз приходится набирать новую кладь, потому что монета этих городов совершенно бесполезна вне их пределов, в Афинах же не только имеется множество предметов для нагрузки корабля, но если торговец не пожелает нагружать корабль новым товаром вместо своего, то может везти самый чистый товар (деньги), так как где бы он ни продал афинское серебро, он везде получит больше”. “Из эллинов и варваров, — говорится в сочинении конца V в. до н. э. (“Псевдоксенофонтова полития”, II, 11), — одни только афиняне могут иметь богатства. Ведь если какой-нибудь город богат кораблестроительным лесом, куда он будет сбывать его, если не убедит господ моря купить его? Если же какой-нибудь город богат железом, медью или льном, куда он будет сбывать все это помимо владык моря, т. е. афинян? По этой же причине мы (афиняне) имеем от одного государства дерево, от другого — железо, от третьего — медь, от четвер­того — льняные материалы, от пятого — воск и т. д”. Афинский порт Пирей сделался транзитным пунктом, через который проходило множество всевозможных товаров, направлявшихся с востока на запад и обратно.

Объектами вывоза Афин были предметы Афинского производства — металлические изделия, керамика, предметы роскоши, оружие и т. д. [24, с. 246]. В классическую эпоху Афины были городом, по своему промышленному развитию стоявшим впереди всех городов Греции [27, с. 127]. Причем большую часть афинской экклесии (народного собрания — высшего органа государственной власти Афин), как видно из “Воспоминаний о Сократе” Ксенофонта, составляли именно ремесленники — кожевенники, горшечники, сапожники и прочие, кто, по словам Аристофана (“Птицы”, 489—492) “по петушиной утренней песне поднимаются все на работу: ткачи, печники, скорняки, мукомолы, гончары, маляры, столяры, мастера по слесарно-кузнечному делу, обуваются наспех, впотьмах и бегут” [24, с. 245].

4) “Главным же предметом ввоза в Афины всегда оставался хлеб, так как небольшая и малоплодородная область Аттики не могла прокормить всего скопившегося там насе­ления. Во времена Демосфена (т. е. в сер. IV в. до н. э.) в Аттику ввозилось приблизительно 800 тыс. медимнов хлеба (т. е. свыше 40 миллионов литров зерна: питание примерно 200 тыс. человек! — И. Р.), т. е. вдвое больше собственного ежегодного урожая Аттики” [27, с. 122]. Основными же сельскохозяйственными культурами Аттики стали виноград и особенно оливки, причем основная часть оливкового масла отправлялась на экспорт. Налицо — очевидные признаки “высокого сельского хозяйства”, с соответствующим ему типом зажиточного и культурного крестьянина (фермера), любимого положительного героя комедий Аристофана.

5) “Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было подвергнуть заключению без судебного приговора, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог покинуть город до рассмотрения своего дела... Полноправным гражданам политический строй Афин обеспечивал полноту политических прав и свобод. Применение жребия при замещении должностей предполагало, что любой гражданин может быть привлечен к управлению государством. Ежегодно сменяемые должностные лица регулярно отчитывались перед народным собранием и в случае признания отчета неудовлетворительным могли быть отозваны досрочно. Даже высшие должностные лица должны были руководствоваться волей народного собрания... В Афинах любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, вносить предложения по вопросам внутренней и внешней политики. На сцене афинского театра, особенно во время представления комедий, подвергались критике отдельные аспекты политической и общественной жизни, в карикатурном виде изображались видные государственные деятели...

Метеки-эмигранты и их потомки не имели политических прав, не могли приобретать недвижимость и платили особый подушный налог. Но тем не менее... Афинское государство было заинтересовано в увеличении числа метеков (составляющего примерно треть или четверть свободного населения Афин), и в некоторые периоды принимались специальные меры по их привлечению. Метеков приписывали к афинским демам (“районным Советам”), законы защищали их интересы в большей мере, чем обычных чужеземцев — ксенов. А иногда им за заслуги даровали и гражданство... Проспартански настроенные авторы возмущались в числе прочего распущенностью рабов и метеков в Афинах: “... очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится... И по одежде и по внешнему виду тут народ нисколько не лучше и не отличается от рабов и метеков”, — писал один из них” [28, с. 187-189]. Кстати, и “положение рабов в Афинах стало легче, чем во многих других греческих государствах. Рабы здесь имели право убежища (в храме). За убийство раба его хозяин отвечал как за непредумышленное убийство. Объяснение этого интересного факта следует искать, с одной стороны, в демократической конституции Афин, а с другой стороны — в высоком экономическом уровне Афин” [24, с. 240]. Глубокое впечатление производит тот факт, что афиняне считали выполнение полицейских функций унизительными для свободного человека, и Афинское государство возлагало их на рабов, специально закупаемых в Скифии...

Следовательно, пункты 5) (правовое общество) и 6) (демократические начала) были также в полной мере присущи  древним Афинам.  Что же касается  пункта 7) – современных черт в духовной жизни и идеологии, – то здесь следует отметить, что в истории Греции и древнегреческой культуры V век до н. э. был эпохой бурного, фантастического роста, собственно “греческого чуда”, в результате чего во второй половине V в. до н. э., прежде всего в Афинах “золотого века Перикла” — центре тогдашней древнегреческой цивилизации — складывается весь комплекс классической древнегреческой культуры. Вообще почти все основные достижения древнегреческой цивилизации относятся к V-IV вв. до н. э. — времени наивысшего социально-экономического расцвета Афин.

В какой-то степени, помимо ряда передовых полисов Греции VI—IV вв. до н. э., черты стадиальной флуктуации проявляются ещё в один период античности: в Римской империи её “золотого века”, в эпоху Антонинов, особенно в конце I-го — первой половине II вв. н. э. Прежде всего потрясают многие современные черты быта в римском обществе: “Отличительной чертой городов эпохи I – III вв. были каменные мостовые, водопроводы, канализация. В самом Риме работали одиннадцать водопроводов, дававших 950000 куб. литров воды ежесуточно… В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу… В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (до шести), сдававшиеся в наем по квартирам и комнатам. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные  здания – храмы, дворцы, базилики (тогда – здания судов и торговых бирж), портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В Риме, а также во многих больших городах провинций строились роскошные здания терм (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купания, гимнастические залы, комнаты отдыха… Во ІІ в. н. э. В Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км, действовала регулярная почта” [58, с. 357-359]. Римляне широко применяли при строительстве бетон, технология производства которого будет возрождена в Западной Европе лишь в 18 веке [30, с. 280].

“Часто, ссылаясь на развитие торговли, императорский Рим считают чуть ли не капиталистическим… Корабли, снабженные тремя мачтами и парусами, тоннажем до 500 тонн и вмещавшие до 600 пассажиров, были соизмеримы с судами 17-го и даже начала 18-го века. Путешествия совершались довольно быстро (например, из Италии в Египет – за 7 дней). В гаванях имелись склады для товаров, здания администрации порта, помещения коллегий торговцев и работников порта, базилики, где заключались сделки, трактиры, гостиницы. Некоторые гавани имели много причалов для стоянки судов; погрузка и разгрузка производились машинами… На Рейне преобладали однотипные виллы ветеранов с домами в два этажа, с башней, баней, погребом, застекленными окнами, портиками” [31, с. 572-573, 576]. На золотых рудниках в Испании римляне строили сложные инженерные сооружения для обрушивания и промывки горных пород. Плиний Старший сообщает, что в его время только провинции Астурия, Галисия и Лузитания давали свыше 6,5 тонн золота в год. Это весьма значительное количество даже по нынешним понятиям. Общая масса породы, переработанной в ходе добычи, оценивается специалистами в сотни миллионов тонн. Подобные масштабы работ в золотодобывающей промышленности были вновь достигнуты лишь в 19-м веке [32, с. 65-66].

“Галльские вина, испанское оливковое масло успешно конкурировали с лучшими италийскими и греческими сортами. Насколько обширным был размах оливководства и виноградарства в западных провинциях, показывают археологические данные. Маслодавильни, найденные в Северной Африке, занимают площади в несколько сот квадратных метров, на рельефах из Галлии запечатлена перевозка вина в огромных деревянных бочках. Совершенствуется земледелие. Вводятся новые сорта зерновых и кормовых, распространяется культура пшеницы, осваиваются новые виды удобрений, в частности, в Галлии широко использовались минеральные удобрения. Совершенствуется сельскохозяйственная техника: именно на просторах галльских латифундий получила применение довольно совершенная галльская жнейка; был изобретён первый колёсный плуг. Для помола зерна начали применять водяные мельницы... Рост городов и городского населения в самих провинциях, возможность вывоза сельскохозяйственных продуктов в Италию и другие области Империи способствовали проникновению в провинциальное сельское хозяйство товарного производства и рациональных приёмов земледелия...

Свободное крестьянство никогда не исчезало даже в Италии, стране наибольшего развития рабовладельческих отношений, а в западных, дунайских и африканских провинциях роль свободного крестьянства была довольно высока... Для II в. н. э. характерно широкое развитие арендных отношений... Роль свободного труда в римском ремесле была большей, чем в сельском хозяйстве... Никогда ещё торговые сношения многочисленных народов Средиземноморья не достигали такой степени интенсивности и размаха, как в эпоху Антонинов... Для II века н. э. характерен особый подъём провинциального ремесла... Если в предшествующее время основным предприятием была ремесленная мастерская в 10—20 рабочих единиц, то во II веке н. э. её размеры увеличиваются до нескольких десятков рабочих единиц... Развитие ремесла во всех провинциях Римской империи привело к повышению удельного веса ремесленников в социальной жизни римского общества... Значительная часть ремесленных мастерских и лавок в римских городах II в. н. э. принадлежала вольноотпущенникам (выпущенным на свободу рабам) или их потомкам. Эти трудолюбивые и бережливые люди, обязанные достигнутым положением своему труду, обеспечили развитие римского ремесла. Дошедшие до нас надгробные памятники на их скромных могилах носят надписи, где трогательно прославляются профессии гончаров, сукновалов или кожевников...

Во II веке н. э. рабы рассматривались не как личная собственность господина, а как подданные государства, на которых распространяется не только власть их господ, но и римского правительства... Император Антонин Пий приравнял убийство господином своего раба к убийству чужестранца и предоставил рабам, в случае жестокого обращения, право искать убежища перед статуями императоров... В римском праве распространяется взгляд, согласно которому свобода человека объявляется “естественным” состоянием, свойственным человеку как таковому, а следовательно, и рабу” [29, с. 330-350].

 Великий немецкий историк Эдуард Мейер писал прямо: “Ложно мнение, будто историческое развитие народов, живущих вокруг Средиземного моря, шло непрерывно по восходящей линии. Это мнение, вызванное прежде всего теологической потребностью, усердно распространялось популярной философией, которая, как известно, охотно занимается теорией прогресса, и, не заботясь о фактах, составляет только красивые системы; в основе его лежит обычное деление истории на древнюю, среднюю и новую. Из того, что в Средние века господствовал совершенно примитивный строй, заключают, что строй древней жизни неизбежно был еще более первобытен. В противоположность этому взгляду необходимо самым энергичным образом указать на то, что история развития народов, живущих у Средиземного моря, представляет два параллельных периода, что с падением древнего мира развитие  начинается сызнова, и что оно снова возвращается к тем первым ступеням, которые давно уже были пройдены... Кто еще не совсем освоился с этим фактом, кто еще может сказать: “Уже у греков или у римлян мы находим то или иное учреждение, затем следует Франкское государство и Карл Великий и т. д.”, тому еще не доступно научное понимание того процесса развития, который мы называем всемирной историей... Седьмое и шестое столетия (до н. э.) в греческой истории соответствуют в развитии Нового времени четырнадцатому и пятнадцатому веку после Р. Х., пятое — шестнадцатому” [33, с. 10-11, 41].

Присоединяясь в целом к этой точке зрения, мы также считаем, что через бездну в двадцать столетий тип социума Афин V в. до н. э. по существу тождественен Флоренции и Генуе XV в. н. э., а также обществу Нидерландов XVII в. и Англии XVIII в. (Хотя четвертое столетие “греческой истории” в целом не соответствует 17-му Нового времени, так же, как III в. до н. э. — 18 веку, II — 19-му, а I в. до н. э. — XX веку). При всем прогрессе технологии общий тип экономики за эти все века сколько-нибудь серьезно не изменился. Ф. Бродель справедливо замечает: “Материальная жизнь в промежутке между XV и XVIII вв. – это продолжение древнего общества, древней экономики, трансформирующихся очень медленно, незаметно” [22, с. 39].  Парадокс касается всех перечисленных выше “раннебуржуазных” обществ: явные и очевидные черты индустриального общества наблюдаются на еще “доиндустриальной” стадии экономического развития, т. е. до промышленного переворота. Налицо видимое нарушение постулировавшегося выше принципа целостности культуры социума — “стадиальная флуктуация”. То же касается и Римской империи эпохи ее наибольшего расцвета. Следует помнить, что и тогда основную часть населения империи продолжали составлять крестьяне, которые по-прежнему жили достаточно замкнутыми сельскими общинами. Машин, даже водяных мельниц, тогда было еще очень мало, в целом технология производства носила сугубо ремесленный характер. Но в передовых районах Римской империи действительно имела место стадиальная флуктуация, общество приобретало во многом современные черты.

 

 

Вернуться к оглавлению

Рассоха И.Н. Народы, опередившие свое время, и общества, выпавшие из истории Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества. Харьков. 1994-2004.
Книга для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.


Здесь читайте:

Игорь Рассоха (авторская страница). 

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Чанышев А.Н., Бертран Рассел Предфилософия Эллады.

Милетская Школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен.

Русская национальная философия в трудах ее создателей (сборник произведений).

"Философская культура" №1.

"Философская культура" №2.

"Философская культура" №3.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС